Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития уровня мотивации к изучению предмета
статья по теме

Козловская Елена Хусаиновна

Данный материал можно использовать в качестве доклада или выступления на методическом объединении или педсовете. Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения разработки адекватных методик. В данной разработке использована методика" Изучение отношения к учебным предметам по Г. Н. Казанцнвой, которая дает возможность получать определенные результаты по изучению мотивации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moutitulnyy.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Благодарновская средняя общеобразовательная школа

Использование современных педагогических и информационных технологий как  средство развития  уровня  мотивации к изучению предмета

Учитель биологии

I квалификационной категории

 Козловская Е.Х.

Благодарное, 2012

Посредственный учитель рассказывает,

Хороший учитель объясняет,

Замечательный учитель показывает,

Гениальный учитель вдохновляет.

                                                                            Ю.А.Конаржевский.                    

                                                                           

                                                                   

                                                                                                                                         

Введение.

Качество подготовки выпускников школы очень часто оказывается не соответствующим соответствующим требованиям, предъявляемых со стороны современного общества. Как следствие, Российское образование столкнулось с необходимостью его коренной перестройки. В основе обновленного общего образования положена ориентация на формирование ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, гражданско – правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах, составляющих образовательную компетентность.Это делает актуальным поиск и использование новых педагогических технологий.

Возникает противоречие между необходимостью использования в образовательном процессе новых педагогических технологий и отсутствие эффективных методик их применения.

Самым важным для учителя считался вопрос « как?»

  1. Как вызвать интерес к учебе?
  2. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?
  3. Как повысить мотивацию?
  4. Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?
  5. Как эффективно использовать новые методы и новые педагогические технологии, способствующие повышению качества образования?

В результате совершенствования системы образования постоянно усложняются требования к психологическому развитию школьников. Важно так построить работу с учащимися, чтобы они сами хотели получать знания. Формирование такой мотивации можно без преувеличения назвать одной из центральных задач современной школы.

В результате совершенствования системы современного образования постоянно меняются требования к психологическому развитию школьников. Важно так построить работу с учащимися, чтобы они сами хотели получать знания.

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы, чтобы бороться с неуспешностью в обучении.

Признаки неуспешности учащихся.

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

  1. Пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий;
  2. Пробелы в навыках учебно- познавательной деятельности ;
  3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, непозволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, необходимые для успешного учения;
  4. Ученик не может воспроизвести определения понятий. Формул, доказательств, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.

Причины неуспешности.

Трудности подростков, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:

  1. Слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной неуспешности;
  2. Несформированность приемов учебной деятельности;
  3. Недостатки познавательной сферы( мышления, памяти, внимания).
  4. Недостаточное развитие мотивационной сферы.

Способы преодоления школьной неуспешности.

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело  трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

  1. Наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
  2. Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
  3. Обучающие самостоятельные работы в классе.

Работа по созданию положительной мотивации.

   Развитие творческих способностей учащихся через введение новых образовательных технологий обучения. Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются  навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

Цель – мотивация – потребность – интерес.

Л.С. Выготский писал, что «сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции, за мыслью стоит аффективная и волевая тенденция.»

Безусловно, достичь образовательных целей значительно легче, если ученик проявляет интерес к учебному материалу. Интерес определяется специалистами как эмоционально- познавательное отношение к предмету или непосредственно мотивируемой деятельности, отношение переходящее при благоприятных условиях в эмоционально – познавательную направленность личности. Наличие интереса субъекта к учебной деятельности выступает показателем сформированности мотивов этой деятельности.

Педагогические приемы по созданию мотивации.

Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

  1. Прежде всего надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;
  2. Подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам;
  3. Формированию учебной мотивации способствует занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;
  4. Контроль используется как средство мотивации учащихся.

Стимулирование познавательного интереса.

Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул).

К числу познавательного интереса могут быть отнесены:

  1. Новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности.
  2. Демонстрация незавершенности теоретических знаний.
  3. Развитие творческих способностей учащихся через введение новых образовательных технологий обучения. Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
  4. Использование инновационных педагогических технологий,

В основе технологий - ценностные ориентации, целевые установки учителя, технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение цели.

Применение информационных технологий.

Использование педагогических технологий неразрывно связано с

применением в обучении современных информационных технологий. Использование информационных технологий в обучении биологии может осуществляться в нескольких направлениях. Первое из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по биологии: мультимедийные энциклопедии, электронные учебники. Программы мультимедиа представляют информацию в разных формах( фото, видео, графики, анимации, озвучивание) и тем самым делают процесс обучения эффективным.

На сегодняшний день использование мультимедийных технологий предполагает:

-Совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

-Усиление мотивации учения.

Большую возможность для развития творческого потенциала предоставляют обучающие компьютерные программы. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение. Возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач  не только дают ученику возможность выбирать удобный темп и форму восприятия материала, но позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Для этого учителю необходимо всего лишь формулировать тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребёнка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся получает возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения, что в конечном итоге положительно сказывается на его собственной самооценке и повышает уровень мотивации к изучению предмета.

Приложение 1

Изучение мотивации учебной деятельности.(по Г.Н. Казанцевой)

Раздел I.

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:

А) Любимые____________________________________________

Б) Нелюбимые___________________________________________

Раздел II.

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.

Допиши недостающие.

Люблю предмет потому, что:

1.Данный предмет мне интересен.

2.Нравится,как преподает учитель.

3.Предмет нужно знать всем.

4. Предмет нужен для будущей работы.

5..Предмет легко усваивается.

6.Предмет заставляет думать.

7.Предмет считается выгодным.

8. Требует наблюдательности, сообразительности.

9. Предмет требует терпения.

10.Предмет занимательный.

11. Товарищи интересуются этим предметом.

12.Интересны отдельные факты.

13.Родители считают этот предмет важным.

14.Хорошие отношения с учителем.

15.Учитель часто хвалит.

16.Учитель интересно объясняет.

Не люблю предмет потому, что:

1. Данный предмет мне не интересен.

2.Нравится,как преподает учитель.

3.Предмет  не нужно знать всем.

4. Предмет не нужен для будущей работы.

5..Предмет трудно усваивается.

6.Предмет не заставляет думать.

7.Предмет не считается выгодным.

8.  Не требует наблюдательности, сообразительности.

9. Предмет  не требует терпения.

10.Предмет  не занимательный.

11. Товарищи  не интересуются этим предметом.

12.Интересны  только отдельные факты.

13.Родители не считают этот предмет важным.

14. Плохие отношения с учителем.

15.Учитель редко хвалит.

16.Учитель неинтересно объясняет.

Раздел III.

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопрсу ответ или допиши недостающий.

1.Это мой долг.

2.Хочу стать грамотным.

3.Хочу быть полезным гражданином.

4.Не хочу подводть свой класс.

5 Хочу быть умным и эрудированным.

6.Хочу добиться полных и глубоких знаний.

7. Хочу научиться самостоятельно работать.

8. Все учаться и я тоже.

9. Родители заставляют.

10.Нравится получать хорошие оценки.

11. Чтоб похвалил учитель.

12. Чтоб товарищи со мной дружили.

13.Для расширения умственного кругозора.

14. Классный руководитель заставляет.

15. Хочу учиться.

Обработка результатов.

Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, втрой – причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике

Пофессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе передачи информации. Наша роль стать органи...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.

Из выступления на педагогическом совете от 17 ноября 2014 года.В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить ...

использование современных педагогических и информационных технологий на уроках истории

В работе обозначена специфика работы учителя на упрках истории с детьми с ОВЗ  в соответствии с ФГОС,   предложены активные методы и приемы обучения (из опыта учителя)....

Доклад по биологии "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального.личностного и профессионального развития"

В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Современное информационное общество ставит перед всеми типами уч...


 

Комментарии

Маслак Екатерина Николаевна

Уважаемая Елена Хусаиновна, большое спасибо за Ваш материал! Успехов Вам и всего самого доброго!