Электронный портфолио достижений учащегося основной школы
учебно-методическое пособие по теме

Анализ литературы и интернет - ресурсов показал, что в нашей стране метод применение электронного портфолио ученика находится на данный момент в разработке и в связи с этим целью данной работы является разработка электронной формы портфолио ученика в учебном процессе.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения портфолио ученика в учебный процесс;
  • описать портфолио как новую технологию оценки учебных достижений ученика;
  • рассмотреть цели, назначения портфолио и основные типы портфолио в зарубежной и отечественной практике;
  • разработать вариант электронной формы портфолио достижений ученика;
  • составить рекомендации по введению электронного портфолио ученика в учебный процесс.

Объект: процесс оценки учебных достижений учащихся

Предмет: электронный портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.

Работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, списка литературы, приложения.

В первой главе «Портфель индивидуальных учебных достижений учащихся: сущность и основные типы» рассматривается «портфолио» как новая технология школьной оценки, типы портфолио. Во второй главе «Электронный портфолио достижений учащегося основной щколы» приводится вариант разработанного электронного портфолио достижений учащегося и рекомендации по созданию портфолио. В приложении – содержание и тематическое планирование курса по выбору для 8-9-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnyy_portfolio_dostizheniy.docx85.56 КБ

Предварительный просмотр:

Электронный портфолио достижений

учащегося основной школы

(Методические рекомендации)

Выполнил:        

Иванов Игорь Владимирович

Введение

Термин «портфолио» давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.

В 2003 вышло постановления Правительства Российской Федерации № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования». В 2004 г. в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы [25]. Поскольку портфолио стало новым явление в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации.

В эксперименте проходили апробацию различные модели портфолио, конкретные варианты которых могли разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети. В эксперименте предстояло отработать:

  1. структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов,
  2. варианты представления итоговых документов,
  3. формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы,
  4. возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке,
  5. период накопления (сбора) портфолио (только 9-е классы, 8-9-е классы, вся основная школа и т.д.).

Проблемы школьной оценки поднимаются в работах Г. Ю. Ксензовой, Т. Г. Новиковой, Е. В. Стасюк, М. А. Чошанова, И. В. Шалыгина Т. Н. Шамовой и др.

Вопросы сущности, цели введения и содержания «Портфолио» рассматриваются в работах Т. В. Воронцовой, Н. Д. Гальсковой, Г. Б. Голуб, В. К. Загвоздкина, Е. А. Коновалова, Т. Г. Новиковой, А. А. Пинского, Е. С. Полат и др.

Вариант концепции электронного портфолио разработана Т. А. Полиловой, авторские модели электронного портфолио ученика для разных типов школ и ступеней обучения − С. В. Панюковой, Н. Е. Есениной, Э. Т. Губайдуллиной.

В упомянутом выше документе «Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы» дается следующая трактовка понятия портфолио:

«Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)»[25].

Следует отметить, что авторы документа дали весьма широкую трактовку портфолио, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании. Более того, в документе особо подчеркивается педагогическая составляющая портфолио:

«Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

  1. поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
  2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  3. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  4. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  5. содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
  6. закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации».

В этом же документе есть упоминание об электронной форме портфолио: «Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронный портфолио ...». Но при этом в документе отсутствуют дальнейшие разъяснения, что может представлять собой электронная форма портфолио.

Анализ литературы и интернет - ресурсов показал, что в нашей стране метод применение электронного портфолио ученика находится на данный момент в разработке и в связи с этим целью данной работы является разработка электронной формы портфолио ученика в учебном процессе.

Задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения портфолио ученика в учебный процесс;
  2. описать портфолио как новую технологию оценки учебных достижений ученика;
  3. рассмотреть цели, назначения портфолио и основные типы портфолио в зарубежной и отечественной практике;
  4. разработать вариант электронной формы портфолио достижений ученика;
  5. составить рекомендации по введению электронного портфолио ученика в учебный процесс.

Объект: процесс оценки учебных достижений учащихся 

Предмет: электронный портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся.

Работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, списка литературы, приложения.

В первой главе «Портфель индивидуальных учебных достижений учащихся: сущность и основные типы» рассматривается «портфолио» как новая технология школьной оценки, типы портфолио. Во второй главе «Электронный портфолио достижений учащегося основной щколы» приводится вариант разработанного электронного портфолио достижений учащегося и рекомендации по созданию портфолио. В приложении – содержание и тематическое планирование курса по выбору для 8-9-х классов

«Электронный портфолио ученика в среде слайд-шоу».

Глава 1. Портфолио индивидуальных учебных достижений

учащихся: сущность и основные типы

1.1. Портфолио как новая технология школьной оценки

Реформы и процессы обновления идут не только в нашей стране. В последние годы в зарубежных странах идет переосмысление традиционной системы оценки учебных достижений учащихся. Существующая система оценивания учебных достижений школьника имеет множество недостатков. Основные недостатки традиционной системы: дискретность процесса оценки, фрагментарность и частичность оцениваемых качеств, жесткость и количественная направленность оценки, понимание ее как субъект-объектного взаимодействия, искусственность условий, в которых она осуществляется и т.д. Традиционные контрольно-оценочные средства направлены, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений [30].

Идут поиски путей в объективном оценивании достижений каждого ученика. Среди новых подходов к этой проблеме можно выделить следующие виды оценок:

  1. основанную на конечных результатах обучения;
  2. базирующуюся на стандартах обучения;
  3. построенную на концепции компетентности;
  4. основанную на уровне исполнительского мастерства [23].

Основное отличие между перечисленными подходами заключается в ориентации системы оценки либо на продукт учебной деятельности, либо на ее процесс, хотя все они являются звеньями одной и той же образовательной цепочки «стандарт – компетентность − исполнительское – мастерство − результат». В принципе разрыв в образовательной цепочке страдает теми же недостатками, что и традиционная система. Оценка является стимулирующим фактором если учащийся

  1. уверен в ее объективности,
  2. воспринимает ее как полезную и объективную для себя,
  3. знает что нужно сделать, чтобы достигнуть более высоких показателей,
  4. уверен, что ему окажут в этом достижении помощь,
  5. уверен, что для достижения высоких достижений есть условия, где это можно реализовать [29].

Новые подходы к оценке на основе «портфолио» заключаются в проектировании системы «субъект - субъектной» непрерывной оценки и самооценки посредством:

  1. интеграции качественной и количественной ее составляющих,
  2. перевод внешней оценки во внутреннюю самооценку,
  3. формирование способности обучаемого к непрерывной самооценке в процессе непрерывного самообразования [17].

Конечная цель оценки в этих условиях будет заключаться в усилении ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. Названные выше подходы требуют изменения традиционной философии оценки в следующих направлениях:

  1. дискретность − непрерывность;
  2. фрагментарность − системность;
  3. единичность − множественность;
  4. количественность − качественность;
  5. жесткость − гибкость;
  6. искусственность − естественность;
  7. оценка – самооценка [18].

Рассмотрим в чем недостатки традиционных подходов и достоинства новых.

Дискретность — непрерывность. При традиционной системе оценки обучение рассматривается как дискретный процесс: оно завершается и фиксируется на этапе итоговой оценки. Основная идея нового подхода заключается в том, что обучение признается непрерывным процессом и от традиционного понимания оценки как измерения конечного результата предлагается перейти к оцениванию процесса движения к результату. Тогда становится очевидным право учащегося на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении (иногда более значимым, чем просто безошибочное знание).

Фрагментарность — системность. Традиционная оценка, как правило, направлена на определение уровня овладения предметными знаниями и умениями: она как бы привязана к той или иной теме в рамках отдельного предмета. Эти знания в большинстве своем фрагментарны и узкоспециальны. Соответственно, традиционный инструментарий оценки отражает в основном «искусственные» приемы решения текстовых задач из учебников (как, например, приемы тождественного преобразования алгебраических выражений в курсе математики). Новый подход к оценке предполагает замер сформированности системных межпредметных знаний и обобщенных умений. Оценка становится многомерной и межпредметной, направленной на измерение не «книжных», а жизненных знаний. Ее инструментарий разрабатывается исходя из требований практической и прикладной направленности знаний и умений, необходимости их применения в реальных жизненных ситуациях.

Единичность — множественность. Инструментарий традиционной системы оценки преимущественно ограничен: это либо самостоятельная, либо контрольная работа, либо тестирование, которые составляются по одной и той же схеме — с обоснованием хода решения или с выбором ответа из приведенной их совокупности. Кроме того, практика показывает, что традиционная оценка направлена на измерение какого-либо отдельного типа интеллекта: например, логико-математического — при обучении математике, лингвистического — при обучении языку и т.д. Оценка преимущественно индивидуальна и не учитывает групповых учебных достижений [22].

Новый подход предполагает множественность процедур и методов оценки: вариативность инструментария и средств, многообразие способов составления оценочных заданий, измерение различных форм интеллекта, включение, наряду с индивидуальными, групповых и командных результатов учебной деятельности и т.п.

Количественность — качественность. Традиционная количественная оценка не всегда отражает реальные творческие способности учащихся. Более того, в некоторых случаях она дает искаженную картину скорее степени прилежания и дисциплинированности, нежели уровня творческих качеств (например, смекалки и находчивости). Из поля зрения зачастую выпадают такие важные характеристики, как коммуникативность учащегося, умение работать в команде, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий к овладению предметом, индивидуальный стиль мыслительной деятельности и многое другое. При этом качественной оценочной информации, полученной в процессе наблюдений, бесед, интервью с учащимся, анализа его учебно-познавательной деятельности, как правило, придается несущественное значение, и она не оказывает особого влияния на итоговую оценку.

Качественная составляющая позволит значительно обогатить оценку, отразить «невидимые» моменты в учебно-познавательной деятельности учащегося, обеспечить всестороннее видение его способностей. Интеграция количественной и качественной составляющих предметной оценки поможет перенести акцент с сиюминутных знаний учащегося как объекта процесса обучения на перспективный потенциал его как субъекта процесса непрерывного самообразования.

Жесткость — гибкость. Традиционная система жестко детерминирована директивными нормативами (стандартами, средствами оценки, временным фактором и т.д.). Безусловно, в этом есть много положительных моментов: в частности, они помогают унифицировать оценку и сделать ее более объективной.

В то же время жесткость оценки порождает ряд негативных явлений. Так, у учащихся формируется «иждивенческий» менталитет: что оценивается — то и надо учить; выигрывает тот, кто делает все быстро (иногда в ущерб качеству). Не принимается во внимание, что творческий фактор всегда вступает в противоречие с установлением заранее заданных рамок деятельности.

При новом подходе предполагается прежде всего оценивать все, что учащийся знает и умеет, причем широко поощряется выход за пределы установленной программы и стандартов. Фактор времени перестает быть одним из основных критериев, в особенности при выполнении творческих работ и проектов. Он уступает место фактору эффективности образования. Поэтому переход к гибкой системе оценки потребует переосмысления многих традиционных организационных моментов в образовании (составление расписания, структура формирования учебных групп, система оценивания промежуточных и итоговых работ и т.д.).

Искусственность — естественность. Процедура большинства традиционных форм оценивания искусственна и, более того, носит ярко выраженный стрессовый характер для обучаемых. Как правило, она жестко регламентирована местом, временем и проводится под усиленным контролем учителя или комиссии. Опыт показывает, что в таких условиях большинство учащихся не могут продемонстрировать даже те знания и умения, которыми они на самом деле владеют.

Истинное оценивание должно проводиться в естественных для обучаемого условиях, снимающих стресс и напряжение. Поэтому при новом подходе большое место занимают нетрадиционные формы оценки-беседы, оценки-интервью, оценки-диалога и т.д. Очень важно в количественно-качественную характеристику учебно-познавательной  деятельности учащегося включать результаты наблюдений за его учебной работой в обычных условиях (совместная работа над заданием или проектом в группе, обсуждение того или иного вопроса с одноклассниками, комментарии и вопросы, которые он задает во время фронтального обсуждения, и т.д.). С этой же точки зрения полезными могут оказаться неформальные заметки учащегося по данному предмету.

Оценка — самооценка. При традиционном оценивании все нити контроля полностью находятся в руках учителя: он указывает на недостатки и пробелы в знаниях обучаемого. При выполнении самостоятельных и контрольных работ в большинстве случаев взаимодействие учителя и учащегося полностью исключается [22].

При новом подходе поощряется взаимооценивание учащихся, признается их право на самооценку, усиливается элемент их самоконтроля и повышения ответственности за процесс и результат обучения. Функции учителя как судьи и контролера трансформируются в действия консультанта и помощника, его взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится естественным продолжением сотрудничества по овладению новым знанием. Учащийся самостоятельно и сознательно определяет свои пробелы и работает над их ликвидацией, обращаясь к учителю за консультацией и необходимой помощью.

Одной из популярных в настоящее время альтернативных форм оценки, отвечающих некоторым требованиям нового видения этой проблемы, являются портфолио.

Портфолио наиболее полно удовлетворяет и личностно ориентированному подходу к процессу обучения, который предполагает, что:

  1. в центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность;
  2. роль учителя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении;
  3. ответственность за успех учебной деятельности учащиеся в большой степени берут на себя;
  4. главная цель такого обучения — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы  выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений [16, 20].

Однако чтобы эти цели были достигнуты, необходимо формировать у учащихся способности к объективной самооценке — рефлексии. Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно как и заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека.

Проблема формирования умений самонаблюдения — проблема рефлексии — давно выдвигалась отечественными и зарубежными психологами как чрезвычайно важная для развития личности.

Понятие самооценки гораздо шире понятия самоконтроля и самопроверки. Важно, чтобы ученик был в состоянии адекватно оценивать свои знания, поступки, возможности. Разумеется, для этого у него должна быть сформирована та или иная шкала ценностей, с которой он мог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Кроме того, совершенно необходимо, чтобы он имел полное представление о процессе деятельности, который может привести к успешному результату.

Умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимо учить также, как мы стремимся вооружить детей знаниями, умениями, навыками, научить самостоятельно мыслить.

Технологии, которые объединяются названием «Портфолио», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. В литературе можно встретить несколько названий – портфолио, портфель учебных достижений учащихся или дневник достижений.

В наиболее общем понимании «портфолио» представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, из тестовых центров, общественных организаций и т.д.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» (истинных) индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности − учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как:

  1. Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижений в определенной области (США, Marzano R. I.).
  2. Систематически и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых (Valencia, 1990).
  3. Целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях (Meier, 1991) [16].

Можно привести и другие характеристики «портфолио». Это −

  1. коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами [7];
  2. выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год) [22];
  3. форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося [9];
  4. антология работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку [10].

Т.е конечная цель компоновки «портфолио» многими авторами сводится к доказательству прогресса в обучении по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д. Педагогическая философия учебного портфеля как формы оценки предполагает:

  1. смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
  2. интеграцию количественной и качественной оценок;
  3. перенос педагогического ударения с оценки на самооценку [17].

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».  

Таким образом, портфолио − инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

1.2. Типы портфолио

Портфолио ныне широко применяется в зарубежной практике, причем диапазон его применения постоянно расширяется. Все новые страны включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования, от высшей до начальной школы. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий («электронный портфолио») и ориентированных на новые образовательные цели («паспорт компетенций и квалификаций»). Другое характерное явление, лежащее в русле Болонского процесса — создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом Европы «Европейский языковой портфолио».

Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения (www.teachernet.gov.uk/professionaldevelopment).

По пути стандартизации и регламентации ведения и оценивания портфолио пошли разработчики портфолио предметов по выбору для английских школ, Европейского электронного и языкового портфолио.

При всем разнообразии моделей портфолио, различии образовательных и профессиональных сфер, в которых они функционируют, конкретных целей и требований, на которые ориентированы те или иные виды портфолио, постоянно возникают попытки построить его определенную типологию. Наиболее традиционной можно считать типологизацию портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов. В этом случае выделяют следующие типы портфолио (www.pgcps.pg.k12.md.us):

Портфолио документов, или «рабочий» портфолио. Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс учащегося в какой либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, когда он поставил перед собой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.

Портфолио процесса. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.

Показательный портфолио. Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ.

Другим основанием для выделения различных типов портфолио может служить то, с какой целью он создается и в каких ситуациях может быть использован. Английское Министерство образования предлагает такую классификацию портфолио (www.ucal gary.ca/~bartlett/etypes.html).

Портфолио развития. Учитель, заинтересованный в наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течение учебного года, например, в освоении языка или математики, может обратиться к портфолио развития, который содержит примеры учебных работ, а также оценки учеником своих результатов. Этот портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании.

Портфолио для учебного планирования. Учителя могут использовать существующую систему портфолио для получения дополнительной информации о классе. Это позволит лучше оценить уровень возможностей детей еще до начала учебного процесса и в соответствии с этим спланировать учебный год.

Портфолио подготовленности (proficiency). Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях.

Показательный портфолио. Этот портфолио может включать лучшие ученические работы, собранные на определенном этапе обучения и отражающие учебные достижения учащегося. Например, материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты, достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.

Портфолио трудоустройства. Бизнес проявляет нарастающий интерес к студенческим портфолио, которые помогают потенциальным работодателям оценить готовность будущих работников к практической деятельности и профессиональной карьере. Студенты создают портфолио, демонстрирующие их рабочие качества и готовность к выходу на рынок труда.

Портфолио для поступления в вуз. Колледжи и университеты используют показательный портфолио как основание для приема абитуриентов. Предъявленные портфолио позволяют приемной комиссии лучше оценить реальные возможности будущих студентов добиться успехов при обучении в данном учреждении.

Приведенная классификация позволяет судить о том, насколько широко технология портфолио внедрена в образовательную практику. Она нашла себе место на самых различных этапах и ступенях обучения, глубоко интегрировалась в учебный процесс и, что чрезвычайно важно, стала связующим звеном как между различными этапами образования, так и между образовательной сферой и миром труда.

Характерно и то, что появление тех или иных видов портфолио отвечает практической потребности не только школы, но и системы высшего образования и бизнеса и, как правило, инициировано исходящим от них запросом.

В отечественной образовательной практике исследователи, опираясь на зарубежный опыт, предлагают следующие типы портфолио:

  1. портфолио документации, портфолио процесса, портфолио показательный, портфолио рабочий, портфолио оценочный (Т. Г. Новикова) [15].
  2. портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов, комплексный портфолио (А. А. Пинский) [20].

Рассмотрим сущность каждого типа портфеля, выделим достоинства и недостатки [20].

«Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов «портфолио». Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачётную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Таблица 1

Портфолио документов

Материалы, включенные в данный вариант

Преимущества данного варианта

Ограничения данного варианта

  1. Диплом
  2. Грамота
  3. Свидетельство
  4. и другие документы подтверждающие достижения ученика

Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

«Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

Количественная оценка требует разработки чёткой критериальной базы.

Текущим документом является творческая (ученическая) книжка школьника с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Примерный вариант записей в «портфолио работ»:

  1. Проектные работы. Указывается тема проекта, даётся описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
  2. Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
  3. Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание.
  4. Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках.
  5. Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
  6. Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
  7. Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, её продолжительность.
  8. Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
  9. Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
  10. Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём ученика.
  11. Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

Таблица 2

Портфолио работ

Преимущества данного варианта

Ограничения данного варианта

Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.

«Портфолио отзывов» – включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.

Таблица 3

Портфолио отзывов

Материалы, включенные в данный тип

Преимущества варианта

Ограничения варианта

  1. Тексты заключений;
  2. Рецензии;
  3. Отзывы;
  4. Резюме;
  5. Эссе;
  6. Рекомендательные письма;
  7. Другое.

Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Сложность формализации и учета собранной информации.

«Комплексный портфолио». На основании вышеописанных вариантов портфолио в ходе эксперимента конструировались и апробировались либо «комплексные» модели портфолио (включающие названные типы в качестве разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).

Приведем примеры:

  1. Портфолио, состоящий из трех разделов (наиболее объемный и комплексный): «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов».
  2. Портфолио, состоящие из двух разделов: «раздел документов» + «раздел работ»; либо  «раздел документов» + «раздел отзывов»; либо  «раздел работ» + «раздел отзывов».
  3. Портфолио «простые» (3 варианта – то есть либо «в чистом виде» портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов).

Результаты эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения (http://ps.1september.ru/articlef. php?ID=200406920), анализ интернет ресурсов показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные модели портфолио.

В то же время широта предложенной трактовки портфолио создавала определенные проблемы при создании  действенных механизмов формирования и оценивания портфолио. Для того чтобы портфолио вызывало доверие, нужны механизмы, обеспечивающие достоверность и прозрачность его наполнения. Очевидно, что в соответствии с разными задачами использования портфолио, применяются разные системы его оценивания. Одни элементы портфолио могут быть оценены и подтверждены формально, другие элементы — неформально.

Вопросы, в основном, возникают в отношении той части портфолио, которая подразумевает неформальные оценки и свободный (нерегламентированный) способ добавления таких оценок в портфолио. Какие существуют гарантии, что негативные или критические оценки не исчезнут из портфолио? Не превратится ли портфолио в набор комплиментарных оценок достижений ученика? Как убедиться в том, что отзыв от эксперта не был «нарисован» самим учеником?

Несмотря на множество возникающих вопросов, работа школ по сбору портфолио учеников приняла массовый характер. В этой работе были как свои положительные достижения, так и определенные ошибки.

Среди ошибочных подходов к формированию портфолио можно отметить, например, следующие:

  1. нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио,
  2. сбор материалов вместо ребенка, «по его поручению»,
  3. игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.,
  4. заформализованность и бессодержательное соревнование при сборе портфолио,
  5. сбор в портфолио только официальных документов,
  6. подмена портфолио зачетной книжкой,
  7. подмена портфолио характеристикой классного руководителя или педагогического совета,
  8. стремление оценить баллами все материалы портфолио [18].

Глава 2. Электронный портфолио достижений

учащегося основной школы

2.1. Вариант электронного портфолио достижений

 учащегося основной школы

Поисковый сервис в интернете вновь дает возможность оценить заинтересованность аудитории вопросами электронного портфолио. Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению электронного портфолио.

Встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набор документов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе [6].

  1. Существует другая трактовка электронного портфолио преподавателя как форма интернет-поддержки его деятельности. По мнению Т. А. Полилова, каждый преподаватель сталкивается с необходимостью создания учебно-методического пакета (портфолио преподавателя) по дисциплине, которую он ведет. Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ, методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации учащихся, исследовательские и творческие работы (http://school30.izhevsk.ru/IMAGES/2005/20050426/innov/1.htm)

На сайте по адресу http://design.gossoudarev.com/portfolio.html автор дает следующее определение: «Под веб-портфолио понимается веб-страница или веб-сайт учащегося, который используется им для хранения результатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений, например результатов участия в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях».

Свою трактовку электронного портфолио, размещенного в школьной сети дает авторский коллектив из Ижевского естественно-гуманитарного лицея № 30 (http://school30.izhevsk.ru/IMAGES/2005/20050426/innov/1.htm). В лицее разрабатывается система формирования электронного портфолио достижений учащихся, которое оформляется в виде персональной интернет-страницы. Содержание портфолио представлено в виде электронных продуктов, дифференцируется по направлению и уровню экспертизы. Результаты деятельности оцениваются по четырём направлениям: учебно-предметному, проектно-исследовательскому, информационно-технологическому, презентационному.

На сайте http://e-school.by.ru/Project.htm представлен проект «Электронная Школа 2007». В систему управления школы входит электронное портфолио. Каждый ученик может вести собственное портфолио с использованием единой системы. Программа имеет несколько разделов:

  1. Резюме
  2. Участие в учебных мероприятиях
  3. Участие в общественных мероприятиях
  4. Достижения
  5. Приложение. Тезисы работ

Электронное портфолио, или Банк личных достижений предлагает школьникам и студентам Межрегиональная ассоциация дополнительного образования (МАДО) (http://mado.spb.ru/index.php?page=3). На сайте реализована автоматизированная система оценки индивидуальных успехов. В базе данных собираются сведения об интеллектуальном капитале школьника — о победах в олимпиадах, участии в семинарах, исследованиях, школьных конференциях, в различных проектах, концертах, школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях.

Нами изучена современная литература, ссылки на методические и практические материалы по теме, размещенные в Интернете. Основываясь на изученных материалах, был разработан вариант электронного портфолио достижений учащихся основной школы.

Портфолио оформляется в виде персональной мультимедийной презентации, содержание его представлено в виде электронных продуктов.

Один из основных принципов, которые лежат в основе разработки предлагаемого варианта электронного портфолио − электронное портфолио по структуре должно соответствовать федеральным рекомендациям [25, 26].

Поэтому рассмотрим вновь состав электронного портфолио, который был предложен в рекомендациях, и представим, как мы видим электронные аналоги для перечисленных компонентов портфолио.

  1. Раздел портфолио «Мой портрет».

Этот раздел включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио, и содержит информацию о школьнике:

Страница резюме. Составляется по заданной схеме, заполнение официального бланка в соответствии с инструкцией.

Страница автобиография. В свободной форме школьник пишет краткую автобиографию, описывая основные события своей жизни, своё отношение к ним и те выводы, которые сумел сделать из этих событий.

Страница «Мои жизненные планы». Данный раздел представляет собой итог серьезных размышлений и требует определенного времени для его составления и должен помочь ребенку определиться с планами на ближайшее будущее и более жизненную длительную перспективу. Планы должны быть конкретными. Они должны иметь точные сроки исполнения. Главное - не забывать давать ответ на вопрос: «Что я собираюсь для этого сделать?», анализируя очередной пункт жизненных планов.

Информация, размещенная в данном разделе помогает подростку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов, ставит цели и анализирует их достижение. Также проводит самоанализ итогов.

С нашей точки зрения данный раздел более информативный для изучения личности ребенка – здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка: а так же советы и вопросы анкеты по организации и личностному развитию ученика.

В данный раздел по желанию обучающегося можно включить страницы, имеющие заголовки: «Мое здоровье», «Мое имя», «Моя семья», «Моя будущая профессия «Мои друзья», «Мои увлечения», «Моя школа», «Мои любимые школьные предметы».

  1. Раздел «Мои работы» — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Любой документ, размещенный в традиционном бумажном портфолио может быть без труда переведен в электронный формат.

В данный раздел могут быть включены страницы:

  1. проектные работы;
  2. исследовательские работы и рефераты;
  3. техническое творчество: модели, макеты, приборы;
  4. работа по искусству;
  5. различные практики;
  6. занятия в учреждениях дополнительного образования;
  7. участие в научных конференциях.
  8. индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки, в котором указываются курсы по выбору, прослушанные учащимся;
  1. Раздел «Моя общественная работа»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Вариантов участия в общественной работе очень много: роль в школьном спектакле, чтение стихов на торжественной линейке, оформление стенгазеты к празднику и т.д.

  1. Раздел «Отзывы и пожелания». Ничто так не повышает самооценку подростка, как положительная оценка педагогом или товарищами его стараний. Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию, посвященному юбилею школы. Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей». Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя, возможно одноклассниками, работники системы дополнительного образования и др. могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года. В этом же разделе можно поместить страницу «Самоанализа», в котором учащийся будет анализировать свои успехи и причины неудач.

Предлагаем электронный вариант портфолио для ученика 8 класса. По нашему убеждению, портфолио средней и старшей школы должны отличаться друг от друга. Если в старшей школе цель собрать свой «портфель достижений», который может помочь при поступлении в институт, то для ребят среднего звена важно научиться систематизировать информацию, работать на компьютере.

Эта работа плод совместного творчества с учащимся 8 класса Моториным Александром. Мы вместе искали варианты страничек для его портфолио, вместе обсуждали, как строить его – линейно или делая ссылки. В его портфолио страничек несколько больше. Но поскольку необходимо предложить лишь шаблон, в работу мы поместили основные, на наш взгляд, моменты.

«Будем знакомы» − общие сведения о владельце портфолио, личная фотография. По гиперссылкам можно перейти на страничку «Мои друзья» и «Мои увлечения». В шаблоне представлено по одной странице. В портфолио  моего ученика раздел «Мои друзья» занимает 1 страничку.

«Мои увлечения» − первая страничка. Значок  возвращает на страницу «Будем знакомы!» Переход на следующий слайд «Немного обо мне» по стрелочке. «Немного обо мне» представляет собой список активных ссылок: 

  1. Мои учебные успехи.

Раздел представляет собой табличку, в которой ребенок прогнозирует результаты своей учебной деятельности. Для этого колонка четверти разделена на два столбца «Жду» и «Есть». Колонка «Жду» заполняется в самом начале четверти. После выставления четвертной оценки ребенок может сравнить результаты и спланировать дальнейшую учебную деятельность. По стрелочке происходит переход на табличку участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. В ней отслеживается успешность участия в подобных конкурсах. При возможности необходимо провести сравнение с результатом предыдущих конкурсов. Значок  возвращает на страницу «Немного обо мне».

 

Два года под моим руководством Саша принимает активное участие во Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио. Поэтому и возникла необходимость данного раздела. На страничке отмечается область исследования, заявленная тема и результат работы. Страниц может быть несколько. Значок  возвращает на страницу «Немного обо мне»

  1. Моя исследовательская деятельность.

 Моя общественная деятельность.

Общественные поручения в классе. Значок  возвращает на страницу «Немного обо мне»

  1. Мои творческие достижения.

Здесь отмечается участие в прикладных творческих конкурсах (фотоконкурсы, выставки, печатные публикации в СМИ и все то что, можно отнести к творчеству) Значок  возвращает на страницу «Немного обо мне»

  1. Мои секреты успеха

В листе самоанализа содержатся выводы ребенка о том, как добиться успеха и выполнить все задуманное. Заполняется в течение всего учебного года. Значок  возвращает на страницу «Немного обо мне»

  1. Переход на заключительный слайд по стрелочке.

В электронном портфолио могут быть дополнительные разделы: например, участие в интернет-проектах (с активной гиперссылкой), дистанционные конкурсы, мои награды. «Награды» мы умышленно не выносим в отдельный раздел. В этом возрасте ребенок еще только учиться сопоставлять результат с наградой. Поэтому и предлагаем размещать скан дипломов рядом с записью о событии, где он получен. Хорошо если в портфолио появятся странички «Обо мне мои родители», «Обо мне мои друзья».

Но это каждый владелец портфолио решает для себя сам. Будет это анкета или будет сочинение − размышление, может быть фотографии или письмо самому себе? Мы с Александром лишь в этом году взялись за составление портфолио, и поэтому о последней странице мы еще ничего не можем сказать. Разве только, что если работа ведется планомерно, то такая итоговая страница обязательно появится.

Предложенный нами вариант «портфеля достижений», возможно, не откроет никаких новых горизонтов в создании портфолио. Есть четко разработанные модули, но их трудно адаптировать под среднее звено. Электронное портфолио это возможность создать яркий красивый «продукт», научиться систематизировать материалы и работать на компьютере. А еще это очень интересно!

В планах − хранение и заполнение электронного портфолио ученика на школьном сайте, а в дальнейшем – размещение в образовательной Интернет-среде регионального или федерального уровня.

2.2. Рекомендации по созданию портфолио

Сбор портфолио вызывает трудности, как у педагогов, так и у обучающихся. С одной стороны, он воспринимается как трудная дополнительная работа для тех и других, с другой − обучающийся не может адекватно оценить качество выполнения работы. Последовательный переход позволяет обучающемуся присвоить «Портфолио» сделать его летописью своего обучения. Освоение технологии «Портфолио» следует осуществлять последовательно, причем независимо от возраста. Первой психологической составляющей процесса является чувство успеха учения, затем сравнение субъективного чувства успеха с выбранными критериями.

Следует отметить, что оценочная деятельность педагога изменяет стиль педагогического общения, т. к. в процессе работы возрастают коммуникативные и творческие возможности педагога, изменяется характер взаимоотношений с воспитанниками (обучающимися) и ученическим коллективом. Стиль педагога характеризуется пристальным вниманием к мыслительному процессу обучающегося, где педагог незамедлительно одобряет, поддерживает движение мысли: наличием эмпатии, т. е. умением поставить себя на место воспитанника, понять цели, мотивы, что позволяет прогнозировать и управлять его деятельностью; доброжелательностью, позицией старшего коллеги, друга, заинтересованного в его успехе и рефлексией, т.е. непрерывным строгим анализом своей деятельности по управлению познавательной деятельностью обучающихся и введением максимально быстрых поправок в учебный процесс [13].

Эти же четыре характеристики стиля деятельности можно отнести и к обучающемуся: внимание к своему мыслительному процессу, осознание цели и мотива деятельности, а позднее и целеполагание, умение прогнозировать свою деятельностью, доброжелательность по отношению к учебному коллективу и педагогу, исходящая из понимания их заинтересованной в успехе позиции, рефлексия, управление своей познавательной деятельность и её корректирование [19]. Причем, рефлективная деятельность здесь происходит как этап самостоятельной работы, где обучающийся целенаправленно обучается содержанию работы (что надо сделать?), приемам моделирования (как надо сделать?), осознанию и последовательности отработки рациональных приемов работы с учебными материалами (как же в данном случае?).

Вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования технологии «Портфолио»:

  1. Каковы цели использования «портфолио»?
  2. Из каких компонентов будет состоять «портфолио»?
  3. Какие специфические компоненты должны быть включены в «портфолио»?
  4. Каким образом будет происходить процесс оценки «портфолио»?
  5. Как будет выглядеть «портфолио»?
  6. Как будет происходить обсуждение «портфолио» и его оценивание?

Детализируем вышеперечисленные пункты. Но главное, что «портфолио» должен стать свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося.

На первом этапе учащиеся знакомятся с назначением портфолио и планируют свою работу над ним. Практика показывает, что это наиболее трудный и ответственный этап, так как именно он в дальнейшем определяет всю деятельность школьника по созданию портфолио. Обязательным условием является то, что учащийся сознательно принимает на себя ответственность за свой выбор и выполнение запланированной работы.

Необходимо предвидеть, что не все учащиеся активно включаются в работу с портфолио, находятся и такие, которых не привлекает данная форма организации учебной работы. Поскольку принципом образовательного процесса является предоставление учащимся возможности выбора, то не следует ставить целью включить всех учащихся в процесс работы с портфолио.

Рекомендуемые формы работы на данном этапе:

  1. беседа о целях и задачах портфолио учебных достижений;
  2. демонстрация лучших образцов портфолио старших учащихся;
  3. изучение возможной структуры портфолио образовательных и личных достижений;
  4. изучение возможных форм представления образовательных и личных достижений;
  5. моделирование структуры индивидуального портфолио образовательных и личных достижений (планирование перечня рубрик и состава презентуемых материалов).

Электронный портфолио достижений учащихся представляет собой рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию. Ученик, создающий «Портфолио», фиксирует, систематически собирает, накапливает, и демонстрирует приобретенный опыт и достижения. Портфолио создается на дискете, диске, флеш-карте или в Интернете и носит именной характер. Доля того, чтобы учащийся смог собрать и вести электронный портфолио, он должен владеть определенными умениями в области информационных технологий.

Поэтому на втором этапе целесообразно научить учащихся представлять собранную информацию в электронном виде. Поэтому наряду с базовыми знаниями основ работы за компьютером, которые осваиваются учащимися на уроках информатики в рамках стандарта, считаем целесообразно особое внимание уделить освоению мультимедиа технологий, которые можно изучать в рамках курса по выбору для 8-9-х классов «Электронный портфолио ученика в среде слайд-шоу». Термин «мультимедиа» можно перевести на русский язык как «много сред» или как «много носителей». Технология мультимедиа − это мощный инструмент, который позволяет создавать сложные информационные структуры, программные системы для какой-либо предметной области, используя многообразные формы представления информации: графику, звук, анимацию, текст, гипертекст и так далее. Подобный многоплановый подход к представлению исходных или получаемых данных в любой области помогает лучше понять структуру и сущность изучаемого явления или объекта.

Ведение учебного материала по созданию презентаций дает возможность учащимся познакомиться с новыми направлениями развития средств информационных технологий и получить практические навыки создания мультимедиа приложений.

В настоящее время имеется большое разнообразие инструментов для создания мультимедиа приложений, но большинство из них достаточно сложны для начинающих, а также нередко могут предъявлять высокие требования к оборудованию. Поэтому на начальном этапе целесообразно использовать использовать содержимое пакета Microsoft Office. Например, имеющуюся в нем среду создания презентаций PowerPoint. Данное средство предназначено для подготовки презентаций в виде последовательности слайдов (или, по-другому, «слайд-шоу») с текстом, графическими и звуковыми эффектами.

Образовательный продукт учащихся – изучение способов представления документов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). И таким образом у них будет представление о возможности соединения разнотипной информации в одном электронном документе с помощью технологии мультимедиа. Используемые принципы реализуют деятельностный подход в педагогике, на занятиях будут выполняться практические работы.

В приложении 1 представлено содержание и тематическое планирование данного курса.

Третий этап заключается в непосредственной работе над портфолио в соответствии с планом, определенным каждым учащимся, и с учетом времени, отведенного на работу. Это период индивидуального поиска, сбора, оформления и систематизации материала, который будет включен в соответствующие рубрики.

Внешне портфолио могут быть оформлены в виде специальных папок, картотек, файловой папки с вкладышами и т.п. Единых требований к внешнему виду портфолио не предъявляется.

На четвертом этапе учащиеся осуществляют рефлексию собственной деятельности, работая над самооценкой портфолио. Важно, чтобы учащийся в результате этой работы глубже осознал свои учебные достижения и проблемы, личностные направленности и склонности.

Формой работы с портфолио является его обсуждение на специальных мероприятиях внутри класса или проведение конкурсов портфолио на общешкольном уровне.

Порядок работы с портфолио. Работа учеников с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

Ученик выполняет следующие функции:

  1. самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;
  2. самостоятельно оценивает свои результаты;
  3. самостоятельно вступает в контакт с экспертами, консультантами;
  4. сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.

Функции учителя:

  1. является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио;
  2. является организатором деятельности в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах и форумах различного уровня;
  3. способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
  4. отслеживает индивидуальное развитие ученика;
  5. является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий и классного коллектива современного метода оценивания портфолио;
  6. готовит аналитические справки с рекомендациями по совершенствованию системы портфолио.

Родители:

  1. помогают в заполнении портфолио;
  2. осуществляют контроль ведения портфолио.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  1. является ответственным лицом за внедрение в педагогическую практику современного метода оценивания – портфолио;
  2. разрабатывает нормативную документацию, отслеживает результаты деятельности в данном направлении, оформляет итоговую документацию;
  3. информирует членов педагогического коллектива о результатах деятельности;
  4. осуществляет контроль за внедрением в образовательную деятельность портфолио;
  5. консультирует классных руководителей по вопросам внедрения портфолио в образовательный процесс;
  6. организует проведение общешкольных мероприятий: выставок и презентаций портфолио.

Презентация портфолио. На презентацию портфолио могут быть приглашены учащиеся, родители, преподаватели, представители органов государственно – общественного управления.

Возможные формы презентации портфолио:

  1. организованная защита;
  2. конференция;
  3. собеседование.

Мероприятия, на которых учащийся может презентовать портфолио:

  1. ученическая конференция;
  2. родительское собрание (классное или общешкольное);
  3. классное собрание;
  4. методический совет школы;
  5. заседание секции НОУ и т.д.

Критерии оценивания портфолио:

  1. организация портфолио;
  2. факторы, отражающие понимание учащимся изученного материала;
  3. факторы, отражающие размышления ученика о процессе своего продвижения;
  4. факторы, отражающие динамику изменений;
  5. полнота отражения изучаемого материала;
  6. творчество;
  7. аккуратность, оформление, используемая наглядность.

При оценке портфолио необходимо придерживаться следующих показателей: 

  1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:
  1. умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
  2. особенности коммуникативной способности ученика (в участии в дискуссии, полилоге, в умении аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснить материал другому ученику).
  1.  Систематичность и регулярность заполнения портфолио.
  2.  Структуризация материалов «Портфолио», логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
  3.  Эстетичность оформления «Портфолио».
  4.  Целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфолио» материалов.
  5. Наглядность и обоснованность презентации «Портфолио» ученика.

Высокий уровень. Учебные портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью в отражении основных категорий и критериев оценки. Содержание портфеля свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося в его развитии, о прикладных и коммуникативных умениях, о наличии высокого уровня самооценки и творческого потенциала. В содержании и оформлении учебного портфеля ярко проявляются оригинальность и изобретательность.

Средний уровень. В учебном портфеле данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории. Не достаточно предоставлено свидетельств, демонстрирующие уровень развития учащегося, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации с помощью презентаций.

Слабый уровень. Достаточно неинформационный портфель, по которому трудно сформировать общее представление о достижениях учащегося. Как правило, здесь представлены отрывочные задания из разных категорий, образцы попыток выполнения работ и т. п. По такому портфелю практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки.

Рассуждая о портфолио учебных достижений учащихся, хочется привести притчу. Жил мальчик Ваня, который славился озорным характером и не очень славными делами. Он не гнушался обидеть слабого, досадить взрослому, бить стекла, ломать, крушить. Не было у ребенка увлечений и интереса к полезному делу. Отец пообещал, что не будет его наказывать за его поступки, если он выполнит одно условие. Нужно было за определенный период времени не делать того, что он совершал регулярно. А каждый раз, совершая что-то доброе и полезное, нужно было наполнять тряпичный мешочек камушком. И так до тех пор, пока мешочек не будет полным. Сын принял его условия и стал заполнять мешочек. Каждый день он задавал себе вопрос: «Что бы совершить хорошего?» Починил забор, помог старшему, защитил слабого, научился мастерить и конструировать, получил хорошую отметку. С нетерпением ждал Ваня, когда заветный мешочек наполнится. Настал день, когда мешочек был полон. Но к тому моменту возвращаться к старой жизни Ваня уже не хотел. Всему виной оказался «волшебный мешочек». Вот таким заветным мешочком в школьной практике может стать портфель достижений учащегося как средство и свидетельство достижений ребенка в процессе образования.


Заключение

Анализ литературы и интернет ресурсов по рассматриваемому вопросу позволяет сделать вывод о том, что портфолио является современной эффективной образовательной технологией и помогает решать важные педагогические задачи:

1. Постоянно поддерживает высокую учебную мотивацию школьников.

2. Поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяет возможности обучения и самообучения.

3. Содействует персонализации образования, определяет количественные и качественные индивидуальные достижения.

4. Формирует умение учиться − ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

5. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.

6. Создает предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

Уникальность портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился, и как можно использовать приобретенные знания. Акцент делается на связи теории и практики, что содействует реализации компетентностного подхода к результатам образования.

Задача учителя − помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения.

Практическая значимость работы в том, что разработан вариант электронного портфолио учебных достижений учащегося основной школы, его структура, содержание и механизм наполнения. Предложенный вариант портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые школьником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной, являясь важным элементом практико-ориентированного подхода. Портфолио оформляется в виде персональной мультимедийной презентации, содержание его представлено в виде электронных продуктов.

Выполненный объем работ и полученные результаты: изучена современная литература, ссылки на методические и практические материалы по теме, размещенные в Интернете. Разработан вариант электронного портфолио достижений учащихся основной школы, составлены рекомендации по введению «Портфолио».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Оценка достижений выпускников основной школы по математике"

Проект по курсу  "Оценка достижений выпускников основной школы по математике", Решение уравнений...

Электронное портфолио достижений

Электронное портфолио достижений в учебной, воспитательной, методической, исследовательской работе....

Портфолио достижений учащихся по математике.

Портфолио - один из способов оценки достижений учащихся. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, ч...

Портфолио как форма оценки учащихся основной школы ( из опыта работы)

В работе представлен материал для создания портфолио учащимся основной школы. Материал предназначен для широкого круга педагогической общественности...

Ткачева Г.А. Положение об электронном портфолио внеурочных достижений учащегося ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга

Положение об электронном портфолио внеурочных достижений учащегося ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга.В настоящее время в ГБОУ школе №519 (далее – Учреждение) формируется единая инфор...

К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В современном образовании по мнению многих ученых существует кризис, он проявляется в том, что цели поставленные государством трудновыполнимы, это связано с некоторыми факторами, например, некомпетент...

Портфолио учащегося основной школы

Данный документ может быть использован классным руководителем как образец для составления портфолио учащегося средней школы....