Исследовательская работа - один из методов проблемного обучения.
статья по теме
В статье рассказывается о том, как исследовательская работа помогает развивать интерес к изучению математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledov._rab._doklad_microsoft_word.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа – один из методов проблемного обучения
МеньшиковаМ.В.,
МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать формулы и уравнения, строить графики, но и умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю.
Для этого необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.
Одним из способов увеличения интереса к изучению предмета математики - это постановка проблемы, которую можно решить в ходе исследовательской работы. Исследовательская работа, способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний.Для организации исследовательской работы учащимся предлагается система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание или узнает, как можно полученные знания применить в жизни. В ходе исследовательской работы, задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Исследовательский подход дает новые возможности для решения многих задач, поскольку этот подход характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю. Изучение источников помогло найти отправные точки в осуществленииисследовательской деятельности и систематизировать свою работу. В ходе исследовательской работы у учащихся возникает много вопросов по теоретическому материалу, который они еще не изучали. Это способствует самостоятельному ознакомлению школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые затем оформляются. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.
Кроме этого исследовательская работа, ориентирует ребенка на добровольность выбора области и темы исследования, которая позволит выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Уровень субъектных отношений, помогает уйти от традиционной схемы, в которой ученик и учитель разведены по разные стороны – обучающий и обучаемый, говорящий и слушающий, запоминающий, проверяющий и проверяемый.
Возникают иные связи: “коллега” – “коллега”, “наставник” – “младший товарищ”, основанные на личностном общении педагога и ученика. Зачастую именно эта работа помогает в дальнейшем раскрепоститься ученику на уроке, преодолеть трудности общения с учителем и товарищами.
Самостоятельный выбор темы и возникающие вопросы по ней у ученика, позволяют сделать вывод о его уровне учебных навыков и умений. Кроме того в ходе работы можно проследить за умением работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение планировать, анализировать свою деятельность.
Для проверки исследовательских умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдения, самостоятельных работ с использованием стандартных и нестандартных заданий. Предлагаю учащимся небольшие исследовательские задания, задания практической направленности на уроке. По результатам анализа проделанной работы делаю вывод о готовности школьников участвовать в исследовательской деятельности на своем уровне. То есть, как ребенок может:
- выделить и поставить проблему (выбор темы исследования);
- выдвинуть гипотезу;
- поиск и предложения возможных вариантов решения:
- обобщить полученные данные;
- подготовить доклад и его защитить.
Лучшие работы учащихся отправляются на конкурс «Первые шаги в науке».
Таким образом, можно сделать вывод, что
- исследовательская работа способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяет кругозор ученика;
- дает импульс к саморазвитию, способствует к самоанализу, самоконтролю и самооценке.
Литература
Основы научных исследований. Сабиев Р,А. Учебное пособие. 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...
Примеры реализации методов: проблемного обучения, математического моделирования, программированного обучения
Пример реализации методов: проблемного обучения, математического моделирования, программированного обучения...
Педагогический опыт работы по теме Элементы проблемного обучения как метод и средство мотивации ученика при изучении математики"
в данной работе описан опыт применения технологии элементов проблемного обучения на уроках математики....
Метод проблемного обучения при формировании положительной мотивации к обучению на уроках физики
Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.Эта цель может быт...
Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения
Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения...
Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения
Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения...
«Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения
laquo;Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения...