«Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»
статья (7 класс) по теме
Доклад на районном родительском собрании «Одаренные дети в системе дополнительного образования детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detey_vospityvaem_vmeste.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детей воспитываем вместе»
Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.
Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружат одаренность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью, такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда родители опасливо присматриваются к увлеченности ребёнка, видя в этом чрезмерность. В других семьях способностями ребёнка восхищаются, охотно демонстрируют его знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие. Талантливые дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. Детям с признаками одаренности в жизни труднее, чем обычным. Труднее не зависимо от того восхищаются ли ими, считают ли их странными. Родители могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка, то чего не ожидали.
А вот мы, педагоги, должны быть готовы к работе с талантливым, одаренным ребёнком. Мы должны стать той золотой серединой, которая будет благодатной почвой для творческого роста ребёнка и педагогической поддержкой родителям. Нам необходимо вовремя подсказать, и направить родительское воспитание и совместно создать для талантливого ребёнка ситуацию успеха.
Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих факторов, в роли которых выступает успех. Именно успех придаст силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаст основу для формирования высокой самооценки, для проявления неординарности и индивидуальности ребёнка.
Педагог должен позаботиться о том, чтобы деятельность организованная им скрывала в себе ситуацию успеха.
- Во-первых, деятельность должна приносить удовлетворение субъекту, и не выполняться по принуждению и необходимости.
- Во-вторых, без усилий индивидуума невозможна ситуация успеха. Сама личность должна определить свою деятельность- как успех.
Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, своё неумение и неопытность
А если ребёнок значительно опережает своих сверстников, его творческий потенциал достаточно высок, способности явно уже заложены природой, и всё получается с первого раза, без видимых усилий, и это особенно заметно в коллективе. Как не остановить развитие ребёнка, не заставить его ждать других и не потерять интерес к деятельности?
Работа в хореографическом коллективе, где важно участие каждого на получение общего результата полагает вовлеченность ребёнка в созидательный прочес. Это значит, каждый получает свой успех, кто-то через труд, добиваясь точного выполнения движений, кто-то от успешной работы в дуэте, где более способный приблизит к себе, найдёт место на «пьедестале», для менее одаренного ребёнка. И именно таким образом создаст для себя ситуацию успеха.
Педагогу важно сориентировать ребёнка и выделить сферы его деятельность для реализации себя, как личности.
Важным инструментом создания ситуации успеха служит концертная деятельность.
Концерт- это праздник на всю жизнь как для артиста, так и для зрителя. Ребёнка манит на сцену тайна актёрского перевоплощения. Подготовка к концерту требует больших усилий и внимания педагогов, воспитанников, помощи родителей. Именно, во время творческого процесса, репетиций, подготовки костюмов исчезает дистанция возраста, место каждого не определяется принадлежностью к ученическому или педагогическому коллективу. Педагог становится доступнее детям, ребёнок более понятен для педагога, растёт взаимный интерес и симпатия.
Концерт является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся.выступление на сцене позволяет каждому ребёнку пережить чувство радости от достигнутого, т.е пережить успех, признание зрителей, а зрители- это родители, сверстники, педагоги, знакомые.
Концертная деятельность даёт возможность проявиться неординарности, индивидуальности ребёнка, снимает детские комплексы, делают их раскованнее.
Другой аспект концертной деятельности состоит в том, что она помогает ощутить атмосферу культуры, духовные и материальные ценности, получить ценностное представление о мире. Этому способствует создание яркого образа культуры, событий, чего удаётся добиться с помощью включения зрительного и музыкального ряда, с помощью создания имитированной среды, театрализации танца и песни, ролевой игры, костюмирования и других приёмов и средств, стимулирующих эмоциональную сферу.
Концертная деятельность- это та ниша, в которой талантливый ребёнок найдёт возможность ощутить и пережить ситуацию успеха.
И адекватная оценка родителей и педагогов, совместная радость через сопричастность позволяют растить успешного человека. А успешный человек- это счастливый человек. Талантливому человеку ощущение счастья просто необходимо, как доказательство особого дара и гармонии с миром.
Если в семье растёт талантливый ребёнок, о чём надо помнить.
- Маленькие дети не по собственной воле оказываются на сцене. Их туда приводят родители. И хотя мамы утверждают будто ребёнок сам мечтает стать танцором, актёром, певцом, на самом деле об этом мечтает мама и именно она реализует свои амбиции. Талантливый ребёнок- это не только успехи, достижения, приятные знакомства- это ещё физическое здоровье и психика. Хорошо, если ребёнок занимается в коллективе с удовольствием- это расширяет его кругозор, помогает завести друзей и познать что-то новое.
- Совсем другое дело, когда эти приятные занятия превращаются в изнурительный труд. Когда родители, устав от ответственности перед талантом, отправляют его в свободное плавание: «ты уже большой», «ты должен сам это делать», «твои концерты меня замучили», «это твой костюм, ты им и занимайся». Ещё хуже, когда родители увлеченность ребёнка используют, как «шантаж»: «получил 2 по математике,- в танцевальный не пойдешь».
В этом случае ребёнок практически лишается возможности быть успешным и просто счастливым. Стоит ли подвергать неокрепшую детскую психику таким испытанием?
Давайте отбросим амбиции и взглянем на ситуацию трезво. Способен ли ребёнок справляться с нагрузкой самостоятельно. Может быть, стоит подумать не об «оценках» и «месте в первой линии», а позаботиться об отдыхе ребёнка. И чтобы успехи ребёнка не меркли на фоне нереализованных амбиций взрослых, не били больно по формирующейся детской самооценке.
Талантливый ребёнок всегда в центре внимания, и не зря говориться «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.
Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...
«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...
Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.
Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...
Работа с родителями одаренных детей в системе дополнительного образования
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья, родители.В данной презентации я раскрою особенности характерные для бол...
Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования
Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования....
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...