Саморазвитие личности в процессе становления позитивной «Я-концепции»
учебно-методический материал по теме
«Я-концепция» включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку.
Основу «Я-концепции», ее содержание составляют знания о себе, т.е. своеобразная картина собственной личности.
На формирование «Я-концепции» личности влияние оказывают очень многие факторы. К важнейшим из них относятся способность человека к самопознанию и самооцениванию (внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающими (внешние факторы).
Саморазвитие - непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. По мнению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_lichnosti_v_processe_stanovleniya_pozitivnoy_ya-koncepcii.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Саморазвитие личности в процессе становления позитивной «Я-концепции»
Желтова С.Г., к.п.н.,
заместитель директора по НМР, учитель истории
Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности - важнейшая цель и задача любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве ее системообразующего компонента. В современной школьной практике «развитие», однако, вовсе не всегда понимается как комплексная задача. Проблемам интеллектуального развития и личностного развития - внимание уделяется не в равной мере - первый аспект оказывается важнее. Более того, часто задача «развития» не ставится как таковая, а проблема развития подменяется вопросом о передаче знаний учащимся. [1]
Однако школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Развитие человека в школьные годы как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя саморазвитие.
«Я-концепция» включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку.
Основу «Я-концепции», ее содержание составляют знания о себе, т.е. своеобразная картина собственной личности. Схематически процесс создания «Я-концепции» можно представить следующим образом:
Становление «Я-концепции» происходит в деятельности | |||
Деятельность создает ситуацию | |||
Ситуация | Ситуация успеха | Ситуация неуспеха | |
Уровень воли | Любой уровень воли | Слабая воля | Сильная воля |
Самооценка | Повышается | Понижается | Корректируется |
Притязания | Растут | Падают | Корректируются |
Личностная цель | Усложняется | Упрощается | Оптимизируется |
Мотивация к деятельности | Растет | Падает | Растет |
Развивается процесс | Самоактуализация | Аутизм | Самоутверждение |
Результат | Самореализация | Стремление к самопониманию | Самоопределение |
Следствие | Социальная адаптация, интериоризация, проектирование смысложизненной стратегии | Интериоризация, частичная социальная адаптация | Социальная адаптация, интериоризация, проектирование смысложизненной стратегии |
На формирование «Я-концепции» личности влияние оказывают очень многие факторы. К важнейшим из них относятся способность человека к самопознанию и самооцениванию (внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающими (внешние факторы).
Саморазвитие [2] - непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. По мнению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Механизм саморазвития
Цель- смысл | Самопринятие | Самоуважение | |
Формы | самоактуализация | самосовершенстование | самоутверждение |
Основа | самопрогнозирование | ||
самопознание | |||
саморегулирование | самоконтроль | самооценка | |
самосознание | |||
Результат | Я - концепция |
Формы саморазвития: самоактуализация, самосовершенствование, самоутверждение. [4]
По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация - это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию — реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями. [2] Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Самый важный результат — ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.
Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самосовершенствование — это сознательное управление процессом собственного развития.
Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, способствует усилению в себе собственной личности, черты характера, способы поведения и деятельности.
Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.
Важнейшими компонентами саморазвития выступают самопринятие и самопрогнозирование. Самопринятие, основывается на признании в себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции, и определяет своеобразие прогнозирования себя в будущем. В науке давно известен и доказан факт: чем в большей мере человек способен принимать себя, свои качества (даже те, которые вызывают негативные эмоции), тем в большей мере он является гармоничной личностью и в большей степени способен к поступательному саморазвитию. [4]
Самопринятие тесно связано с личностной идентичностью, включает признание в себе отрицательного и положительного, сильного и слабого и выражает меру близости к себе на основе самотождественности. Самопринятие возникает на основе знаний о себе, детального анализа своих сильных и слабых качеств, их оценки и позитивного эмоционального отношения даже к тем свойствам, которые человек относит к слабым качествам. В случае непринятия себя или принятия частично возникает стремление бороться с собой, перестраивать себя, что далеко не всем удается. Истинное самопринятие не означает борьбу с собой, но оно и не означает, что человек не ставит целей быть другим.
Самопрогнозирование дает возможность осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития.
Процесс саморазвития сопряжен и с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются личностью как барьеры саморазвития. Таких барьеров много[1]:
- отсутствие ответственности за собственную жизнь;
- неразвитость способности к самопознанию;
- влияние сложившихся стереотипов и установок;
- несформированность механизмов саморазвития;
- чувством зависти и стремлением к личностному превосходству.
Целенаправленно саморазвитием и самопознанием может заниматься только социально зрелая личность, четко знающая, что ей нужно в жизни.
Одной из фундаментальных способностей человека является способность к самопрогнозированию. Прогнозирование всегда носит вероятностный характер.
С практической точки зрения вполне допустимо оперировать тремя группами самопрогнозов:
- ситуативные (например, каждый из нас прогнозирует свои действия на ближайшее будущее, исходя из своих возможностей и сложившейся ситуации);
- перспективные — прогнозируем свои достижения, результаты деятельности по истечении, например, года;
- жизненно-целевые — определяем и создаем далекие перспективы, связанные с постановкой и реализацией задач самосовершенствования и самореализации.
В то же время самопрогнозирование опирается на результаты самопознания, в том числе на конечный результат — самопринятие. Итоговый результат по стратегиям саморазвития личности будет определяться именно своеобразием сочетания самопринятия и самопрогнозирования.
Самоутверждение - это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению, подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.
В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов:
- быть, как все;
- быть лучше, чем другие;
- быть хуже всех.
Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний — самоотрицание.
На основе чувства идентичности и самопринятия возникает самоуважение, в котором выражается степень симпатии личности к себе. Самоуважение — это целостное положительное отношение к себе как к ценности, в нем интегрируются многочисленные самооценки. Понятно, что в каких-то сферах человек оценивает себя высоко, в каких-то не очень, однако в целом он себя принимает, позитивно к себе относится, гордится собой и своими достижениями. Важно, чтобы это самоуважение было реалистичным. В случае низкого самоуважения человек перестает любить себя, испытывает внутриличностные конфликты, в случае сверхвысокого — центрируется только на себе, любуется собой, пренебрежительно относится к другим, проявляет самоуверенность, самодовольство, эгоцентризм. Необходимо отметить, что самоуважение формируется не только на основе положительной установки на себя и интеграции частных самооценок, но и на сопоставлении своих притязаний и реальных достижений. [3]
Наконец, благоприятное сочетание идентичности, самопринятия, самоуважения рождают чувство собственной компетентности, которое обусловлено знанием себя, своих возможностей, верой в осмысленность и ценность собственной жизни, уверенностью в том, что человек способен самостоятельно строить свою жизнь, определять свои выборы и свою судьбу (а она есть у каждого).
Самосовершенствование — это, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование — это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. [2]
Самосовершенствование может идти разными путями:
- в одном случае — приобретение социально значимых свойств и качеств;
- в другом — овладение негативными способами жизни и деятельности.
Самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обрести смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития — самоактуализации.
К результатам самосовершенствования относятся прежде всегo:
- удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями;
- удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.
Единицей, «кирпичиком» саморазвития является акт самопостроения личности. Самопостроение — это процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через акты самопостроения в конкретной ситуации. Процесс этот довольно сложен, в самом общем плане суть его состоит в следующем. Человек способен за счет механизмов самопрогнозирования строить Модель реального Я, т. е. проецировать себя в близкое будущее, ограниченное конкретной ситуацией. Эта Модель Я воплощается в реальное Я. [2]
В итоге человек выбирает стратегию самопостроения:
- воссоздает себя в прежнем качестве
- либо воссоздает себя в качестве новом.
И то и другое, накапливаясь, трансформируясь, воспроизводит личность уже на новом уровне.
Самопознание — это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т.е. знание о себе, образ Я, Я-концепция. (Процесс (лат. processus) — продвижение.) Своеобразие самопознания как процесса схематически (рис. 1) может быть представлено следующим образом [2]:
Рис. 1. Процесс самопознания
Самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие.
Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире.
Самопознание выступает структурным компонентом самосознания. Самопознание — это деятельность Я как субъекта по познанию (или сознанию) образа Я (Я-концепции). Образ Я через внешнюю и внутреннюю деятельность человека вносит коррективы в структуру Я как субъекта, выполняя функции саморегулирования и самоконтроля.
Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я-концепцию, и система самоотношения: личностная идентичность, самопринятие, самоуважение, чувство собственной компетенции.
В качестве механизмов самопознания выступает взаимодействие идентификации и рефлексии. Идентификация дает возможность уподобиться другому человеку или самому себе, а рефлексия — отстраниться, занять самые различные позиции, что позволяет осуществлять глубокий и полноценный самоанализ.
Подросток сенситивен к своему духовному миру, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания. [1]
Можно говорить о
- «Я— реальном»,
- «Я—идеальном»,
- «Я—фантастическом»,
- «Я—в прошлом»,
- «Я—в будущем» и др.
Но все эти Я суть части нашей целостности, и в то же время каждое из них может занимать роль как познающего (субъекта), так и познаваемого (объекта).
Есть Я как субъект и Я как объект. Характеризует меру взаимодействия между ними. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе, с одной стороны, и саморегулирование и самоконтроль, с другой. Схематически структуру самосознания можно изобразить следующим:
1 — эмоционально-ценностное отношение;
2 — самопознание;
3 — саморегулирование;
4 — самоконтроль;
5 — самооценивание.
Самосознание — это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию) образа Я (Я-концепции), в свою очередь, образ Я, включаясь в структуру Я как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать как независимые процессы, однако могут и интегрироваться в единую деятельность самооценивания, в результате чего и рождается представление о себе, образ Я, Я-концепция. Это, в свою очередь, выступает в качестве условия для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля.
Самосознание будет выглядеть следующим образом:
На уровне биологического индивида (организма) самосознание дает возможность выделить свое физическое Я из окружающего мира, выстроить образ своего тела.
На уровне социального индивида самосознание характеризует: принятие точки зрения другого на себя (что обо мне думают и говорят другие), идентификацию с родителями, усвоение стандартов выполнения действий, формирование самооценок, формирование половой, позже профессиональной идентичности, становление самоконтроля.
На уровне личности самосознание характеризуется выявлением своей социальной ценности и смысла существования, формированием и изменением представлений о своем будущем, прошлом и настоящем.
Самосознание работает по принципу постоянного взаимодействия («Диалога») разных аспектов Я, где активно задействованы механизмы самопознания, эмоционально-ценностного отношения, с одной стороны, и саморегулирования и самоконтроля, с другой.
Литература
- Малкина – Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. – М.2004
- Маралова В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.2002.
- Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь., Ростов-на-Дону, 1998
- Немов Р.С. Психология – М., 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление личности в процессе социализации.
Проблемы социализации и пути их решения....
Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пр...
Концепция воспитательной работы "Становление личности в процессе социализации, воспитании и самовоспитании"
Данная концепция содержит основные направления , цели и задачи воспитательной работы с учащимися....
Роль научно-исследовательских работ в формировании положительного интереса учащихся к предмету и процессе становления личности
Данная методическая статья содержит информацию о том, какие личностные качества развивает у школьников участие в научных обществах, как развивается личность и положительное отношение к изучаемым предм...
Воспитание Оренбуржца 21 века "Саморазвитие и самореализация личности в процессе воспитания и обучения"
Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на Областной конкурс проектов инновационной деятельности классных руководителей Номинация «Школа ...
Диагностика развития одаренных учащихся и психолого-педагогическое сопровождение процесса становления творческой личности в условиях КШИ.
Статья о диагностике одаренных обучающихся и и психолого-педагогическим сопровождением процесса становления творческой личности в кадетской школе интернат "Спасатель"....
ДОКЛАД «Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации учащихся и формирования условий для саморазвития личности». (2021 год)
Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации учащихся и формирования условий для саморазвития личности...