Урок как средство диагностики педагогических навыков формирования умения учиться
статья по теме

В статье "Урок как средство диагностики педагогических навыков формирования умения учиться" говорится о путях повышения учебной мотивации школьников.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глушкова Г.В., Сернурская СПОШ № 2

Урок как средство диагностики педагогических навыков формирования умения учиться    

     Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий. Именно на уроках уже в начальной школе формируются  у ребенка общеучебные умения и навыки, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности. Почему? Во-первых, они применяются учеником независимо от предмета изучения и характеризуют его как школьника: каковы мотивы его деятельности, умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств ее решения, есть ли у него желание улучшать результаты своего учебного труда. Во-вторых, каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебных умений, и с этой точки они  являются межпредметными.  

     В педагогической науке нет единого толкования понятий «умение» и  «навык», но все методисты считают, что умения и навыки  являются усвоенным опытом  различных способов  деятельности. Словарь С.Ожегова гласит: умение – способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом;  навык – уменье, созданное упражнениями, привычкой. Не зря стандарты второго поколения  предлагают системно-деятельностный подход, чтобы на уроке дети работали, а учитель был на втором плане.

    Впервые программа формирования умений учиться была предложена Д.Б.Элькониным и разработана его учениками В.В.Давыдовым, В.В.Репкиным и  другими. В последние годы идеи Д.Б.Эльконина стали наиболее актуальны.

     Итак, общеучебные умения и навыки – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной  дисциплины. Все общеучебные умения и навыки можно разделить на четыре группы, что позволяет охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности школьников:

   учебно-управленческие (учебно-организационные)- обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности;

   учебно-логические  - обеспечивают четкую структуру работы над содержанием учебных задач;

    учебно-информационные – способствуют нахождению, преобразованию  и использованию информации для выполнения учебных задач;

    учебно-коммуникативные – поддерживают сотрудничество и организацию совместной деятельности.

    Таким образом, приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром,  готовой к самообразованию и саморазвитию. На первом плане формирование универсальных учебных действий (УУД)  - формирование умения учиться. И в  этом  состоит миссия учителя – научить ученика учиться. Поэтому в Новом Стандарте на первое место поставлены метапредметные умения и навыки, на второе – личностные и на последнее предметные, как не самые важные. ФГОСы ориентированы на развивающее обучение и на результаты образования.

  Анализ посещенных уроков показал, что эффективность формирования ОУУН зависит от ряда факторов.

    Факторы, влияющие на эффективность формирования ОУУН:

    -от способности учащихся к обучению;

    -от интересов, направленности и мотивации школьников;

    -от качества используемых в образовательном процессе технологий;

    -от уровня согласованности работы учителей и единства требований

      к учащимся;

    -от полноты использования межпредметных (интегративных) связей при      

      проектировании содержания учебных предметов;

    -от профессионализма учителей и их компетентности в вопросах форми-

       рования ОУУН.

    Итак, стало совершенно очевидным, что для повышения качества формирования на уроках ОУУН необходимо прежде всего совершенствование профессиональных умений педагогов, представленных такими их группами, как:

  1. управленческие (организационные);
  2. проектировочные;
  3. конструктивные;
  4. аналитические

    На некоторых моментах остановлюсь подробнее и приведу примеры из опыта учителей своей школы.

    Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения..Он не только активизирует умственную деятельность но и направляет ее к решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными способами, и один из них – использование новых педагогических технологий учителями нашей школы: педагогика сотрудничества, уровневая дифференциация, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульная технология,  информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение, технологии ролевых и дидактических игр, технология ассоциативных связей, проблемное обучение.

    Инновационные технологии развивают творчество, воображение, заставляют думать, искать самостоятельные пути решения  той или иной учебной ситуации.

     Мотивация  -  повторяю – важный фактор качественного формирования умения учиться. Многолетний опыт работы в школе и наблюдения за работой своих коллег привели меня к ответу на вопрос:

 Каковы пути повышения мотивации к учению?

1.Создание ситуации успеха.

2. Поощрение.

3.Формирование познавательного интереса: через элементы занимательности, игровые моменты, элементы неожиданности, способности учителя удивить, нестандартные уроки, необычное начало урока, связь изучаемого материала с жизнью и т. д.

4.Научно-исследовательская, проектная деятельность.

   Все это вызывает эмоциональное восприятие учебного материала, любознательность. Работа в группах при подготовке проектов, презентаций развивает коммуникативные умения.

   Удивление – путь к познанию. Привожу в качестве примера анализ стихотворения Пушкина «Узник».

     Выводы. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы сформировать на уроках у школьников общеучебные организационные умения – умения организовывать свою деятельность; интеллектуальные – умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Не зря стала крылатой фраза: « Умный не тот, кто много знает, а тот, кто умеет находить информацию». Оценочные – умения самостоятельно делать выбор в мире ценностей и поступков и отвечать за этот выбор; коммуникативные – умения общаться, взаимодействовать с людьми.

     Общеучебные умения – самое главное, что остается после школы и всегда пригодится в жизни. И чтобы научить этому, учителю самому надо обладать этими умениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

Педагогические условия формирования умения планировать учебную деятельность

Одной из важнейших характеристик современного общества является усиление роли рационально организованной интеллектуальной деятельности человека в условиях резко возрастающего объема информации.Ускорен...

Формирование умения учиться

Данная работа отмечена дипломом первой степени наВсероссийском конкурсе педагогов "Образовательный потенциал России" национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал Р...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами инновационных педагогических технологий

Сегодня деятельностная направленность обучения школьной географии - это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, емкое понятие, включающее овладение т...