Урок как средство диагностики педагогических навыков формирования умения учиться
статья по теме
В статье "Урок как средство диагностики педагогических навыков формирования умения учиться" говорится о путях повышения учебной мотивации школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Глушкова Г.В., Сернурская СПОШ № 2
Урок как средство диагностики педагогических навыков формирования умения учиться
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий. Именно на уроках уже в начальной школе формируются у ребенка общеучебные умения и навыки, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности. Почему? Во-первых, они применяются учеником независимо от предмета изучения и характеризуют его как школьника: каковы мотивы его деятельности, умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств ее решения, есть ли у него желание улучшать результаты своего учебного труда. Во-вторых, каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебных умений, и с этой точки они являются межпредметными.
В педагогической науке нет единого толкования понятий «умение» и «навык», но все методисты считают, что умения и навыки являются усвоенным опытом различных способов деятельности. Словарь С.Ожегова гласит: умение – способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом; навык – уменье, созданное упражнениями, привычкой. Не зря стандарты второго поколения предлагают системно-деятельностный подход, чтобы на уроке дети работали, а учитель был на втором плане.
Впервые программа формирования умений учиться была предложена Д.Б.Элькониным и разработана его учениками В.В.Давыдовым, В.В.Репкиным и другими. В последние годы идеи Д.Б.Эльконина стали наиболее актуальны.
Итак, общеучебные умения и навыки – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Все общеучебные умения и навыки можно разделить на четыре группы, что позволяет охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности школьников:
учебно-управленческие (учебно-организационные)- обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности;
учебно-логические - обеспечивают четкую структуру работы над содержанием учебных задач;
учебно-информационные – способствуют нахождению, преобразованию и использованию информации для выполнения учебных задач;
учебно-коммуникативные – поддерживают сотрудничество и организацию совместной деятельности.
Таким образом, приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, готовой к самообразованию и саморазвитию. На первом плане формирование универсальных учебных действий (УУД) - формирование умения учиться. И в этом состоит миссия учителя – научить ученика учиться. Поэтому в Новом Стандарте на первое место поставлены метапредметные умения и навыки, на второе – личностные и на последнее предметные, как не самые важные. ФГОСы ориентированы на развивающее обучение и на результаты образования.
Анализ посещенных уроков показал, что эффективность формирования ОУУН зависит от ряда факторов.
Факторы, влияющие на эффективность формирования ОУУН:
-от способности учащихся к обучению;
-от интересов, направленности и мотивации школьников;
-от качества используемых в образовательном процессе технологий;
-от уровня согласованности работы учителей и единства требований
к учащимся;
-от полноты использования межпредметных (интегративных) связей при
проектировании содержания учебных предметов;
-от профессионализма учителей и их компетентности в вопросах форми-
рования ОУУН.
Итак, стало совершенно очевидным, что для повышения качества формирования на уроках ОУУН необходимо прежде всего совершенствование профессиональных умений педагогов, представленных такими их группами, как:
- управленческие (организационные);
- проектировочные;
- конструктивные;
- аналитические
На некоторых моментах остановлюсь подробнее и приведу примеры из опыта учителей своей школы.
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения..Он не только активизирует умственную деятельность но и направляет ее к решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными способами, и один из них – использование новых педагогических технологий учителями нашей школы: педагогика сотрудничества, уровневая дифференциация, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульная технология, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение, технологии ролевых и дидактических игр, технология ассоциативных связей, проблемное обучение.
Инновационные технологии развивают творчество, воображение, заставляют думать, искать самостоятельные пути решения той или иной учебной ситуации.
Мотивация - повторяю – важный фактор качественного формирования умения учиться. Многолетний опыт работы в школе и наблюдения за работой своих коллег привели меня к ответу на вопрос:
Каковы пути повышения мотивации к учению?
1.Создание ситуации успеха.
2. Поощрение.
3.Формирование познавательного интереса: через элементы занимательности, игровые моменты, элементы неожиданности, способности учителя удивить, нестандартные уроки, необычное начало урока, связь изучаемого материала с жизнью и т. д.
4.Научно-исследовательская, проектная деятельность.
Все это вызывает эмоциональное восприятие учебного материала, любознательность. Работа в группах при подготовке проектов, презентаций развивает коммуникативные умения.
Удивление – путь к познанию. Привожу в качестве примера анализ стихотворения Пушкина «Узник».
Выводы. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы сформировать на уроках у школьников общеучебные организационные умения – умения организовывать свою деятельность; интеллектуальные – умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Не зря стала крылатой фраза: « Умный не тот, кто много знает, а тот, кто умеет находить информацию». Оценочные – умения самостоятельно делать выбор в мире ценностей и поступков и отвечать за этот выбор; коммуникативные – умения общаться, взаимодействовать с людьми.
Общеучебные умения – самое главное, что остается после школы и всегда пригодится в жизни. И чтобы научить этому, учителю самому надо обладать этими умениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии средствами современных педагогических технологий
Из опыта работы...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров
СЦЕНАРИЙ ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...
Педагогические условия формирования умения планировать учебную деятельность
Одной из важнейших характеристик современного общества является усиление роли рационально организованной интеллектуальной деятельности человека в условиях резко возрастающего объема информации.Ускорен...
Формирование умения учиться
Данная работа отмечена дипломом первой степени наВсероссийском конкурсе педагогов "Образовательный потенциал России" национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал Р...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами инновационных педагогических технологий
Сегодня деятельностная направленность обучения школьной географии - это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, емкое понятие, включающее овладение т...