Метопредметные компетенции в рамках интеграции предметов
статья на тему

Деревцова Елена Викторовна

В статье представлен опыт работы по формированию метопредметных компетенций 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_derevcova_e.v_-_12332132.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

   Из   опыта работы по формированию метопредметных компетенций через реализацию элементов  технологии интегрированного обучения

                                                    Деревцова Е.В,

                                     МАОУ, гимназия № 29 г. Томска

  Формируя метопредметные компетенции я рассматриваю материал математики через применение его в других предметных областях. При подготовке к уроку вырабатываю с учителями интегрируемых предметов единый подход к изучению темы, учитывая специфику каждой предметной области, чтобы у обучающихся формировалось целостное представление изучаемого вопроса. Для закрепления материала считаю необходимым  не только прорешивать задачи учебника математики, но и практикую брать задачи из других учебников, например:

Область математики

Тема

Другая пред-метная область

Тема

Математика    

Задачи на движение

Физика

Движение по прямой

Алгебра и начала анализа

Производная.Физический смысл производной

Физика

Скорость. Ускорение.

Геометрия

Векторы

Физика

Сила

Математика

Пропорции

География

Масштаб

Математика

Координаты

География

Географичес-кие центры

Математика

Пропорции

Химия

Концентра-ция вещества

Математика

Единицы массы, пропор- ции, графики функций

Биология

Здоровый образ жизни

    Уроки применения знаний на практике строю на сочетании парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы, формируя личностные компетенции учеников. Учебную деятельность пытаюсь выстраивать с помощью  решения компетентностных практико-ориентированных задач, которые создаю сама, а так же  с помощью авторских задач учеников, составление которых практикую по всем разделам курса математики. Результатом такого обучения можно считать победы моих учеников на различных конкурсах и играх по математике, например, в игре «Математика. Компетентность. Успех».

   Работая по технологии интегрированного обучения сподвигло на создание экспериментального интегрированного курса «Комбинаторика и ИКТ» для 7 классов с расширенным преподаванием предметов естественно-научного образования. Программа была создана в соавторстве с учителем информатики Бормотовой Н.В.  Мы предлагаем  сложные темы комбинаторики изучать средствами информатики. Обучение, в основном, состоит из двух этапов:1-изучение теоретической части(понятия, определения, формулы и т.д.)  2-отработка и закрепление изученного материала средствами информатики.

  После каждой темы практикую создание мини проектов, где ученики  очень активно используют  ресурс информатики.  Н-р : тема «Статстические характеристики». К ней выполняется практическое задание в виде мини исследования.  

       И во внеурочной деятельности использование технологии интегри-рованного обучения дает, несомненно, свои  положительные результаты. Созданные, в рамках проектно-исследовательской деятельности, проекты детей реализовывались через формирование метопредметных, информационных и коммуникативных компетенций. Мои  ученики создали ряд проектно-исследовательских работ применяя интеграцию предметов. Работы «Медиапособие по курсу  «Комбинаторика и ИКТ», «Удивительный мир пирамид», «Путь к компетентности», «Электронный мониторинг по темам комбинаторики» и др. становились победителями региональных, Всероссийских, Международных конференций, а ученики, работая над проектоми, пополняли багаж своих знаний как по математике, так и по интегрируемым предметам.

        В этом году мы с коллегами апробируем  УМК Математика-5  А.Г Мерзляка, В.Б Полонского, М.С. Якира. Я работаю в 5 классе.

     Для формирования метопредметных компетенций в этом учебнике есть ряд задач, где интегрируются география (большенство задач, наверное, именно из этой области). Формируя метопредметные компетенции учеников я предлагаю ребятам найти информацию, изучить ее и составить задачу, которую решаем в классе. Дети показывают свое творчество, оформляя задачу, некоторые делают  презентации. Им  очень нравиться этот процесс, в результате которого углубляются не только знания математики , но и других предметных областей.

   Из выше сказанного несомненно следует, что  роль интегрированного обучения  очень высока и необходима для формирования метопредметных компетенций учащихся.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена"....

Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся. (Из опыта работы).

Данная статья написана в соавторстве с учителем математики Баричевой Т.И. и представляет собой описание интегрированных уроков из цикла "Математический Петербург"...

Интеграция предмета географии с общеобразовательными предметами школьной программы.

Выступление на районном семинаре учителей географии с опытом работы по проблеме интеграции предмета географии с другими общеобразовательными предметами школьной программы....

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство развития коммуникативной компетенции учащихся....

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся...

Управление процессом формирования метапредметных компетенций учащихся в рамках интеграции учебных предметов физическая культура и информатика

В федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного пр...