Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся. (Из опыта работы).
статья по краеведению по теме

Павлухина Татьяна Михайловна

Данная статья написана в соавторстве с учителем математики Баричевой Т.И. и представляет собой описание интегрированных уроков из цикла "Математический Петербург"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся. (Из опыта работы).

Баричева Т.И., учитель математики

Павлухина Т.М., учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ № 506 Кировского района Санкт-Петербурга

   В современной школе, как перед учеником, так и перед учителем, ставится много задач, от решения которых зависит сформированность базовых компетенций учащихся. В условиях быстро меняющихся требований к уровню образования ученик должен не только владеть знаниями, полученными на конкретных уроках, но и уметь применять полученные умения и навыки в ходе изучения других предметов школьной программы. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия, вместе с тем, не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий».[1] «В каждом учебном предмете реально или потенциально содержатся ключевые и предметные компетенции – то есть нормы, освоение которых позволяет стать успешным в заданных областях. Через вхождение в метапредметные основы изучаемого урок помогает ученику увидеть корни происходящего, выстроить целостное знание и понимание изучаемых предметов…». [2] Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.  

Анализируя уроки, можно прийти к выводу о том, что учащиеся не в полной мере владеют ситуацией применения метапредметных учебных действий. Обеспечение достижения учащимися метапредметных компетенций в предметном обучении является одной из ведущих задач современного учителя.

В настоящее время много говорят о модернизации школьного образования. Но инновационность в образовании нельзя сводить только к бесконечным тестам, репетициям ОГЭ и ЕГЭ, чисто механическому внедрению интерактивных досок и мультимедийных средств.

   Интегрированный урок является одной из возможностей формирования метапредметных компетенций. Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся разрабатывается в рамках школьной методической темы «Обеспечение достижения учащимися надпредметных компетенций в предметном обучении».
  Предполагается, что каждый урок будет посвящен разным периодам в развитии города. Решение математических задач, относящихся к конкретной эпохе, прививает не только тактильное ощущение городских объектов (высота и длина дворцов, храмов, колонн, площадей городских пространств и т.д.), но и восприятие метрики (способа измерения пространства), свойственного той или иной эпохе. Идея проведения подобных интегрированных уроков возникла из проекта «Математический Петербург» - автор учитель математики Баричева Т.И. Цель проекта – включение подростков в изучение и распространение знаний о связи великих математиков с историей нашего города.  Цель проекта – создание «базы данных» по персоналиям ученых-математиков, деятельность которых, так или иначе, связана с Петербургом.

   На  интегрированных уроках, проводимых в рамках цикла «Математический Петербург» авторы пробуют  «совместить несовместимое»: а именно способствуют развитию познавательного интереса к предмету история и культура Санкт-Петербург через призму математики. Такой подход позволяет преодолеть не только неприязнь к школьным предметам, Основной замысел – преломление через призму математики изучения исторической среды города путем решения математических задач по городским объектам, относящимся к конкретной эпохе. Такой подход, по мнению авторов, прививает не только тактильное ощущение городских объектов (высота и длина дворцов, храмов, колонн, площадей городских пространств и т.д.),  восприятие  метрики (способа измерения пространства), свойственного той или иной эпохе, но и позволяет ощутить многогранность  культурного наследия Санкт-Петербурга как части  всемирного культурного наследия.

К целям интегрированных уроков, разрабатываемых в рамках данной технологии,  можно отнести следующие:

  • Систематизация  знаний  по объектам культурного наследия города;
  • Развитие и систематизация умений, знаний и навыков при решении  математических задач, которые  «привязаны» к изучаемому историко-архитектурному объекту;
  • Умение учащихся  находить эти объекты  на карте-схеме;
  • Расширение кругозора, информативности учащихся  по объектам культурного наследия города, изучаемых в ходе урока;
  • Накопление опыта освоения объектов городской среды;
  • Формирование локальной гражданской идентичности (т.е. осознание учеником своей принадлежности к культуре Санкт-Петербурга) на основе метапредметных умений;

Содействие развитию личностных результатов освоения образовательной программы, в частности, уважительное отношение не только к отечественной истории, ценностям  и  традициям Санкт-Петербурга, но и к культурному наследию народов других национальностей и стран.

В ходе интегрированных уроков предполагается формирование и развитие следующих УУД:

№ п/п

Формируемые УУД

Формируемые умения и навыки

1.

Коммуникативные

- повышение грамотности устной речи учащихся;

- развитие умения аргументировать позицию, выступать перед аудиторией;

- воспитывать культуру общения (метод диалога, обратной связи «учитель-ученик»);

2.

Познавательные

-  развитие  навыков самоконтроля при работе с информацией (отбор);

- способствовать формированию умения анализировать, сравнивать  и делать выводы  на основе информации  по теме урока;

- способствовать расширению кругозора учащихся по математике и истории и культуре Санкт-Петербурга, развитию памяти, воображения, логического мышления;

3.

Регулятивные

- умение формулировать проблемный вопрос/цель/тему урока;

-оценивать свою работу на отдельных этапах урока, в ходе урока;

4.

Личностные

- умение давать оценку событиям, действиям исторических деятелей, о которых идет речь на уроке;

-формирование  у учащихся осознанного отношения к  городским объектам, как к культурному наследию не только нашего города, но и как  всемирного культурного наследия.

-  содействие развитию  у учащихся толерантного отношения к создателям петербургского наследия;

 

Одной из важных воспитательных задач, реализуемой в ходе урока, является  следующая  -  способствовать формированию  у учащихся толерантного отношения к создателям петербургского наследия. Толерантность – важное качество гражданина, без которого невозможно его комфортное существование в современном социуме, особенно в большом городе. Особенность же детской психологии, на наш взгляд, в том, что привитие общечеловеческих ценностей возможно только непосредственно, через живой контакт с окружающим миром – в данном случае - через  многообразный мир города.. Любые рассуждения о том, что «современный гражданин должен обладать чувством толерантности, признания права других людей на иную культуру, взгляды, убеждения» - для подростка как минимум пустой звук, максимум – стойкое желание принять противоположную точку зрения. Через все уроки проходит вопрос:  В чем значимость того или иного  городского объекта для петербуржцев?  Почему этот человек (скульптор, архитектор, художник, простой рабочий) жил, творил в нашем городе? Какие возможности давал город людям для развития их способностей?

Таким образом,  подросток приобретает инструменты и ресурсы для критического осмысления той  социальной действительности города, в котором он живёт.

Петербург с самого начала основания был городом мультикультурным, сюда со всего цивилизованного мира съезжались ученые, инженеры, архитекторы, скульпторы, художники, в первую очередь для того, чтобы реализовать свои самые смелые идеи и мечты. Этим Петербург сродни Парижу, Амстердаму, Нью-Йорку и даже Одессе.

Национальные общины (немцы, голландцы, шведы и финны, французы, армяне) на первых порах жили обособленно, однако со временем они все больше ассимилировались в городскую среду. Александр Дюма-сын в 1855 году был восхищен этим вавилонским смешением культур, а Невский проспект назвал «улицей веротерпимости». Этот титул сохранился, ведь здесь до сих пор действуют и кафедральный православный Казанский собор, и католический костел св. Екатерины, армянская, шведская, финская, голландская церкви.

    В рамках данной технологии авторами разработан цикл уроков «Математический Петербург»: Нарвские Триумфальные ворота,   Пышное барокко, Прогулки по петровскому Петербургу, Ах, Эрмитаж, Эрмитаж, Эрмитаж. В рамках работы, проводимой авторами, создано несколько методических разработок в рамках рабочих программ по предмету, реализуемых  в школе. Для проведения таких интегрированных уроков рекомендуется  использование мультимедийного проектора для демонстрации фотографий, фрагментов архитектурных памятников, портретов и пр. и карты-схемы города, так как ученик должен «связать» в памяти адрес, визуальное восприятие объекта и его метрические составляющие.

 На уроках учащиеся  не только закрепляют ранее полученные знании по предметам.  В ходе занятия учитель обращает внимание на  сформированность  личностных результатов учебной деятельности. В ходе занятия изучается история уникального памятника, являющегося символом Кировского района, решают математические задачи. Важной воспитательной целью занятия является привитие гордости учеников не только за свой город, но и за «малую родину» - Кировский район, с его увлекательной историей, культурным наследием и до сих пор сохраняющимися памятниками, иллюстрирующими 300-летнюю историю послепетровской России. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной (рассказ об истории Нарвских триумфальных ворот), математической мини-викторины, подведения итогов (награждение победителей, конспективное повторения основных фактов, дат, фамилий). Также целесообразно поговорить  с учащимися о том, почему было принято решение построить 2-е ворота, какое значение имело это событие для истории Петербурга, России.

 В рамках урока «Пышное барокко» можно привести пример из истории семьи братьев Колокольниковых, которые, благодаря своему таланту, получили свободу от крепостной зависимости (к вопросу о том, какие возможности давал человеку город); возможно обсуждение на тему: Создатели «пышного барокко» и поговорить о  деятельности Ф.Б. Растрелли и С.И. Чевакинского.

Разработка «Прогулка по петровскому Петербургу» - еще один интегрированный урок. В ходе урока решаются задачи по ранней истории Петербурга. Например,

 «Длина Заячьего острова в 2 1/2 раза больше его ширины. Если бы остров был короче на 250 м. и на 140 м. шире, чем на самом деле, то длина и ширина острова сравнялись бы. Каковы размеры Заячьего острова?»[3]

Для ранней истории Санкт-Петербурга, рассматриваемой в этой разработке, присущ субъективно больший размер пространств, чем сейчас.   Переправа через Неву была целым событием, которая могла занять целый день (в отсутствие мостов и сколько-нибудь мощных плавсредств). Размер Заячьего острова всего 360 на 750 метров – но тогда это казалось вполне достаточным для небольшого города! Строительство здания  Двенадцати коллегий, сегодня кажущееся скромным, заняло несколько десятилетий, так как фасад протяженностью 400 метров был редкостью даже для Европы. Предполагается, что в последующих уроках цикла через решение математических задач ученики почувствуют, как сужается масштаб пространственно-временного восприятия по мере прогресса (появление мостов, новых видов транспорта, расширения площади города и т.д.). Форма урока – виртуальная экскурсия, позволяет  не только повторить ранее изученный материал по истории и культуре Санкт-Петербурга, но и обсудить следующие темы: 1. Кто они- строители петровского Петербурга, 2. Сподвижники Петра I, 3. Почему петровское время  называют эпохой становления петербургских традиций.  

Урок на тему «Ах Эрмитаж, Эрмитаж,Эрмитаж»   представляет собой дидактический материал для проведения повторительно-обобщающего урока к разделу «Санкт-Петербург – город –музей» курса История и культура Санкт-Петербурга» и представляет собой виртуальную прогулку по залам Эрмитажа с математическими остановками. Использование  этого дидактического материала на уроке, по мнению авторов,  должно способствовать повышению интереса  к музейным комплексам Санкт-Петербурга; в частности,  к коллекциям Эрмитажа.

  Проведение такого рода  интегрированных  уроков направлено, прежде всего, на преодоление барьера неприятия сразу к двум учебным дисциплинам математике и истории и культуре Санкт-Петербурга через  развитие познавательного интереса  к этим предметам.

На наш взгляд - достоинство  этих разработок  в том, что их можно использовать в качестве образца, алгоритма для подобного рода уроков. Учитель может, по своему усмотрению, изменять структуру урока, его содержание: добавлять, убирать материал, изменять вопросы,  использовать дополнительную дидактическую литературу по предмету.  

Необходимо обратить внимание на то, что эти методические разработки  созданы в рамках рабочих программ по предметам (история и культура Санкт-Петербурга и математика), реализуемых  в школе. Для проведения таких интегрированных уроков рекомендуется  использование мультимедийного проектора для демонстрации фотографий, фрагментов архитектурных памятников, портретов и пр. и карты-схемы города, так как ученик должен «связать» в памяти адрес, визуальное восприятие объекта и его метрические составляющие.

Одним из результатов  реализации данной технологии является формирование общекультурной компетенции учащихся, то есть   способности ученика  ориентироваться в пространстве городской среды, многообразии  поликультурного наследия Санкт-Петербурга и его ценностной составляющей; формирование уважительного отношения к городским объектам  созданными представителями других культур и национальностей,  понимание значения  материальной и духовной культуры как формы человеческого существования. Также результатом предлагаемого подхода является преодоление в учениках «барьера неприятия» сразу к двум дисциплинам – истории и математике. По мнению авторов, преодолеть такой «барьер» помогают учебно-познавательные компетенции, а именно:  постановка и решение познавательных задач; понимание учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение  оценивать результат и осуществлять рефлексию своей деятельности.

В  рамках предложенных авторами  интегрированных уроков гуманитарного и естественнонаучного циклов, как средства, можно говорить не об одной  изолированном  уроке, а о целой серии методических разработок. При разнообразии целей и форм занятий (плановые уроки, внеклассные часы, самостоятельная проектная работа учащихся) все они направлены на формирование общекультурной компетенции учащихся, усиливаемой синергетическим эффектом взаимодействия двух важнейших дисциплин: математики и истории.

Список использованной литературы интернет-ресурсов:

1. Перли С.С., Перли Б.С. Блистательный Петербург на уроках математики. Необычный задачник для 6 класса. СПб., Издательский дом «Книжный мир, 2003.

3.  Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm.

4. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm.


[1] Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm.

[2] Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm.

[3] Перли С.С., Перли Б.С. Блистательный Петербург на уроках математики. Необычный задачник для 6-го класса. СПб.: Издательский дом «Книжный мир» 2003,стр. 137


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

Доклад на тему "Ансамблевый этюд - одно из средств развития коммуникативной компетенции учащихся" (из опыта работы)

В докладе представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетенции при  постановке спектаклей...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся

Доклад "Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство повышения общекультурного развития учащихся"  и презентация к нему были продемонстрированы в рамках мелодического совещания...

2016 г. Мастер-класс на ГМО. «Работа с одарёнными детьми как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (из опыта работы)»

В течение 2 лет я вела занятия с детьми по подготовке к олимпиадам разного уровня. Приказ управления образования г. Покачи  от 26.06.2015 г. «О создании и организации деятельности пред...