Развитие творческих и познавательных способностей учащихся при использовании метода проектной технологии.
статья по теме

Кочикова Оксана Юрьевна

В своем выступлении "Развитие творческих и познавательных способностей учащихся при использовании метода проектной технологии" я поделилась опытом работы и рассказала как припомощи метода проектной технологии развиваю творческие и познавательные способности моих учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих и познавательных способностей учащихся при использовании метода проектной технологии.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

 

Цель: организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного  материала, но и развить свои творческие и познавательные способности; воспитание социально – активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Задачи:

  1. Стимулирование познавательной самостоятельности учащихся в области индивидуальных содержательных интересов и предметных предпочтений.
  2. Создание условий для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта.
  3. Совершенствование коммуникативных умений в процессе групповой работы и публичного выступления на презентации.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

В своей работе я формирую и развиваю познавательный интерес к изучению истории на основе устойчивых положительных мотиваций.

В своём педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности. Под познавательным интересом понимаю особое положительно-эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.

В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:

 Любознательность;

 Появление интереса, стимулирующего творческий поиск;

 Устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

Работая над проектом, ученики развивают исследовательские умения: выявлять проблемы, анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Формирование познавательного интереса происходит уже на первом этапе работы над проектом. Формулировка проблемы проекта, векторов направления поиска представляются учащимся не просто как информация, а как реальность жизни вместе с личностным отношением к ней самого учителя. Своей позицией я даю понять, что готова поддержать ребят  в их деятельности. Этот этап очень важен для достижения результата.

По каким признакам можно судить о наличии у учащихся познавательного интереса?

Мои наблюдения позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на три группы:

1) специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся учебной деятельности на уроке;

2) особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся вне уроков;

3) особенности всего образа жизни учащихся, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности.

Участвуя в интересном проекте, учащиеся не отвлекаются, они сосредоточенны на достижении цели, предлагают различные варианты и способы достижения этой цели.

Возникновение вопросов, я считаю, существенным признаком не только появления познавательного интереса. Вопросы, задаваемые по собственной инициативе ученика, дают возможность судить и о содержании его интересов.

Также проектная деятельность формирует творческие способности (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

Творческая деятельность - это такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

.

Развитие творческих способностей школьников будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Формы представления результатов исследования могут быть различными. На этапе презентации важно научить ребят кратко излагать свои мысли, логически правильно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения. Учитель, на заключительном этапе, обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Результатом моей работы по теме является постоянное формирование мотивации достижений, стремление учащихся к углубленному изучению предмета. Высокий уровень мотивационной деятельности на уроках истории и обществознания говорит о том, что учащиеся легко и с интересом усваивают учебный материал, успешно овладевают программой. О сформированнности опыта творческой деятельности учащихся можно судить по результатам их участия в школьных, районных и областных конкурсах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих и познавательных способностей учащихся при использовании метода проектной технологии Выполнила: учитель истории и обществознания Кочикова О.Ю. Министерство образования и науки РФ Отдел образования Администрации Фроловского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение «Зеленовская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Цель: Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие и познавательные способности; воспитание социально – активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Слайд 3

Задачи: Стимулирование познавательной самостоятельности учащихся в области индивидуальных содержательных интересов и предметных предпочтений. Создание условий для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта. Совершенствование коммуникативных умений в процессе групповой работы и публичного выступления на презентации.

Слайд 4

Познавательный интерес -особое положительно-эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.

Слайд 5

Этапы формирования интереса Любознательность; Появление интереса, стимулирующего творческий поиск; Устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

Слайд 6

Работа в группах. Погружение в проект.

Слайд 7

Признаки интереса. Специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся на уроке. Особенности поведения и деятельности учащихся вне урока. Особенности всего образа жизни учащихся, возникающих под влиянием интереса к той или иной деятельности.

Слайд 8

Творческая деятельность - это такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Слайд 9

Основные направления в развитии творческих способностей детей: 1. Развитие воображения. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Слайд 10

Представления результатов исследования

Слайд 11

Тема проекта : “ Вечно живые ”

Слайд 12

Тема проекта : “ Знаем, помним, храним ”

Слайд 13

Наши достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через использование современных образовательных технологий

В статье описано применение современных образовательных технологий на уроках математики в классах физико-математического направления....

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Проектные технологии в старших классах как средство развития творческих и исследовательских способностей учащихся.

В статье описываеся алгоритм работы с проектными технологиями и место проектов в современной школе....

Программа самообразования: "Развитие творческих и познавательных способностей учащихся через интеграцию предметов".

Цель программы.Задачи программы. Актуальность проблемы. План работы, проведения различных мероприятий....

«Использование проектной методики в развитии творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка»

Презентация "Использование методики в развитии творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка"...

«Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам»

В   ФГОС прописаны требования к  структуре основной образовательной программы основного общего образования.В содержательном разделе данной  программы имеется  программа развит...