«Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам»
статья
В ФГОС прописаны требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
В содержательном разделе данной программы имеется программа развития универсальных учебных действий, которая должна содержать:
5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;
6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования.
Формированию ИКТ-компетентности обучающихся должна способствовать насыщенная информационно-образовательная среда образовательного учреждения:
- преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ;
- локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны в помещениях, где идет образовательный процесс;
- учителя, и другие работники обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам»
В ФГОС прописаны требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
В содержательном разделе данной программы имеется программа развития универсальных учебных действий, которая должна содержать:
5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;
6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования.
Формированию ИКТ-компетентности обучающихся должна способствовать насыщенная информационно-образовательная среда образовательного учреждения:
- преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ;
- локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны в помещениях, где идет образовательный процесс;
- учителя, и другие работники обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью.
Структура и функции образовательной ИКТ-компетентности
Введенное понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле.
Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:
- определение информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
- доступ к информации – умение собирать и/или извлекать информацию;
- управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации;
- интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
- оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
- создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
- передача информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
Учащиеся должны быть способны использовать информационные и коммуникационные технологии при выполнении универсальных учебных действий:
- познавательных: поиск и организация информации, моделирование, проектирование, хранение и обработка больших объемов данных;
- регулятивных: управление личными проектами, организация времени;
- коммуникативных:
- непосредственная коммуникация (общение в сети, выступление с компьютерным сопровождением);
- опосредованная коммуникация (создание документов и печатных изданий, создание мультимедийной продукции, создание электронных изданий).
По каждому из перечисленных направлений умение выполнять что-либо с применением средств ИКТ включает умение выполнять это действие в принципе и уже затем делать это с применением ИКТ. Формируя ИКТ-компетенции школьников важно уделять основное внимание не сугубо компьютерно-инструментальной стороне вопроса, а более эффективному и результативному выполнению того или иного действия.
Например, обучая публичным выступлениям с компьютерным сопровождением, рекомендуется концентрировать внимание не на технологических нюансах подготовки презентации, а повышении эффективности и результативности самого выступления вследствие применения компьютерной поддержки.
Pecha-kucha (ペチャクチャ) в переводе с японского — «бла-бла-бла», «болтовня» или «звуки беседы». Автор по очереди показывает 20 слайдов по 20 секунд каждый, сопровождая их комментариями в течение 7 минут. Слайды сменяются автоматически, то есть никаких «следующий слайд, пожалуйста» или «можно назад?».
Международная школа молодежной дипломатии использует данную методологию представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности.
В учебном процессе можно выделить следующие основные формы организации формирования ИКТ-компетентности:
- на уроках информатики с последующим применением сформированных умений в учебном процессе на уроках и во внеурочной деятельности;
- при информатизации традиционных форм учебного процесса, в том числе при участии школьников в процессе информатизации (создание электронных пособий):
– тесты;
– виртуальные лаборатории;
– компьютерные модели;
– электронные плакаты;
– типовые задачи в электронном представлении;
- при работе в специализированных учебных средах;
- при работе над проектами и учебными исследованиями:
– поиск информации;
– исследования;
– проектирование;
– создание ИКТ-проектов,
– оформление, презентации;
- при включении в учебный процесс элементов дистанционного образования.
Функции ИКТ-компетентных учащихся
Роли учащихся следует отвести особое место в процессе формирование ИКТ-компетентностей у субъектов образовательного процесса, они могут реализовывать целый ряд существенных функций. Эффективная модель – когда ученики учат других – и в режиме лекции, и в режиме работы в малой группе, и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащихся могут строить вместе с учителями отдельные элементы учебных курсов с ИКТ-поддержкой, готовить уроки с ИКТ-поддержкой.
Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей (прежде всего – учителей). Это может войти в их индивидуальное образовательное планирование и портфолио.
«Создание и использование интерактивных модулей в преподавании французского языка»
Интерактивные модули на определенную тему можно создать в программной среде LearningApps.org , которая является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания предметов.
Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.
Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно Интерактивность
Алгоритм работы над созданием интерактивных модулей.
- Выбрать язык и пройти регистрацию (логин, пароль).
- Создать свой аккаунт учителя.
- Чтобы создать новое упражнение надо кликать на кнопку «Новое упражнение» на панели сверху. Здесь Вы найдете разные виды упражнений. По окончанию Вы можете их опубликовать, чтобы и другие пользователи также могли создать свои, научиться новому, благодаря вашей работе.
- Например, выбираем Пазл «Угадай-ка» на панели внизу или листаем список.
- Кликаем «Создать» Пазл «Угадай-ка»
- Открывается модуль, который надо заполнить вашим материалом
- По окончании внизу кнопка «Установить и показать в предварительном просмотре»
- Для просмотра всех упражнений кликать на кнопку « Все упражнения», выбрать категорию, просмотреть упражнения, которые вас заинтересуют.
Предлагаю рассмотреть электронные дидактические материалы по предмету.
Предмет: французский язык
Класс: 5
Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. 2-е издание. Москва, Просвещение,2010.
Электронные дидактические материалы по французскому языку для 5 класса (учебник А.С. Кулигина Французский язык. 5 класс)
Адрес материала в Интернете http://LearningApps.org/display?v=bc3cui73
Электронный дидактический материал: «Времена года»
Раздел: « Здравствуй, французский!».
Тема: « Любимое время года»
Цель использования электронных дидактических материалов: повторение лексических единиц, обозначающих месяцы и времена года.
Виды представляемой информации.
Лексические единицы для продуктивного использования в речи в соответствии с коммуникативной ситуацией, обозначающие названия времен года и месяцы.
Электронный дидактический материал: «Сделать портрет»
Адрес материала в Интернете http://LearningApps.org/display?v=efmy9kej
Раздел: «Друзья и подруги, какие вы?».
Тема: «Представление друга»
Цель использования электронных дидактических материалов: формирование у учащихся умения использовать в речи фразы для краткого описания друга.
Виды представляемой информации.
Морфологические фразы для составления предложений, которые можно использовать для характеристики человека.
Электронный дидактический материал: «Частичный артикль»
Адрес материала в Интернете http://LearningApps.org/display?v=4niu7rot
Раздел: «Устроим праздник».
Тема: «Накануне праздника»
Цель использования электронных дидактических материалов: развитие умения учащихся употреблять частичный артикль в речи.
Виды представляемой информации.
Лексические единицы, обозначающие продукты питания с частичным или определенным артиклем, которые употребляются с глаголами «любить, обожать, покупать, кушать».
Всю полезную информацию по данной теме можно найти на сайте
Саратовской региональной образовательной ВикиВики.
СарВики - вики-сайт, размещенный на сервере Саратовского областного института развития образования. По ссылке Кафедра информатизации образования СОИРО есть возможность использовать предложенные Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".
Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...
Обеспечение комплексного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку
Доклад подготовлен для выступления на Августовской секции ГМО учителей иностранного языка в 2014 году...
«Реализация принципа индивидуализации обучения, развитие творческого потенциала учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий, электронных средств обучения»
Методическое объединение учителей иностранного языка...
Развитие познавательных способностей учащихся через использование занимательных задач
Используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников...