Программа самообразования: "Развитие творческих и познавательных способностей учащихся через интеграцию предметов".
статья на тему
Цель программы.Задачи программы. Актуальность проблемы. План работы, проведения различных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Развитие творческих и познавательных способностей учащихся через интеграцию предметов»
Инновационные процессы, идущие в системе образования наиболее остро, ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты интеграционные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.
Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов.
Необходимо прийти к тому, что к природе и обществу применим единый системный подход, выражающий внутреннее единство мира.
Мы все сильнее осознаем причастность ко всему, что происходит на земле. Важно дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в нем, соединять в восприятии учащихся основные знания по каждому предмету в широкую, целостную картину мира.
На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.
Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Очевидно, что межпредметные связи представляют собой актуальный фактор повышения эффективности обучения, развития и воспитания
Цели: формирование системности знаний и представлений о целостной картине мира
Задачи: - способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единства мира и человека, единства Земли и Космоса
- применять полученные знания в комплексе при решении индуктивных и дедуктивных межпредметных познавательных задач
- умение видеть диалектику явлений, осознавать самые важные, существенные стороны изучаемого материала.
- организовать коллективное сотрудничество учителей - предметников
- побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых средств их приобретения, к самоорганизации и осознанному контролю познавательных действий.
- развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире.
Цель данной работы – формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека. Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета.
2. Актуальность проблемы
Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении географии и биологии.
К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе.
Интеграция являет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.
3. Основная идея:
Способствовать достижению определенного опыта в технологии интегрированного обучения, способствовать повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий в изучении биологии и географии, интенсификации учебно-воспитательного процесса.
4. Цель работы
«Интеграция» в переводе обозначает «объединение в целое каких-либо частей». Интеграция, как средство обучения, должна дать учащимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира, как системы, научить человека воспринимать мир, как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Чтобы природа, мир, не рассматривались учащимися, как механическая совокупность химических, биологических, исторических и других факторов, а рассматривались как единое целое, — необходима интеграция учебных процессов.
Биология и география настолько универсальны, что при желании могут интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке биологии и географии можно найти связь, с какой либо дисциплиной. География и биология тесно связаны со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.
Цель работы – изучить эффективные методы и приемы, которые позволяют ученикам лучше усваивать программный материал. Интеграция способствует не только систематизации, интенсификации учебно-воспитательной деятельности, но и овладению грамотной культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.
5. Задачи
Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. В реализации межпредметных связей, при изучении биологии и географии, условно можно выделить два блока процессов: актуализация и конкретизация.
Под актуализацией мы понимаем создание на уроке такой ситуации, когда в памяти учеников обновляются необходимые знания. Однако, обновленные знания из смежных наук еще не есть реализованные межпредметные связи. Необходимо конкретизировать обновленные знания на новые объекты изучения конкретной темы по биологии, и географии, и смежных наук. Большое значение в выборе того или иного методического приема имеет уровень подготовленности учеников и объем межпредметной информации.
Необходима целенаправленная работа учителя, система продуманных дидактических приемов, которые бы способствовали возникновению связей в сознании учеников. Это достигается преподаванием географии на межпредметной основе.
Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.
Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе биологии, географии, истории, литературы.
Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса.
Учитель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.
Новые методики появляются в связи с требованием времени. Меняются цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы.
Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни. Преобладают ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников.
В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой естественных знаний. Многие проблемы решают уроки интеграции, как новые формы организации обучения, обновления методов преподавания естественных дисциплин.
Использование нетрадиционных методов, в том числе и интегрированных уроков, формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира.
Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:
-научиться познавать
-научиться делать
-научиться работать в коллективе
Такие цели приводят к тому, что у детей формируется критическое мышление, — находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.
Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах оного предмета и даже урока.
№ п/п | План мероприятий | Сроки реализации |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | 2015 | |
1 | Изучение различной литературы (педагогической, методической, психологической, научной и др.) по вопросу процесса интеграции в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах . | 2013-2016 |
2 | Изучение теоретических основ процесса интеграции в науке. | 2013- 2014 |
3 | Дополнительная профессиональная подготовка на сайте газеты «Первое сентября» | 2015 |
4 | Рассмотрение практического использования процесса интеграции на уроках биологии и географии (методы, формы, приемы интеграции) | 2015 |
5 | Применение на уроках биологии и географии содержания других школьных дисциплин. | 2013-2016 |
6 | Участие в профессиональных встречах учителей школ района. | 2013-2016 |
Использование современных образовательных технологий | ||
1 | Использование возможностей Интернета на уроке. | 2013-2016 |
2 | Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий. | 2013-2016 |
3 | Широкое использование на уроках биологии, географии электронных учебников. | 2013-2016 |
4 | Приобретение новых электронных учебников. | 2013-2016 |
5 | Составление собственных разработок в электронном варианте и использование их в обучении биологии. | 2013-2016 |
6 | Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий: 1) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по биологии, географии с использованием тестов; 2) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных интегрированных уроков; 3) дистанционные формы работы с учащимися; 4) проекты на уроках биологии и географии. | 2013-2016 |
7 | Проведение экспериментальных уроков. | 2013-2016 |
8 | Внедрение полученных результатов в педагогическую практику. | 2013-2016 |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | ||
1 | Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, педсовете, конференциях. 1) «Интеграция в школьном образовательном процессе». 2) «Разработки интегрированных уроков» и их обобщение на школьном и районном уровне; | 2014-2016 |
2 | Проведение обучающего семинара, по внедрению новых образовательных технологий с учителями-предметниками | 2014-2016 |
3 | Проведение творческого отчета на занятии ШМО учителей естественного цикла. | 2015-2016 |
Профессиональные публикации, брошюры | 2015-2016 | |
Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования | 2013-2016 | |
Участие в конкурсах профессионального мастерства | ||
1 | Участие в профессиональных конкурсах на различных уровнях. | 2013-2016 |
2 | Участие в научно-практических конференциях педагогических работников | 2013-2016 |
1 | Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования. | 2013-2016 |
2 | Создать условия для участия детей в дистанционных олимпиадах и международных конкурсов и мероприятий по биологии и географии. | 2013-2016 |
3 | Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предметам | 2013-2016 |
Предполагаемый результат.
1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 3,5, отсутствие неуспевающих).
2. Разработанные программы экспериментальной работы.
3. Проведение открытых уроков перед учителями школы, района.
4. Проведение мастер-классы перед учителями школы, района.
5. Доклады и выступления.
6. Разработка дидактических материалов.
7. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.
Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...
Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.
Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...
Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.
Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...
Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.
Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...
Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.
Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...
Развитие познавательных способностей учащихся через внеклассную работу
Статья о формах и методах внеклассной работы с детьми по формированию познавательных способностей...
Развитие познавательных способностей учащихся через использование занимательных задач
Используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников...