«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".
статья по теме
Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_i_kompetentnosti_uchashchihsya.docx | 103.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Для человека, который умеет хотеть,
нет ничего невозможного»
Мирабо.
Проектная деятельность учащегося как основа формирования социальных компетентностей
Воспитание подрастающего поколение сегодня происходит в сложных условиях социально- экономического и политического реформирования.
Современное общество изменило и усложнило задачи общеобразовательной школы в плане обучения и воспитания. Сегодня важно, что бы выпускник школы не просто приобрел конкретные готовые знания, а получил такое фундаментальное образование, которое позволило бы ему осознанно осуществить свой профессиональный выбор, самостоятельно продолжить образование и быть востребованным в современном социуме.
Это обусловлено тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии.
В этих условиях меняются подходы к системе образования.
Прочные теоретические знания становятся не целью, а средством успешной деятельности. Важнейшим становится - развитие социальной компетентности. Социальной компетентности как способности эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом.
Какие же компетентности необходимы сегодня? Для успешной самореализации в условиях современного российского общества человек должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:
1. готовностью делать осознанный и ответственный выбор,
2. готовностью к самообразованию (образованию через всю жизнь),
3. технологической компетентностью,
4. информационной компетентностью,
5. коммуникативной компетентностью,
6. социальной компетентностью (готовностью к продуктивному социальному взаимодействию).
От уровня развития всех этих компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе, достижения им социальной зрелости.
Среди новых педагогических технологий, направленных на реализацию поставленных обществом задач особое место занимает социальная практика и методика социального проектирования. Именно проектное обучение сегодня становится тем средством, которое позволяет формировать такие ключевые компетенции как способность проявлять инициативу, работать самостоятельно, брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, уметь осваивать какие-либо знания и применять их для анализа новых ситуаций, уметь принимать решения. То есть быть социально адаптированным, обладать набором качеств и знаний для успешной самореализации, ощущать свою значимость в социуме.
Мы являемся свидетелями глобальных изменений всего нашего общества и видим, как не просто самореализоваться в новых жизненных условиях современному молодому поколению. Дети и подростки становятся жертвами неблагоприятных условий социализации: кризис семьи, экономики, культуры порождает социальную инфантильность, иждивенчество, неуверенность в своем будущем. Данные социологических исследований свидетельствуют: сегодняшние дети отличаются высоким уровнем тревожности, склонностью к агрессии, депрессиям. Растет количество социально дезадаптированных детей, склонных к наркомании, алкоголизму, бродяжничеству, сексуальной распущенности. Происходит смена ценностей: подростки не готовы к взрослой жизни, к выбору профессии, не знают свои возможности, недооценивают свой потенциал, не понимают своей ответственности за происходящее и не хотят ее на себя брать. Налицо феномен выученной беспомощности, когда ребенок не способен принимать решения в изменяющихся социальных условиях и нести за них нравственную ответственность. Исходя из этого, важнейшей задачей образования становится развитие у молодежи социальной компетентности в самом широком ее смысле.
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Исходя из этого, приоритетным ориентиром образования становится подготовка личности, готовой к интеграции в определенную среду. Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает активное вхождение в социум, способность влиять на среду, противостоять ее негативным влияниям, изменяя условия жизни или самого себя.
В письме Министерства образования от 21 января 2003 года отмечается, что «...активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельное освоение явлений экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения...». Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности.
Итак, что же такое проект, каковы особенности социального проектирования?
Проект – это идеальное видение конечных результатов деятельности.
Проект всегда направлен на получение определенного результата – достижение цели. Проект обычно предполагает целый комплекс взаимосвязанных целей и задач. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты.
Проекты сложны по своей сути. Они включают в себя выполнение разнообразных взаимосвязанных действий: некоторые промежуточные задачи не могут быть реализованы, пока не завершены другие задачи, некоторые процессы могут осуществляться только параллельно, если нарушается синхронизация выполнения задач, то весь проект может быть поставлен под угрозу.
Проект имеет четко выраженные начало и конец. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Для того, чтобы проект был завершен в намеченное время, готовятся графики, показывающие время начала и окончания этапов и задач, входящих в проект
Проекты – мероприятия в известной степени неповторимые и однократные, хотя степень уникальности может сильно отличаться от одного проекта к другому.
Чем проект отличается от творческой работы? В проектной деятельности самое главное – обозначение проблемы. Выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в ходе работы. Если проблема не обозначена, а просто дано задание изготовить некий объект, то это не проектная деятельность. Это можно назвать самостоятельной творческой работой.
Чем проект отличается от реферата? Часто путают информационные проект и реферат. Реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. Информационный проект должен содержать предмет поиска с обозначением промежуточных результатов, аналитическую работу, обобщение, выводы и т.д. до получения результата, внешнюю оценку, рефлексию. Самой яркой страницей исследования является презентация проекта, его защита, Но… в век современных информационных технологий, нам, к сожалению, не хватает возможностей, чтобы все достойно представить.
Для чего необходимо уметь писать проекты?
- в условиях неопределенности социально-экономической среды решение какой-либо значимой социальной проблемы целесообразно начинать с разработки социального проекта;
- без хорошо разработанного социального проекта трудно надеяться на ресурсную поддержку государственных органов, потенциальных спонсоров, вызвать доверие у деловых партнеров;
- социальный проект — важный инструмент управления деятельностью общественной организации, эффективного использования имеющихся у нее ресурсов, контроля продвижения к намеченной цели;
- социальный проект — принципиально новый документ, требующий от лидеров и руководителей организаций знаний и использования определенной техники в области проектирования.
Критерии хорошего проекта:
- Полнота разработки (имеется конкретное, детальное видение конечных результатов по всем основным параметрам развития проекта);
- Реальность (имеется реальная возможность достижения намеченных результатов);
- Масштабность (максимальные количественные и качественные результаты деятельности);
- Целостность (не противоречие основных компонентов);
- Инновационность (использование новых методов работы при достижении цели, авторство разработки);
- Актуальность (востребованность обществом);
- Перспективность (возможность развития в будущем);
- Возможность ресурсной поддержки (ответ на вопрос: «Почему Вашу идею будут поддерживать»).
Социальное проектирование - это вид социально значимой деятельности, направленный на внесение изменений в социальную среду посредством разработки и реализации различных проектов. Объектом проектной деятельности является социум во всём своём многообразии (группы, отношения, процессы). Участвуя в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (озеленить город, сохранить или восстановить памятники, водоемы, парки, сады, оказать помощь социально незащищенным слоям населения, поучаствовать в профилактике негативных явлений социальной жизни — вся эта деятельность доступна нашей молодежи в школе, микрорайоне, городе), подрастающее поколение приобретает не только гражданские навыки и умения, но и отрывает новые возможности. Работа над проектом позволяет почувствовать значимость своей деятельности.
Данный метод активно используется в воспитании и обучении, так как позволяет отойти от традиционализма, преодолеть пассивность учащегося, включить его в активную преобразовательную деятельность.
Социальные проекты дают возможность участникам связать и соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью. Участвуя в реализации проектов, школьники конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, ответственность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца и др.
Таким образом, задачами социального проектирования являются:
- формирование позитивной Я - концепции и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;
- развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;
- развитие исследовательского и критического мышления;
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта;
- позволяет каждому увидеть себя как человека способного и компетентностного.
Социальное проектирование – это школа гражданского воспитания подрастающего поколения. Как никакая другая деятельность, способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду. Перестройка самоощущения личности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе сверстников, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими - важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности.
Исследователи выделяют ряд качеств, овладение которыми позволит развивать социальную компетентность: толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность, понимаемая как владение алгоритмами проектной деятельности.
Такая социальная практика дает школьникам опыт, пригодный в любой сфере деятельности. Многие современные области человеческой деятельности основаны на технологии проектирования, поэтому приобретение учащимися данного опыта в дальнейшем может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной и социальной деятельности.
Значимость и перспектива метода:
Использование метода проектов в школе помогает в обучении и развитии учащихся, так как обеспечивает определённую степень самостоятельности ученика и учителя, развивает инициативность и способность детей работать как самостоятельно, так и в команде, создают у учеников чувство успеха. Данный метод позволяет нестандартно подойти к деятельности ребёнка, активно влиять на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие, качественно изменить мотивацию учащегося - преобразовать внешние мотивы во внутренние.
А значит повысить уровень овладения теоретическими знаниями и практическими навыками. Преобразовать не только деятельность ученика, но и отношение к самому процессу.
Проектная методика сегодня особенно востребована. Различные социальные программы реализуются посредством данной технологии. Она используется не только в школе, в других общественных организациях и объединениях, которые тесно сотрудничают со школой и совместно участвуют в решении общих воспитательных задач. Социальное проектирование позволяет активно включать в общественную жизнь подрастающее поколение, одновременно воспитывая, обучая и развивая.
Алгоритм деятельности по социальному проектированию,
характеристика этапов
Структуру работы над проектом (этапы работы) можно представить в виде схемы:
.
Характеристика этапов работы над социальным проектом:
I стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом.
На первом этапе педагогу предстоит рассказать о специфике предстоящей деятельности, ее возможностях в решения важных проблем в школе, микрорайоне. Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей).
Данная стадия предполагает в живой дискуссионной форме проверку знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, их представлений о современном этапе и перспективах развития микрорайона, города. В ходе беседы, организованной педагогом проводится анализ нынешней ситуации на данной территории.
Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления учащихся о деятельности. Практика показывает, что в проекте достигаются лучшие результаты, когда над ним работает весь класс, школа. Возраст участников может колебаться от 11 до 16 лет. Чтобы сохранить детализм работы над проектом его сроки не должны превышать двух месяцев.
В этой сложной для учащихся работе им помогут взрослые (родители, классные руководители, работники СМИ), они могут поделиться жизненным опытом, подсказать учащимся источники информации по проблеме, предоставить телефоны должностных лиц, завязать контакты с компетентными людьми.
Педагог выступает в роли консультанта или арбитра.
Данный проект помогает учащимся понять, что в их возрасте уже можно что-либо изменить, если не в мире, то в своем дворе, школе, микрорайоне, городе… Эта программа действий расширяет знания учеников о сложностях и взаимосвязях окружающей действительности, развивает их навыки, подчеркивает значимость гражданского участия. Девизом проектной деятельности могут служить слова: «Помогая окружающим, вы помогаете, прежде всего, себе!».
Важно, чтобы учащиеся, приступая к проекту, поняли роль граждан в формировании общественной жизни.
II стадия. Выбор проблемы.
Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.
Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут актуальные проблемы школы, микррайона, города, региона и школьники, перебирая их (экологическое развитие, экология, демография, социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство и инфраструктура, образование) обсуждают их.
На этой стадии можно организовать игру – «ящик предложений». Это может быть коробка, возле которой лежат листки бумаги и ручка, для того. Чтобы каждый из участников мог написать и положить в ящик свое предложение. Затем в классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике.
Можно провести также интервью с родителями, родственниками, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о проблемах местного сообщества.
При выборе проблемы можно использовать и другие приемы, например, экскурсию учащихся по своему району или селу с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать приемы неблагополучия. Другой формой может быть - анализ материалов СМ. интернета.
При выборе проблемы следует обращать внимание на такие критерии, как:
- посильность задачи для школьной команды;
- ее соответствие возрасту и возможностям учеников;
- сумма затрат на реализацию проекта;
- актуальные результаты.
Графически этот этап можно отразить следующей схемой:
После обсуждения спектра проблем характерным для конкретной местности можно разделить учащихся на малые группы (3-5 человек), каждая их которых должна представить аргументы по выбранной или проблеме, можно по следующей матрице:
Форма выявления и анализа проблемы:
Фамилии членов группы_____________________________________________
Дата______________________________________________________________
Проблема__________________________________________________________
Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности? Почему? __________________________________________
__________________________________________________________________
Какие органы власти ответственны за ее решение?_______________________
__________________________________________________________________
Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы? ________________________________________________________
Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:
- какова ее эффективность? _________________________________________
- каковы ее недостатки?_____________________________________________
Каким образом ее можно совершенствовать?____________________________
__________________________________________________________________
Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти? _____________________________________________________
Где можно получить информацию по данной проблеме?___________________
___________________________________________________________________
Имеют ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что за проблемы? ____________________
___________________________________________________________________
После проведения этой работы каждая группа обсуждает свои ответы и аргументы с коллективом учащихся.
В ходе активного выбора проблемы учащихся дискутируют, оценивают предложения одноклассников.
Очень важно заметить, что учитель, на данном этапе, только координирует деятельность учащихся.
В итоге, большинством голосов учащимися выбирается наиболее понравившаяся проблема для дальнейшей работы над проектом.
III стадия. Сбор информации.
После выбора учащимися проблемы для изучения, встает задача собрать информацию по проблеме.
Здесь школьникам предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей проблеме.
Удобно для сбора информации разделить класс на исследовательские группы.
1 группа – проведение социологических опросов.
2 группа – изучение материалов СМИ, интернет- ресурсы
3 группа – работа с профессиональными экспертами по данной проблеме.
Итог работы – всеобъемлющая доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
IV стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы.
Главная задача этого – обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.
Собранный материал школьники распределяют по разделам:
- актуальность и важность данной проблемы для школы, микрорайона, города, области;
- информация о различных подходах к решения данной проблемы, юридическая база решения проблемы;
- программа действия;
- разработка варианта реализации своей программы с элементами моделирования принятия позитивного решения конкретной структурой.
После того, как материалы скомпонованы, начинают оформлять портфолио или готовить фильм.
Этот этап очень трудоемкий, учащиеся не только должны формализовать процесс разработки проекта, но и подумать, каким образом можно сдвинуть с мертвой точки нерешенную проблему.
На этой стадии школьники предлагают представителям управления данной территории свою версию, свой проект предложения трудной проблемы.
V стадия. Реализация плана действий команды учащихся.
Данная стадия предполагает, что школьники сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения животрепещущей проблемы.
В этих условиях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов).
С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практические участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организацию фестивалей…
Практика реализации проектов дает немало примеров, когда учащиеся стали инициаторами и проводниками целого ряда интересных дел: организации районной молодежной биржи труда, оказания помощи в реконструкции детского зоопарка, обеспечение спортивной формой школьников из малообеспеченных семей, благоустройства районного парка.
Школьники, разрабатывая разнообразные проекты, одновременно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патриотические качества.
Работа над проектом привлекательна еще и тем, что в нем могут участвовать школьники как старшего звена, так и основного, она на практическом примере дает возможность освоить технологию проектной деятельности столь необходимую сегодня для приобретения молодежной практической грамотности. Работа по реализации проектов позволяет объединять на конкретном деле школьников, педагогов, родителей; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер.
VI стадия. Подготовка к защите проекта.
Для успешной презентации проекта необходимо оформление его документальной базы.
Весь собранный материал надо сгруппировать в портфель документации класса. Он состоит из двух разделов: демонстрационного и документального, каждый из которых является воплощением деятельности четырех творческих групп класса.
Демонстрационный раздел. Это может быть либо презентация, либо фильм, либо стенды. В любом из этих вариантах прослеживаются этапы работы командой работы над проектом:
1часть – отражает материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта;
2 часть – используя наиболее яркие информационные материалы, демонстрирует имевшиеся попытки решения назревшей проблемы, а также варианты альтернативных программ, которые могут использоваться; 3 часть – поясняет специфику программы действий, разработанную школьниками; 4 часть – представляет реализацию плана действий учащихся по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры.
В это же время тщательно готовится папка документов (портфолио, информационная карта), в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно.
Структура информационной карты проекта
Титульный лист заявки
Титульный лист оформляется на одном листе, содержит основную информацию.
- Название проекта (должно быть броским и кратким). Оно может быть достаточно общим, может содержать подзаголовок, но в любом случае отражать суть проекта.
- Организация – исполнитель (название, адрес, телефон и т.д.);
- Руководитель проекта (ФИО, должность, звание, адрес, телефон и т.д.). Руководитель несет ответственность за эффективность использования средств. Руководитель должен быть один.
- Автор проекта (если не совпадает с руководителем);
- География (указывается территория, в рамках которой будет проводиться работа по проекту).
- Срок выполнения проекта (в месяцах). Обычно финансируют проекты сроком не более года.
- Стоимость проекта (здесь указывается требуемый объем финансирования, сумма имеющихся средств, привлеченных средств и общая стоимость проекта).
Краткая аннотация проекта
Краткое изложение проекта (не более 1 страницы), повторяющее все части полной заявки (по 1-2 предложения на каждую часть). Должны быть включены ответы на вопросы:
- Кто будет выполнять проект?
- Почему и кому нужен этот проект?
- Каковы цели и задачи проекта?
- Каков результат проекта?
- Каким образом будет реализован?
- Какова продолжительность проекта?
- Сумма средств, необходимых для реализации (общий бюджет проекта, имеющееся финансирование и собственный вклад, запрашиваемая сумма).
Описание организации или группы
Постановка проблемы
При формулировке проблемы рекомендуется 4 ее наиболее важных составляющих:
- Реальность (подверженность социологическими исследованиями, статистикой, описанную в СМИ. интернет и т.д.)
- Конкретность (для кого, когда, где)
- Решаемость
- Социальная значимость
Обоснование необходимости проекта
Доказать и обосновать актуальность выполнения данного проекта: почему этот проект необходим, какие проблемы он будет решать? Отразить проблему, которую нужно решить.
При написании обоснования необходимости проекта учитывать следующее:
- Логически связать задачи, выполняемые организацией или группой , с проблемами, которые нужно решить;
- Удостовериться в выполнимости проекта (в ограниченный срок, какими силами, на ограниченную сумму денег)
- Подтвердить наличие проблемы с помощью статистических данных, мнений экспертов, групповых заявлений и т.д.
- Быть реалистичными – не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода
Цели и задачи проекта
Этот раздел должен содержать перечень изложенных в сжатой форме конкретных целей, которые ставит перед собой организация или группа для решения проблемы; задач, которые будут решаться для достижения поставленных целей.
Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. При этом достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения краткосрочной.
Задачи должны быть максимально конкретизированы. Цели и задачи должны поддаваться измерению.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей
В данном разделе описывается стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта:
- Каким образом будут достигнуты намеченные цели?
- Как будут выполняться поставленные задачи?
- Кто будет осуществлять их реализацию?
- Какие ресурсы будут использованы.
Рабочий план реализации проекта
Этот раздел должен включать план-график выполнения намеченных мероприятий с обязательным указанием дат проведения.
Схема взаимодействия
Этот раздел должен содержать схематичное отражение взаимодействия партнеров в реализации проекта.
Конкретные ожидаемые результаты
Не более 1 страницы. В этом разделе должна содержаться информация (с указанием количественных показателей) о результатах.
Механизм оценки результатов
Данный раздел необходим по двум причинам: во-первых, чтобы оценить степень эффективности работы в целом, и понять, насколько удалось достичь поставленных целей (оценка результатов); во-вторых, для получения сведений о ходе проекта на различных его этапах, для корректировки хода выполнения (оценка хода работы, мониторинг).
Этот раздел (два – три абзаца) должен содержать ответы на следующие вопросы:
Каким образом будет оцениваться эффективность проекта в целом?
- Каковы критерии оценки эффективности проекта?
- Каковы механизмы оценки?
Механизмы оценки и критерии оценки проекта должны вытекать из поставленных целей и задач (оценка образовательной программы будет производиться через отношение к ней школьников, родителей и администрации).
Дальнейшее развитие проекта
В этом разделе заявки (два – три абзаца) должны содержаться ответы на такие вопросы:
- Как предполагается развивать деятельность в этом направлении после окончания периода гранта?
- Каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта?
Эффект проекта в долгосрочной перспективе
В этом разделе Вы должны прописать ответы на вопросы:
- Как выполнение проекта будет воздействовать на ситуацию в регионе его осуществления в долгосрочной перспективе?
- Что измениться в регионе в результате выполнения проекта?
Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команд из 4-5 человек, которые используют материалы для показа, представляют свой взгляд на злободневную проблему. Так же это может быть «визитка»
Проводится отбор материала для прослушивания, отрабатываются сценарии выступления учащихся, их умение отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.
VII стадия. Презентация проекта.
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающей процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается жюри. Это могут быть родители, педагоги, сами школьники.
На презентации жюри суммарно оценивает как папку документов (портфолио), так и устное выступление команды. Для более объективной оценки портфолио важно выделить наиболее существенные критерии:
Убедительность:
- Пакет документов действительно убеждает, что выбранная ребятами проблема актуальна?
- Напрямую же предлагаемая программа связана с решением насущной проблемы?
- Объясняется ли в представленном портфолио почему общественность может поддержать этот проект?
Практичность:
- Насколько предлагаемая программа реалистична?
- Реальны ли мероприятия учащихся по выполнению программы?
Координация:
Презентация или фильм являются универсальными средствам проявления знаний учащихся, их коммуникативных свойств, способности аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы.
VIII. Рефлексия.
Как педагогически грамотно заканчивать проект?
Последний этап – рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось, т.е. сопоставление цели и результата.
При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления.
Это может быть беседа, содержащая такие вопросы:
1. Насколько достигнуты цели проекта.
2. Насколько изменилась ситуация, описанная в разделе «Постановка проблемы»
3. Не имел ли Ваш проект какого-либо важного положительного или отрицательного эффекта, не учтенного ранее.
4. Хорошо ли были подобраны средства (методы) решения проблемы.
5. Какие факторы способствовали успеху проекта и какие мешали этому.
По итогам возможен другой вариант анализа - проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта:
Такой перечень вопросов:
1.Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?
2. Чему научится весь коллектив в процессе разработки проекта и составления портфолио?
3. Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?
4. Каковы преимущества работы команды?
5. Что вами сделано хорошо?
6. В чем вы видите недоработки команды?
7. Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?
Результаты анкетирования обрабатываются, в дальнейшем корректируя деятельность следующих проектов.
Крайне важным является принцип добровольности работы учащихся, признание их права определить центральную проблему проекта и выявить путь ее разрешения.
Итак, включение социальной практики в учебно- воспитательный процесс (социальное проектирование) позволяет вовлечь юных российских граждан в общественную жизнь, что формирует, развивает и стимулирует активную жизненную позицию, а успешность деятельности учащихся – это развитии социальной компетентности, его самореализации и социализации.
Использование проектного метода в обучении:
- способствует развитию познавательной активности,
- учит овладевать навыками исследовательской деятельности, работать с различными источниками,
- видеть проблемы и предлагать пути их решения,
- способствует воспитанию социальной активности.
- воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки,
- учит оказывать и проявлять взаимопомощь в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.
Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...
Приёмы организации учебной деятельности в рамках технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
Тезисы выступления учителя МБОУ СОШ №5 на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл....
Историческая разминка - средство формирования когнитивной (познавательной) компетентности учащихся при изучении истории
Какие бы ориентиры ни выдвигались сейчас в сфере образования, какие бы намерения ни провозглашались в программах школ, пожалуй, всех педагогов объединяет стремление выйти за рамки традиционного обучен...
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Сергей Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...
Развитие информационной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
Аналитический отчет и презентация по теме....
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Тема методического семинара на конкурсе "Учитель года 2019"...
Комментарии
Прекрасный материал, Татьяна
Прекрасный материал, Татьяна Владимировна! Я согласна с Вами.Сегодня назрела необходимость более подробно говорить о проектировании, особенно в отношении системы образования, где сегодня любой реферат, доклад, небольшое научное исследование, инсценировка, ролевая игра идут под фирменным названием проекта. От учителей и администраторов требуют проектов- как можно больше, хороших и разных. При этом редко удосуживаются объяснить, что же это такое и « с чем эти проекты едят».