Историческая разминка - средство формирования когнитивной (познавательной) компетентности учащихся при изучении истории
учебно-методический материал по истории (8 класс) по теме

Хахилева Светлана Ивановна

Какие бы ориентиры ни выдвигались сейчас в сфере образования, какие бы намерения ни провозглашались в программах школ, пожалуй, всех педагогов объединяет стремление выйти за рамки традиционного обучения, найти новые подходы к одному из основных инструментов педагогики - учебному процессу.    

     Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остается в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другая история…

     Историческая разминка, на мой взгляд, является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность исторической разминки делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоение исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

          Целью исторической пятиминутки на моих уроках является:

  1. обобщение и углубление исторических знаний, формирование познавательного интереса, развитие познавательной деятельности учащихся.

     Задания, которые я подбираю для исторической разминки, объединяет два качества:

     С одной стороны, от ученика их решение требует привлечение опыта, лежащего вне предметной сферы, что в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомлённости в области данного учебного курса.

     С другой стороны, задания очень контрастны, материал которых пересекается с содержанием учебного предмета, а формат заимствован из области интеллектуальных игр и развлечений.

              В предлагаемой работе (см. приложение 1,2) сделана попытка отразить разнообразные возможности использования исторической разминки на второй ступени обучения. Разумеется, в работе нашли отражение и задания, которые можно предлагать учащимся и за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, во внеклассных мероприятиях. Большинство разделов являются универсальными, доступными для использования в равной степени в урочной и во внеурочной практике.

     В результате анализа использования исторической разминки на уроке истории выявляются следующие варианты её ведения: 

  1. Постановка учебного задания перед изучением нового материала. Это адресованное учащимся задание может быть представлено как проблемный вопрос, «яркое пятно» или мотивирующее начало (использование технологии проблемного обучения). Кроме того, задание работает и на занимательность обучения и, таким образом, мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников.
  2. Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению учебного задания при изучении нового материала.
  3. Применение полученных учащимися знаний в ходе заключительного этапа урока.

     В зависимости от замысла учителя данные разделы при проведении исторической разминки могут быть реализованы на одном уроке или растянуты во времени на несколько уроков.

     Диагностика результативности обобщённого  опыта показывает:

  1. Устойчивый рост интереса учащихся к предмету, а как конечный результат- к учёбе.
  2. Повышение качества знаний учащихся  по предмету .
  3. Формируются ключевые компетенции учащихся- учащиеся переносят умения, сформированные на уроке, на решение жизненных нестандартных ситуаций.
  4. Историческая разминка мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение.
  5. Историческая разминка, востребовав полученные знания, повышает их прочность.
  6. Посредством исторической разминки задействуется «ближняя перспектива» в обучении.
  7. Историческая разминка позволяет развивать специальные способности учащихся к занятиям историей:

- историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления;

- способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического исследования;

- способность к историческому сопереживанию.

Мною представлена небольшая часть исторической «копилки», используемой на разминке. Данные задания обладают следующим преимуществом: их удобно использовать для индивидуальной работы или работы в группах, т.к. они компактны и требуют ограниченного времени для своего решения. Кроме того, составление этих познавательных заданий является столь же привлекательным и посильным для ученика, как и их решение, поэтому оно может быть предложено в качестве творческой части домашнего задания, а наиболее удачные «авторские» образцы можно в дальнейшем предлагать для решения на уроке другим ученикам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie.1ya_idu_na_urok_istoriidocx.doc507 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Задание №1.

Задания и ответы (смотри приложение 2):                                            

Блок №1

1.Название железной дороги? ( Николаевская)

2.Кто изображён на портрете? (И.П.Кулибин)

3.Стиль в живописи? (Соцреализм)

4. Персоналия? (А.А. Блок)

     5. Персоналия? (С. Т. Разин)

Блок №2

  1. Памятник архитектуры? (Александрийский столп)
  2. Персоналия? (Святослав)
  3. Памятник архитектуры? (Новоиерусалимский монастырь, северо – запад Москвы)
  4. Символ? (Чайка, МХАТ им. А.М. Горького)
  5. Что изображено на слайде? (Лубок – плакат, 18 – 19 вв.)

Блок №3

  1.  Название и год войны? (Русско – турецкая, 1877- 78гг.)
  2.  Вид ювелирной техники? (Чернь)
  3. Личность? (Н.С.Хрущёв)
  4. Что Вы видите на слайде? (Держава)
  5. Название и дата сражения? (Бородинская битва, 27.08.1812)

     Блок №4

  1. Персоналия? (Лжедмитрий 1)
  2. К какому историческому периоду относится эта символика? (1917г., герб Временного правительства)
  3. Какое историческое событие отображено на картине? (Поединок Пересвета и Челубея перед Куликовской битвой 08.09.1380г.)
  4. Персоналия? (В.А. Жуковский)
  5. Субъект,  изображённый на карте? (Пермская губерния, 1797- 1819гг.)

     Блок №5

  1. Историческое событие? (Коллективизация, 1929г.)
  2. Персоналия? (Александр III)
  3. Стиль в архитектуре? (русско – византийский или русский модерн, начало 20 века)
  4. При каком правителе чеканилась эта монета? (Первая монета Владимира 1, в настоящее время – герб Украины)
  5. Название и автор картины? («Светлана», К.Брюллов)

     Блок №6

  1. Название театра? Стиль в архитектуре? ФИО архитектора? (Большой театр в Москве. Классицизм. О.И. Бове.)
  2. Персоналия? (С.П.Королёв)
  3. Персоналия? (Елизавета Петровна)
  4. Как в народе назывались эти бумажные ассигнации? («Катенька», «Беленькая»)
  5. Как называлось это портретное изображение? Персоналия, изображённая на портрете? (Парсуна. М.В. Скопин - Шуйский)

Блок №7

  1. Субъект, выделенный на карте? ДВР – Дальневосточная республика)
  2. Автор и название скульптуры? (М.М. Антакольский. «Летописец Нестор»)
  3. Персоналия? А.Х. Бенкендорф.)
  4. Название и стиль архитектурного изображения? (Кунсткамера. Петровское барокко)
  5. Название картины, её автор? Стиль? («Грачи прилетели». А.К. Саврасов. Реализм)

       Блок №8

  1. Что изображено на слайде? (Герб РСФСР)
  2. Схема  исторического события? (Ливонская война)
  3. Персоналия? (П.А.Столыпин)
  4. Памятник архитектуры? Год основания? (Киево – Печёрская лавра, XVII в.)
  5. Персоналия? (В.О.Ключевский)

     Блок №9

  1. Схема исторического события? (Оборона Севастополя, Крымская война)
  2. Историческое событие? (Кровавое воскресенье, 9 января 1905г.)
  3. Символика субъекта? (Герб г. Санкт – Петербурга)
  4. Персоналия? (Никон)
  5. Схема территориально – административной единицы? (г.Новгород)

    Блок №10

  1. Что изображено на слайде? (Казнь участников восстания декабристов 14 декабря 1825г.)
  2.  Название исторического памятника? Автор? («Тысячелетие России», М.О. Микешин)
  3. Персоналия? (А.Д. Меншиков)
  4. Памятник архитектуры? (Московский государственный университет)

Задание №2.

Вставьте пропущенные слова в известные исторические выражения. Вспомните автора выражения.

  1. Смерть одного человека – это _____________, гибель миллионов - ______________

Автор высказывания - ________________

  1. Заложим ____________ наших, но спасем Россию!

Автор высказывания - ___________________

  1. Им нужны великие ______________, нам нужна великая ______________

Автор высказывания - ___________________

  1. _______________ уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит

Автор высказывания - ___________________

  1. Кто к нам ____________ придёт, от ____________ и погибнет

Автор высказывания - ___________________

  1. При мне все будет, как при ________________

Автор высказывания - ___________________

  1. Бунтовщик похуже ___________________

Автор высказывания - ___________________

  1. Когда русский царь _______________, Европа может подождать.

Автор высказывания - ___________________

  1. Из всех искусств для нас важнейшим является __________________

Автор высказывания - ___________________

  1. Велика Россия, а отступать некуда. Позади _________________

Автор высказывания - ___________________

Ответы к заданию №2.

Вставьте пропущенные слова в известные исторические выражения. Вспомните автора выражения.

  1. Смерть одного человека – это трагедия, гибель миллионов - статистика

Автор высказывания – И.В. Сталин

  1. Заложим жён и детей наших, но спасем Россию!

Автор высказывания – Александр Невский

  1. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия

Автор высказывания – П.А.Столыпин

  1. Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит

Автор высказывания – М.В. Ломоносов

  1. Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет

Автор высказывания – Александр Невский

  1. При мне все будет, как при бабке

Автор высказывания – Александр Второй

  1. Бунтовщик похуже Пугачёва

Автор высказывания – Екатерина Вторая

  1. Когда русский царь рыбачит, Европа может подождать.

Автор высказывания – Александр  Третий

  1. Из всех искусств для нас важнейшим является кино

Автор высказывания – В.И.Ленин

  1. Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва

Автор высказывания – политрук  В.Г.Клочков

Задание №3

Вспомните названия государств, существовавших на территории современной России в разное время.

1___________________________________

2___________________________________

3___________________________________

4___________________________________

5___________________________________

6___________________________________

7___________________________________

8___________________________________

9___________________________________

10__________________________________

Задание №4

Вспомните любое историческое событие, происходившее в указанный месяц (в любой год)

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

декабрь

Задание №5. Напишите фамилии изображённых исторических деятелей

Ответы к заданию №5:

Левая колонка: Г. Потёмкин, Алексей Михайлович, В.И. Засулич, М.И. Глинка,  К.У. Черненко

Правая колонка: Л.П. Берия, М.М. Сперанский, Павел I, Л.Г.Корнилов, Бирон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Доклад по теме: "Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся"...

Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность

Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...

«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".

Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....

Разноуровневые задания на основе содержания учебного текста, как средство реализации учебно-познавательной компетентности учащихся основной школы на уроках истории и обществоведения

Разноуровневые задания на основе содержания учебного текста, как средство реализации учебно-познавательной компетентности учащихся основной школы на уроках истории и обществоведения...

Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках математики

Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики...