Историческая разминка - средство формирования когнитивной (познавательной) компетентности учащихся при изучении истории
учебно-методический материал по истории (8 класс) по теме
Какие бы ориентиры ни выдвигались сейчас в сфере образования, какие бы намерения ни провозглашались в программах школ, пожалуй, всех педагогов объединяет стремление выйти за рамки традиционного обучения, найти новые подходы к одному из основных инструментов педагогики - учебному процессу.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остается в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другая история…
Историческая разминка, на мой взгляд, является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность исторической разминки делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоение исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
Целью исторической пятиминутки на моих уроках является:
- обобщение и углубление исторических знаний, формирование познавательного интереса, развитие познавательной деятельности учащихся.
Задания, которые я подбираю для исторической разминки, объединяет два качества:
С одной стороны, от ученика их решение требует привлечение опыта, лежащего вне предметной сферы, что в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомлённости в области данного учебного курса.
С другой стороны, задания очень контрастны, материал которых пересекается с содержанием учебного предмета, а формат заимствован из области интеллектуальных игр и развлечений.
В предлагаемой работе (см. приложение 1,2) сделана попытка отразить разнообразные возможности использования исторической разминки на второй ступени обучения. Разумеется, в работе нашли отражение и задания, которые можно предлагать учащимся и за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, во внеклассных мероприятиях. Большинство разделов являются универсальными, доступными для использования в равной степени в урочной и во внеурочной практике.
В результате анализа использования исторической разминки на уроке истории выявляются следующие варианты её ведения:
- Постановка учебного задания перед изучением нового материала. Это адресованное учащимся задание может быть представлено как проблемный вопрос, «яркое пятно» или мотивирующее начало (использование технологии проблемного обучения). Кроме того, задание работает и на занимательность обучения и, таким образом, мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников.
- Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению учебного задания при изучении нового материала.
- Применение полученных учащимися знаний в ходе заключительного этапа урока.
В зависимости от замысла учителя данные разделы при проведении исторической разминки могут быть реализованы на одном уроке или растянуты во времени на несколько уроков.
Диагностика результативности обобщённого опыта показывает:
- Устойчивый рост интереса учащихся к предмету, а как конечный результат- к учёбе.
- Повышение качества знаний учащихся по предмету .
- Формируются ключевые компетенции учащихся- учащиеся переносят умения, сформированные на уроке, на решение жизненных нестандартных ситуаций.
- Историческая разминка мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение.
- Историческая разминка, востребовав полученные знания, повышает их прочность.
- Посредством исторической разминки задействуется «ближняя перспектива» в обучении.
- Историческая разминка позволяет развивать специальные способности учащихся к занятиям историей:
- историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления;
- способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического исследования;
- способность к историческому сопереживанию.
Мною представлена небольшая часть исторической «копилки», используемой на разминке. Данные задания обладают следующим преимуществом: их удобно использовать для индивидуальной работы или работы в группах, т.к. они компактны и требуют ограниченного времени для своего решения. Кроме того, составление этих познавательных заданий является столь же привлекательным и посильным для ученика, как и их решение, поэтому оно может быть предложено в качестве творческой части домашнего задания, а наиболее удачные «авторские» образцы можно в дальнейшем предлагать для решения на уроке другим ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie.1ya_idu_na_urok_istoriidocx.doc | 507 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задание №1.
Задания и ответы (смотри приложение 2):
Блок №1
1.Название железной дороги? ( Николаевская)
2.Кто изображён на портрете? (И.П.Кулибин)
3.Стиль в живописи? (Соцреализм)
4. Персоналия? (А.А. Блок)
5. Персоналия? (С. Т. Разин)
Блок №2
- Памятник архитектуры? (Александрийский столп)
- Персоналия? (Святослав)
- Памятник архитектуры? (Новоиерусалимский монастырь, северо – запад Москвы)
- Символ? (Чайка, МХАТ им. А.М. Горького)
- Что изображено на слайде? (Лубок – плакат, 18 – 19 вв.)
Блок №3
- Название и год войны? (Русско – турецкая, 1877- 78гг.)
- Вид ювелирной техники? (Чернь)
- Личность? (Н.С.Хрущёв)
- Что Вы видите на слайде? (Держава)
- Название и дата сражения? (Бородинская битва, 27.08.1812)
Блок №4
- Персоналия? (Лжедмитрий 1)
- К какому историческому периоду относится эта символика? (1917г., герб Временного правительства)
- Какое историческое событие отображено на картине? (Поединок Пересвета и Челубея перед Куликовской битвой 08.09.1380г.)
- Персоналия? (В.А. Жуковский)
- Субъект, изображённый на карте? (Пермская губерния, 1797- 1819гг.)
Блок №5
- Историческое событие? (Коллективизация, 1929г.)
- Персоналия? (Александр III)
- Стиль в архитектуре? (русско – византийский или русский модерн, начало 20 века)
- При каком правителе чеканилась эта монета? (Первая монета Владимира 1, в настоящее время – герб Украины)
- Название и автор картины? («Светлана», К.Брюллов)
Блок №6
- Название театра? Стиль в архитектуре? ФИО архитектора? (Большой театр в Москве. Классицизм. О.И. Бове.)
- Персоналия? (С.П.Королёв)
- Персоналия? (Елизавета Петровна)
- Как в народе назывались эти бумажные ассигнации? («Катенька», «Беленькая»)
- Как называлось это портретное изображение? Персоналия, изображённая на портрете? (Парсуна. М.В. Скопин - Шуйский)
Блок №7
- Субъект, выделенный на карте? ДВР – Дальневосточная республика)
- Автор и название скульптуры? (М.М. Антакольский. «Летописец Нестор»)
- Персоналия? А.Х. Бенкендорф.)
- Название и стиль архитектурного изображения? (Кунсткамера. Петровское барокко)
- Название картины, её автор? Стиль? («Грачи прилетели». А.К. Саврасов. Реализм)
Блок №8
- Что изображено на слайде? (Герб РСФСР)
- Схема исторического события? (Ливонская война)
- Персоналия? (П.А.Столыпин)
- Памятник архитектуры? Год основания? (Киево – Печёрская лавра, XVII в.)
- Персоналия? (В.О.Ключевский)
Блок №9
- Схема исторического события? (Оборона Севастополя, Крымская война)
- Историческое событие? (Кровавое воскресенье, 9 января 1905г.)
- Символика субъекта? (Герб г. Санкт – Петербурга)
- Персоналия? (Никон)
- Схема территориально – административной единицы? (г.Новгород)
Блок №10
- Что изображено на слайде? (Казнь участников восстания декабристов 14 декабря 1825г.)
- Название исторического памятника? Автор? («Тысячелетие России», М.О. Микешин)
- Персоналия? (А.Д. Меншиков)
- Памятник архитектуры? (Московский государственный университет)
Задание №2.
Вставьте пропущенные слова в известные исторические выражения. Вспомните автора выражения.
- Смерть одного человека – это _____________, гибель миллионов - ______________
Автор высказывания - ________________
- Заложим ____________ наших, но спасем Россию!
Автор высказывания - ___________________
- Им нужны великие ______________, нам нужна великая ______________
Автор высказывания - ___________________
- _______________ уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит
Автор высказывания - ___________________
- Кто к нам ____________ придёт, от ____________ и погибнет
Автор высказывания - ___________________
- При мне все будет, как при ________________
Автор высказывания - ___________________
- Бунтовщик похуже ___________________
Автор высказывания - ___________________
- Когда русский царь _______________, Европа может подождать.
Автор высказывания - ___________________
- Из всех искусств для нас важнейшим является __________________
Автор высказывания - ___________________
- Велика Россия, а отступать некуда. Позади _________________
Автор высказывания - ___________________
Ответы к заданию №2.
Вставьте пропущенные слова в известные исторические выражения. Вспомните автора выражения.
- Смерть одного человека – это трагедия, гибель миллионов - статистика
Автор высказывания – И.В. Сталин
- Заложим жён и детей наших, но спасем Россию!
Автор высказывания – Александр Невский
- Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия
Автор высказывания – П.А.Столыпин
- Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит
Автор высказывания – М.В. Ломоносов
- Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет
Автор высказывания – Александр Невский
- При мне все будет, как при бабке
Автор высказывания – Александр Второй
- Бунтовщик похуже Пугачёва
Автор высказывания – Екатерина Вторая
- Когда русский царь рыбачит, Европа может подождать.
Автор высказывания – Александр Третий
- Из всех искусств для нас важнейшим является кино
Автор высказывания – В.И.Ленин
- Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва
Автор высказывания – политрук В.Г.Клочков
Задание №3
Вспомните названия государств, существовавших на территории современной России в разное время.
1___________________________________
2___________________________________
3___________________________________
4___________________________________
5___________________________________
6___________________________________
7___________________________________
8___________________________________
9___________________________________
10__________________________________
Задание №4
Вспомните любое историческое событие, происходившее в указанный месяц (в любой год)
Январь | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Май | |
Июнь | |
Июль | |
Август | |
Сентябрь | |
Октябрь | |
Ноябрь | |
декабрь |
Задание №5. Напишите фамилии изображённых исторических деятелей
Ответы к заданию №5:
Левая колонка: Г. Потёмкин, Алексей Михайлович, В.И. Засулич, М.И. Глинка, К.У. Черненко
Правая колонка: Л.П. Берия, М.М. Сперанский, Павел I, Л.Г.Корнилов, Бирон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся
Доклад по теме: "Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся"...
Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность
Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...
«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".
Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....
«Эколого-краеведческая деятельность как средство формирования учебно-познавательного интереса учащихся при изучении биологии
Обобщение опыта работы по биологии в виде презентации....
Разноуровневые задания на основе содержания учебного текста, как средство реализации учебно-познавательной компетентности учащихся основной школы на уроках истории и обществоведения
Разноуровневые задания на основе содержания учебного текста, как средство реализации учебно-познавательной компетентности учащихся основной школы на уроках истории и обществоведения...
Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках математики
Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики...