Метод проектов как одна из форм развития творческих способностей учащихся.
статья по информатике и икт на тему
Статья о методах развития творческих способностей учащихся на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metod_proektov.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Метод проектов как одна из форм развития творческих способностей учащихся».
Автор: Крюкова Ю.Е. учитель информатики ГБОУ СОШ № 476.
Нашей стране для успешного развития экономики, промышленности, социальной сферы необходимы одаренные, творческие личности, умеющие проводить исследования, анализировать, давать прогнозы. В связи с этим одной из главных задач Российского образования является выявление и развитие талантливых детей, стремящихся к расширению и углублению знаний в различных областях науки и техники, приобретению навыков исследовательской работы. Без использования информационных компьютерных технологий невозможно представить обучение, работу, да и вообще современную жизнь.
Помимо навыков работы с компьютерными приложениями, школьники должны уметь быть мобильными в быстроменяющемся мире информационных технологий, самостоятельно осваивать новые программные продукты, отбирать для использования наиболее оптимальные.
Средствами информатики формируются информационные и коммуникативные компетенции. Информационные компетенции – это самостоятельный поиск, анализ информации, создание, преобразование ее, сохранение и передача ее с помощью технических устройств и коммуникационных технологий. Коммуникативные компетенции – это умение ученика взаимодействовать в коллективе и представлять себя и результат своего труда. Таким образом, эти понятия составляют основу компетентностного подхода в образовании, что, в свою очередь, является основой личностно – ориентированной технологии.
Особую значимость при повышении качества знаний приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде сего, на развитие самостоятельности обучающихся, гибкой организации процесса обучения. В нем изменяются ролевые функции обучающегося и учителя. Обучающийся становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование.
Задачи решаемые в процессе реализации проектного метода:
- Развитие познавательных способностей обучающихся;
- Совершенствование способностей к самообразованию;
- Развитие умения ориентироваться информационном пространстве и выделять главное;
- Обучению обучающихся публично выступать;
- Развитие у школьников критического мышления.
Использование проектного метода позволяет развить у обучающихся:
- Познавательные навыки и способности к самообразованию;
- Способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
- Целеустремленность и настойчивость;
- Способность взять на себя инициативу и ответственность;
- Критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
- Коммуникабельность.
Метод проектов всегда предлагает решение какой – либо проблемы, с одной стороны, за счет использования разнообразных методов и средств обучения, а с другой – путем интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, искусства.
Для обучающихся работа над проектом предоставляет интерес только в том случае, если они видят реальные и осязаемые результаты своей деятельности.
Выполнение проекта состоит из нескольких модулей:
- Модуль 1. Подготовка к разработке учебного проекта. Разработка учебного проекта.
Здесь учитель знакомит ученика с видом проектной деятельности, темами для его разработки, ставит цели проекта, ученик должен выбрать наиболее близкую ему тему, обговорить с учителем, какую литературу использовать.
- Модуль 2. Библиографические правила цитирование источников.
Использование каталогов и поисковых машин; поиск полезной информации в интернете; использование электронных энциклопедий деятельности по проекту; обсуждаются со школьниками возможные источники информации. Цель учителя задание направления поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
- Модуль 3. Создание проекта.
Здесь ученик производит исследовательскую деятельность, анализирует используемую или полученную им информацию, подбирает дополнительную литературу. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в нужное русло.
- Модуль 4. Редактирование проекта.
Ученик устраняет замечания, сделанные учителем при просмотре чернового варианта проектной работы, выполняет окончательное оформление проекта. Роль учителя консультативная и направляющая.
- Модуль 5. Защита проекта.
Ученик представляет проектную работу, раскрывает тему исследования, выполняет самооценку работы. Оценивают результат проекта школьники и учитель. При защите проекта необходимо учитывать следующие параметры: глубина подачи материала, его научность, компетентность ученика, эстетичность оформления работы.
Перед учителем стоит главная задача – привить стремление к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.
В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявленным к процессу обучения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся
Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, твор...
Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих способностей детей.
Бессмысленно превращать человека в мешок по сбору информации, считают детские психологи. Знания в определённых областях, безусловно, важны. Но всегда ли дают они понимание мира, пом...
Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих способностей детей.
Воспитать всесторонне развитую личность, вырастить ребёнка самостоятельным, готовым к самореализации во взрослой жизни родителям помогают учреждения дополнительного образования детей. Но массово...
Доклад на тему: «Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей домбриста»
Тема: «Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей домбриста»...
Использование метода проектов на уроках технологии, способствующее развитию творческих способностей учащихся
Под творческой деятельностью в нашем исследовании понимается учебная творческая деятельность с исследовательским компонентом как многогранное, объемное понятие, включающее мотивационные, интеллектуаль...