Проект "Мобильная профильная школа"
материал по теме
(Выступление в рамках работы базовой стажерской площадки "Модель успешного формирования ключевых компетенций школьников в условиях ФГОС общего образования")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mobilnaya_shkola.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
г. Белогорска Амурской области
Проект «Мобильная профильная школа»
МОДЕЛЬ ПРОФИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЯ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Автор проекта Пименова Н.П.
Содержание
Актуальность…………………………………………………………….…………………………………..3
Цель проекта…………………………………………………………………………………………………3
Основные задачи……………………………………………………………………………………………..3
Содержание проекта…………………………………………………………………………………………4
Обоснование технического решения ……………………………………………………………….4
Содержание модели «Профильная мобильная школа»…………………………………………....8
Общая схема…………………………………………………………………………………………..9
Разработка приоритетных направлений…………………………………………………………………..10
Направление «Предметные страницы»………………………………….………………...............10
Направление «Методический кабинет»…………………………………………………………...10
Направление «Профильные смены»……………………………………….………………………11
Направление «Советы психолога»…………………………………………………………………12
Направление «Форум»………………………………………….…………………………………..12
Этапы реализации проекта…………………………………………………………………….…………...13
Бюджет проекта……………………………………………………………………………….………….…14
Индикативные показатели результативности проекта ………………………………………………….14
Ожидаемые результаты ……………………………………………………………………….…………...15
Прогнозируемые риски и пути их преодоления………………………………………………………….15
Перспективы дальнейшего развития………………………………………………………………………15
Актуальность
Одним из направлений развития общего образования, предлагаемых в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является организация профильных школ.
Появление большого количества научных разработок, затрагивающих тему профильного обучения, не решает проблем учащихся и их родителей в доступности качественного профильного образования. Следовательно, потребность в систематизированной научной, методической, практической информации по данному вопросу в настоящее время очень высока.
Таким образом, можно выделить следующие проблемы:
- отсутствие программно-методического обеспечения профильного обучения;
- наличие большого количества информационных ресурсов по проблеме профильного обучения и отсутствие востребованной качественной информации;
- недостаток квалифицированных педагогических кадров в отдельном ОУ для осуществления профильного обучения;
- отсутствие преемственности между предпрофильной подготовкой, выбором профиля и дальнейшим профессиональным самоопределением.
Решение данных проблем может обеспечить проект «Мобильная профильная школа», связанный с информационной поддержкой учащихся, мотивированных для обучения в профильной школе.
В настоящее время все более актуальной становится задача создания модели Интернет-обучения, позволяющей обеспечить свободный и оперативный доступ учащихся к образовательным ресурсам по профилю. Интенсивное развитие сети Интернет и Интернет-технологий обуславливает необходимость интеграции разнородных информационных ресурсов, приложений и услуг с целью максимального обеспечения потребностей учащихся и педагогов.
Создание модели профильного интернет-обучения позволит усовершенствовать единое информационно-образовательное пространство города Белогорска.
Цель проекта
Создание модели профильного Интернет-обучения как средства, способствующего:
- достижению нового качества образовательного процесса, задаваемого Государственным стандартом;
- самообразованию учащихся;
- реализации принципа личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся с повышенным уровнем познавательной активности;
- интеграции педагогических и информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии учащихся с высоким интеллектуальным и мотивационным потенциалом;
- созданию оптимальных условий для поддержки и развития учащихся профильной школы;
- оказанию информационной, научно-методической помощи учителям в овладении современными методами и формами работы в профильной школе.
Основные задачи
- Проанализировать существующие Интернет-ресурсы по проблеме реализации профильного обучения.
- Изучить факторы целенаправленной педагогической поддержки и содействовать процессам развития личности.
- Создать информационный банк «Профильное обучение»:
- информация о педагогах, осуществляющих профильное обучение в ОУ города;
- видеолекции, видеоуроки, УМК лучших учителей города, работающих по программам профильного обучения;
- информация о конкурсных, олимпиадных мероприятиях;
- опыт совместной работы школ и ВУЗов;
- информация о летних интеллектуальных профильных сменах.
- Обеспечить сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса мобильной профильной школы посредством сетевого взаимодействия.
Содержание проекта
Обоснование технического решения
- Каким быть сайту
В наше время быстрого развития Интернета и увеличения количества сайтов в сети, первостепенное значение в привлечении посетителей на сайт имеет количество и качество актуальной информации.
Необходимо помнить, что интернет в первую очередь - информационная среда. Каким бы красивым не был ваш сайт, посетители ищут на нём свежую информацию.
2. Структура сайта.
Логично будет создать определённую группу администраторов, которая и будет заниматься дополнением, обновлением и внесением изменений в содержание сайта. С течением времени эта группа должна будет пополняться новыми членами – учителями, преподавателями, передающими свой опыт работы в профильной школе.
Вход на сайт должен осуществляться только после определенной процедуры регистрации. Это позволит существенно упростить статистический анализ развития проекта, рейтинга сайта, его актуальности и охвата педагогической аудитории.
Структура сайта должна быть предметно-ориентированной. Объясняется это тем, что сайт предназначается, прежде всего, для учащихся, потому что легче ориентироваться в информационном потоке, если он обозначен рамками его предмета. Кроме того, предметная структура сайта позволяет облегчить и оптимизировать его администрирование.
Регистрация на сайте.
Регистрация на сайте решает следующие задачи:
- Анализ популярности сайта.
- Анализ охвата педагогической аудитории работой с одаренными детьми.
- Создание банка данных по педагогам, работающим с одаренными детьми.
- Статистика типов одаренности детей по городам, регионам и стране в целом.
- Упрощение сетевого взаимодействия педагогов, работающих с одаренными детьми.
- Контроль за размещаемой информацией.
Примерный вариант анкеты для регистрации на сайте учителя, преподавателя:
- Ф.И.О. учителя.
- Фото.
- Преподаваемый предмет.
- Категория.
- Адрес электронной почты, сайта учителя.
- Место работы.
- Опыт работы по профилю (УМК)
Примерный вариант анкеты для регистрации на сайте учащегося:
- Ф.И.О. ученика
- Фото
- Профильный предмет
- Класс
- Место учебы
- Адрес электронной почты
Кроме того, следует создать на главной странице возможность каждому посетителю оставить свой комментарий о работе сайта, предложения, пожелания и претензии по информационному наполнению сайта.
Технология создания сайта и администрирование
Как уже было сказано, сайт должен быть динамическим, с возможностью редактирования страниц несколькими администраторами или пользователями, которыми будут являться учителя, в on-line-режиме.
Это означает, что при создании сайта можно использовать систему управления содержимым Joomla!.
Данная система поможет существенно упростить развитие сайта, а, главное, снизить затраты на реализацию проекта. Любой зарегистрированный пользователь сможет внести дополнения, изменения, собственные предложения и наработки, выложить ссылки на иные ресурсы и т.д. Отслеживать изменения сможет небольшая группа администраторов, каждый из которых будет руководить определенным блоком (см. структуру сайта). Так как блоков, исходя из предложенной нами структуры, всего 10 (4 внепредметных и 6 предметных), то группа администраторов будет состоять из 13 человек (3 – суперадминистраторы).
Права на внесение изменений пользователь будет получать только после процедуры регистрации. После проверки администратором сведений, указанных новым пользователем в регистрационной карте, на его e-mail будет выслан пароль, предоставляющий право на внесение новой информации или исправление старой. Таким образом, администраторы смогут достаточно четко отслеживать все изменения, вносимые в содержание сайта и деятельность каждого конкретного пользователя.
При такой технологии каждый пользователь становится добровольным участником проекта, что существенно упростит его реализацию, повысит популярность и позволит значительно сократить расходы на содержание и обновление сайта.
3. Особенности типа проекта
По характеру создаваемого проекта - информационный.
По количеству участников – групповой.
По продолжительности – краткосрочный.
По содержанию – тематические информационные Web-страницы.
По профилю знаний – мультипроект.
По характеру координации – открытая.
По уровню контактов – городской.
Данный проект рассчитан на возрастную группу учащихся 9-11 классов.
Содержание модели профильного интернет-обучения
Общая схема
Структура сайта представляет собой набор блоков.
1 блок – «Главная», в котором находится вводная информация для пользователей сайта (для чего и кого создан сайт, учредители, задачи, новостная ссылка и т.д.). При этом важно художественное оформление.
2 блок представляет набор страниц по предметам «Математика», «Физика», «Химия», «Биология» и др. При этом каждая предметная страница содержит следующие разделы:
- «Уроки»
- «Практикум»
- «Консультации»
- «Олимпиады»
- «Конкурсы»
3 блок «Методический кабинет» (документы, методические рекомендации, библиография и т.д.)
Каждый блок обладает своей спецификой хотя бы уже потому, что школьные предметы строго дифференцированы на предметы физико-математического, естественно-научного, гуманитарного и художественного цикла.
В блоках предметов физико-математического и естественно-научного цикла, такими специфическими разделами являются «Конференции», «Решение задач», «Видеолекции». Кроме того, необходимым считаю существование в каждом блоке предметов естественно-научного цикла и в блоках «Физика», «Химия», «Биология» особого раздела – «ВУЗы и Лаборатории», который будет предоставлять учителям возможность пользоваться при работе с детьми ресурсами лабораторий и консультациями сотрудников ВУЗов в on-line-режиме или методом е-mail-общения, а в блоках предметов гуманитарного и художественного циклов таким особым разделом должен быть раздел «Советы специалистов». Хорошее наполнение предметных страниц невозможно без ВУЗовской поддержки. Таким образом, красной нитью через 2 блок проходит направление «Взаимодействие с Сузами, ВУЗами», которое и включает работу по профориентации.
4 блок – «Советы психолога» создается с целью информационной и психологической
поддержки учащихся мобильной профильной школы и содержит следующую информацию:
1. Тесты на профориентацию;
2. Тесты на определение коэффициента интеллектуальности;
3. Консультационная линия, в рамках которой происходит индивидуальное взаимодействие учащегося с психологом по возникающим проблемам.
5 блок – «Летние профильные смены» (информация о сменах, обеспечение возможности преподавания в лагерях преподавателей ВУЗов по направлениям смены и т.д.)
6 блок – Интернет-форум как показатель результативности работы сайта.
Структура предметной области сайта.
Разработка приоритетных направлений
Направление «Предметные страницы»
- Предполагаемые результаты реализации направления программы (проекта)
- Создание банка данных методических разработок.
- Создание банка данных Интернет-ресурсов по предметным областям.
- Консультативная помощь по вопросам организации профильного обучения педагогами-предметниками.
- Этапы реализации направления
Этап | Название | Содержание |
1 этап | Информационная поддержка проекта |
|
2 этап | Формирование актива |
|
| ||
| ||
3 этап | Планирование деятельности |
|
| ||
4 этап | Организация деятельности |
|
| ||
|
Направление «Методический кабинет»
Оказывает методическую поддержку учителям:
- Программно-методическое сопровождение.
- Нормативно-правовая база мобильной профильной школы.
- Оказание консультативной методической помощи учителям-предметникам.
- Диссеминация опыта работы учителей – предметников мобильной профильной школы.
- Предполагаемые результаты реализации направления программы (проекта)
- Создание банка данных нормативно-правовых документов.
- Создание банка данных программно-методического сопровождения.
- Представление опыта работы учителей-предметников.
- Этапы реализации направления
Этап | Название | Содержание |
1 этап | Информационная поддержка проекта |
|
2 этап | Формирование актива |
|
| ||
4. Организация форума сайта | ||
3 этап | Организация деятельности | 1. Поддержка и обновление существующих банков данных. |
2. Осуществление консультативной методической помощи по организации, в том числе оказание помощи в разработке нормативно-правовой базы, учителям –предметникам. | ||
3. Поддержка форума сайта. | ||
4. Анализ работы существующих направлений по организации их деятельности. |
Направление «Летние профильные смены»
Летние профильные смены детских оздоровительных лагерей создают оптимальные условия оздоровления и полноценного отдыха интеллектуально одаренных учащихся одновременно с непрерывным образованием. Комплексное оптимальное сочетание образовательных и оздоровительных технологий определяет новый характер оздоровительно-образовательной среды - адаптивный и здоровьесберегающий.
В процессе этой работы также могут быть достигнуты следующие цели:
- сохранение и укрепление здоровья, организация разумного досуга детей;
- адаптация и социализация одаренных детей;
- непрерывная и гармоничная творческая самореализация и саморазвитие одаренных;
- формирование и развитие общей и интеллектуальной культуры.
- Предполагаемые результаты реализации направления программы (проекта)
- Создание банка данных существующих профильных смен.
- Создание банка данных педагогов, работающих в профильных сменах.
- Представление опыта работы действующих профильных смен.
- Этапы реализации направления
Этап | Название | Содержание |
1 этап | Информационная поддержка проекта |
|
2 этап | Формирование актива | 1. Сбор информации о существующих профильных сменах. Классификация по направлениям: организационно-деятельностное; интеллектуально-познавательное; физкультурно-оздоровительное; художественно-эстетическое. |
Информация о нетрадиционных формах организации образования и оздоровления детей | ||
3. Сбор информации о педагогах, принимающих участие в работе профильных смен. | ||
4. Организация форума сайта | ||
3 этап | Организация деятельности | 1. Поддержка и обновление существующих банков данных. |
2. Осуществление консультативной помощи по организации новых профильных смен, в том числе оказание помощи в разработке нормативно-правовой базы | ||
3. Поддержка форума сайта. | ||
4. Анализ работы существующих профильных смен по организации деятельности. | ||
5. Анонсирование летних профильных смен: размещение презентаций программы лагеря. | ||
6. Размещение Положений о конкурсных наборах в профильные смены |
Направление «Психологическая поддержка педагогов»
1. Предполагаемые результаты реализации направления программы (проекта)
- Формирование банка тестов по профориентации и определение коэффициента интеллектуальности.
- Консультативная помощь в профессиональном самоопределении выпускников.
- Этапы реализации направления
Этап | Название | Содержание |
1 этап | Информационная поддержка проекта |
|
2 этап | Формирование актива | 1. Сбор информации по профориентации |
2. Сбор информации о существующих диагностиках профильной направленности, методах и формах работы практических психологов. | ||
3. Привлечение практикующих психологов к работе на сайте | ||
4. Организация форума сайта | ||
3 этап | Организация деятельности |
|
3. Осуществление консультативной помощи учащимся профильной мобильной школы. | ||
4. Организация семинаров и тренингов для учителей, работающих в профильной мобильной школе, направленных на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки | ||
5. Поддержка форума сайта. | ||
6. Анализ работы страницы сайта. |
Направление «Форум для педагогов»
Для оптимальной организации работы сайта необходима организация системы взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами проекта, обеспечение возможности обратной связи, быстрого реагирования на запросы, выявления наиболее актуальных направлений деятельности.
«Форум для педагогов» - это, прежде всего, место для общения. Здесь заинтересованные посетители сайта могут задавать вопросы и обсуждать интересующие их темы. Естественно, что основная направленность беседы задаётся общей тематикой сайта. Наличие форума может увеличить посещаемость сайта, а, следовательно, и количество заинтересованных в работе сайта педагогов и преподавателей ВУЗов. Наличие форума поможет наладить контакты с отдельными педагогами, представителями ВУЗов, некоторым участникам поможет сориентироваться в разделах сайта.
От работы форума будет зависеть стратегия оптимизации сайта. Для того чтобы удерживать посещаемость на стабильно высоком уровне, а сайт на первых позициях рейтингов, наличие форума – один из первых и основных шагов к успеху.
Предполагаемые результаты реализации направления программы (проекта)
- Организация обсуждения наиболее актуальных направлений сайта.
- Обеспечение прямой связи преподавателей ВУЗов и педагогов образовательных учреждений в рамках профильной мобильной школы, организация консультационной поддержки педагогов.
- Выявление наиболее актуальных направлений и востребованных тем сайта, организация работы сайта для удовлетворения запросов и потребностей педагогов. Возможные темы для обсуждения: «Исследования и проекты», «Что можно прочитать по возникшему вопросу?», «Если задача не решается, как быть?», «Какие олимпиады этого года наиболее полезны и интересны?».
- Оказание возможной помощи как общедидактического, так и юридического характера.
- Обеспечение организации системы сетевого взаимодействия педагогов, привлечение педагогов к общению и распространению опыта.
- Обеспечение высокой посещаемости сайта.
- Этапы реализации направления
Этап | Название | Содержание |
1 этап | Информацион-ная поддержка проекта |
|
4. Распространение информационных писем в ОУ, ВУЗах. | ||
2 этап | Формирование актива | 1. Привлечение специалистов для поддержки активной деловой атмосферы на форуме. |
2. Сбор информации, предоставляемой педагогами ОУ, о направлениях, обсуждение которых наиболее актуально. | ||
3. Организация форума сайта. | ||
3 этап | Планирование деятельности |
|
| ||
| ||
| ||
5. Планирование графиков и сроков осуществления консультативной помощи педагогам. | ||
4 этап | Организация деятельности |
|
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Этапы реализации проекта
ЭТАП | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ |
1. Подготови-тельный (методологи-ческий) | - Разработка главной идеи. - Предварительное определение архитектуры сайта, базы данных, потребностей в программном обеспечении. - Составление бизнес-плана, подготовка нормативно-правовой базы (подписание договоров с учреждениями, специалистами). - Привлечение специалистов, создание мини-групп по подбору информации и заполнению веб-страниц сайта | |
2. Деятель-ностный | - Создание программных компонентов, тестирование, проверка работоспособности, отладка - Определение домена, его регистрация, выбор компании, обеспечивающей хостинг, непосредственное размещение веб ресурса в сети Интернет. - Накопление и обработка отчетов пользователей о результатах эксплуатации, разработка предложений по совершенствованию. - Поддержка со стороны исполнителя. | |
3. Экспертиза и развитие | - Экспертиза успешности работы сайта через специальные анкеты, форум и т.д. - Разработка дополнительных программ. - Работа над содержанием и обновлением сайта. |
Бюджет проекта
Общий расчет бюджетных затрат
Статья расхода | Сумма в месяц | Сумма в год | Возможные источники |
Стимулирование педагогов | Федеральные средства (из стимулирующей части фонда оплаты труда ОУ) | ||
Совместные мероприятия (олимпиады, конкурсы, и т.д.) | Внебюджетные средства | ||
Летние профильные смены | Муниципальный бюджет (Программа «Каникулы») | ||
Реклама, раскрутка сайта | Внебюджетные средства | ||
Техническая поддержка | Внебюджетные средства | ||
Общая сумма |
Индикативные показатели результативности проекта:
- увеличение количества профилей;
- положительная динамика качества знаний учащихся;
- увеличение количества детей, участвующих в различных олимпиадах и конкурсах;
- положительная динамика участия различных специалистов в проекте;
- увеличение числа пользователей сайта.
Ожидаемые результаты
- Создание медиатеки в виде видеолекций, видеоуроков, УМК лучших учителей города, работающих по программам профильного обучения;
- Участие учащихся в конкурсных, олимпиадных мероприятиях;
- Диссеминация опыта совместной работы школ и ВУЗов;
- Проведение летних интеллектуальных профильных смен;
- Расширение и углубление содержания преподаваемых предметов;
- Реализация и развитие профильного Интернет-обучения в мобильной профильной школе.
Прогнозируемые риски и пути их преодоления
Группы рисков | Виды рисков | Отрицательное влияние | Меры по снижению риска |
Финансово-экономические | Ограничение/прекращение финансирование | Ограничение/прекращение работы портала | Корректировка финансового плана в сторону уменьшения расходов. Привлечение внебюджетных средств. |
Социально-педагогические | Снижение заинтересованности учащихся в предлагаемой информации | Невостребован-ность материалов портала | Постоянный анализ ситуации с целью внесения необходимых корректировок по содержанию портала |
Информационные | Незаинтересованность педагогов в публикациях собственных материалов для общего использования | Небольшое количество материалов | Поощрение активных пользователей, распространение информации о деятельности сайта, его направлениях |
Социальные | Появление сайтов аналогичной направленности | Уменьшение количества публикуемых материалов, количества обращений | Систематическое обновление содержания, увеличение активности контактов с партнерскими организациями |
Технико-технологические | Трудности в связи с недостаточностью или устареванием техники | Невозможность работы портала в полном объеме | Налаживание контакта с партнерскими организациями для размещения информации с использованием их ресурсов |
Форс-мажорные обстоятельства | Непредвиденные затраты вследствие организации и проведения незапланированных мероприятий в рамках действующих направлений | Увеличение текущих расходов | Введение жесткого режима снижения текущих расходов, поиск и привлечение к сотрудничеству заинтересованных структур с целью дополнительного финансирования |
Перспективы дальнейшего развития
1. Увеличение количества предметных страниц.
2. Расширение сети мобильной профильной школы до уровня регионов.
ВУЗы
Советы специалистов
Конкурсы
Олимпиады
ИНФОРМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ФИЗИКА
БИОЛОГИЯ
ХИМИЯ
Видеолекции
ВУЗы и лаборатории
Видеолекции
Решение задач
Конференции
Конкурсы
Олимпиады
ВУЗы
Видеолекции
Решение задач
Конференции
Конкурсы
Олимпиады
Конкурсы
Олимпиады
МАТЕМА-ТИКА
Решение задач
Видеолекции
Советы специалистов
Литературные чтения
Конкурсы
Олимпиады
Журналистика
Ваше творчество
ВУЗы
Решение задач
Конференции
Конкурсы
Олимпиады
ВУЗы и лаборатории
Видеолекции
ВУЗы и лаборатории
Главная страница
ВУЗы и Лаборатории
Видеолекции
Решение задач
Конференции
Конкурсы
Олимпиады
Предметы
Советы психолога
Методический кабинет
Летние профильные смены
Форум для педагогов
Представляет собой совокупность блоков по каждому школьному предмету. Осуществляет взаимодействие с ВУЗами и другими структурами. Дальнейшее структурирова-ние показано на примере блока «Физика».
Осуществляет помощь учителю по психологичес-кой и профориента-ционной работе с одаренными детьми, в том числе и с деть-ми с ограничен-ными возмож-ностями, а также предла-гает различные тесты и тренинги.
Оказывает методическую поддержку учителям:
- Программно-методическое сопровождение профильной школы;
- Нормативные документы.
Содержит информацию о работе летних профильных смен, рекомендации по их организации
Реализует сетевое взаимодействие педагогов, сотрудничество и взаимопомощь учителей различных регионов страны. Оказывает педагогическую и юридическую поддержку учителей. Возможные темы: «Исследования и проекты»; «Что можно почитать?»; «Трудные вопросы»; «Если задача не решается»; «Учителя сельских школ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы выступления абсолютного победителя 5-го конкурса- фестиваля "Учитель профильной школы" в номинации "Лучший образовательный продукт", призера 3-ей научно-практической конференции ТГПИ
Секция: ФизикаТема работы: «Мобильная связь на страже детского сна»Автор работы: Шестерякова Мария Игоревна, МАОУ Лицей № 28 г.Таганрог, 10 классРуководители: Кондратов Николай Викто...
Роль научного общества старшеклассников "Кастальский ключ" в работе профильной школы
Профильнаое образование на старшей ступени обучения предполагает сочетание урочной и внеурочной деятельности, важное место в которой занимает деятельность научного общества. Представленный матер...
Технология подготовки к ЕГЭ по английскому языку в профильной школе.
Формула успеха подготовки к ЕГЭ....
Развитие монологической речи учащихся по английскому языку в режиме профильной школы
Перспективные направления интенсификации обучения монологической речи учащихся с учетом актуальности данной проблемы....
Педагогические технологии - профильной школе
Идея нашего проекта – связать воедино компетентности, необходимые обучающимся для успешной адаптации и педагогические технологии, с помощью которых мы сможем добиться их развития....
Апробация инновационных УМК и современных технологий в старших классах профильной школы, направленных на развитие социального опыта.
Школа реализует социально-значимый проект «Гражданско-правовое образование в школе». На городском семинаре "Социальное проектирование как форма организации гражданского образо...
Программа элективного курса по ангнлийскому языку для 11 класса профильной школы
Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся 11 класса гуманитарного профиля. Глубокие изменения в общественной, политической и экономической жизни оказываю...