Педагогические технологии - профильной школе
статья по теме

Бойчук Елена Борисовна

Идея нашего проекта – связать воедино компетентности, необходимые обучающимся для успешной адаптации и педагогические технологии, с помощью которых мы сможем добиться их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_tehnologii-profilnoy_shkole.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический паспорт инновационного педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Педагогические технологии – профильной школе»

Адресация проекта

Педагогам, работающим в профильных классах

Руководитель проекта

Бойчук Елена Борисовна, заместитель директора по УВР

Участники проекта:

А) Активные











Б) Пассивные

Временная творческая группа:

Сафина Т.Г.

Часникова Г.М.

Литвинцева Л.Н.

Афанасьева Л.П.

Измайлова Г.А.

Смирнова Н.Т.

Родионова М.А.

Тимонина Г.В.

Жаренкова М.И.

Трубникова Г.В.

Матвеева О.В.


Учащиеся 10,11 классов; родители

Возраст учащихся

15-17 лет (старшее звено)

Особенности типа проекта

По характеру создаваемого продукта: информационный

По количеству участников: групповой

По продолжительности: долгосрочный

По содержанию: учащийся и

По профилю знаний: межпредметный

По характеру координации: с открытой координацией

По уровню контактов: институциональный

По типу проектирования: экзистенциальный

Цель проекта

Формирование функциональной грамотности и ключевых компетентностей учащихся средней школы

Задачи проекта

Обучить педагогов теоретическим основам и практическому применению новых образовательных технологий.

Повысить мотивацию педагогов и учащихся, путем разработки механизмов оценивания результатов собственного труда.

Обеспечить методическое сопровождение образовательного процесса в профильных классах.

Ресурсы проекта

Контингент учащихся: 43 уч-ся 10 класса

Кадры:

Программно - методические:

Материально -технические:

Финансовые:

Нормативно-правовые:

Психологическое сопровождение:

Мотивационные:

Предполагаемые продукты

Ожидаемые положительные результаты проекта:

Продукты деятельности ВТГ: издание альманаха, видеоролик

продукты деятельности педагогов: статьи, дидактические разработки

продукты деятельности учащихся:  исследовательские работы, презентации

Экспертная оценка проекта


I.  Содержательная часть проекта

Актуальность проекта

        Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка…»

        Актуальность перехода к профильной старшей школе – несоответствие существующих результатов образования желаемым и требуемым.

Требуемые результаты образования школьников:

Готовность жить в постоянно меняющихся современных рыночных условиях, желание и способность учиться всю жизнь.

Высокая степень коммуникабельности и толерантности, так как расширяются масштабы межкультурного взаимодействия.

Сформированность современного мышления (творческого, критического) в связи с ростом глобальных проблем.

Готовность к политическому и социальному выбору.

Современная школа недостаточно решает эти новые задачи. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов. Их знания оторваны от жизни. Все это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы.

Международная комиссия по образованию для XXI в. под председательством Жака Делора определила, что образование в течение всей жизни человека  базируется на четырех основаниях:

«учиться знать» подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы;

«учиться делать» фокусируется на практическом применении изученного;

«учиться жить» вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое общество;

«учиться быть» акцентирует умения развивать свой потенциал, необходимый индивиду.

Можно связать воедино компетентности, технологии и педагогическую задачу:

Предполагаемый результат, выраженный в формате компетентностного подхода

Технологии профильного обучения

Приоритетная педагогическая задача

Информационная компетентность и языковая компетентность – «знать»

Информационные, развитие критического мышления, анализа конкретных ситуаций

Организация работы с потоками информации, развитие мышления

Социальная компетентность – «жить вместе»

Организация группового взаимодействия, организация дискуссии и др.

Организация группового взаимодействия

Личностная компетентность – «быть»

Организация самостоятельной работы, оценки достижений, самоконтроля, самообразовательной деятельности

Развитие субъективности и самостоятельности

Предметно-практическая компетентность – «делать»

Организация проектной деятельности, творческой и учебно-исследовательской

Организация продуктивной образовательной деятельности

Проблема использования современных образовательных технологий особенно актуальна в старших профильных классах. Почему? Время обучения предельно сжато, а объем учебной информации несопоставимо велик. Технологичный подход в этой ситуации как нельзя более оправдан, так как он позволяет, экономя время и усилия, достичь желаемого результата.

        При технологическом подходе к обучению основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых, при которых:

преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, а не транслятора учебной информации;

информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения;

обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, беря на себя часть ответственности за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

Идея нашего проекта – связать воедино компетентности, необходимые обучающимся для успешной адаптации и педагогические технологии, с помощью которых мы сможем добиться их развития.

2. Цели и задачи проекта

Исследования показали, что у старшеклассников школы западают следующие компетентности:

предметные компетентности (умение аргументировать и обобщать)

коммуникативные компетентности (способность к деловому общению и к публичному выступлению)

социальная компетентность (творческие умения)

В ходе обсуждения педагоги пришли к выводу, что развить недостающие компетентности сможет  учебно-исследовательская и проектная деятельность. Но, для того, чтобы обучить учащихся приемам и способам учебно-исследовательской и проектной деятельности, педагога нужно вооружить технологиями, с помощью которых он сможет это сделать.

Для проработки и внедрения выбраны технологии: исследовательские, модульного обучения, кейс-технология, технология развития критического мышления и технология организации самостоятельной работы. Для того чтобы объединить усилия педагогов по освоению новых технологий, решено создать временную творческую группу, где педагоги смогут обсудить проблемы, поделиться находками, получить поддержку коллег.

Проблема компетентностного подхода в образовании актуальна. Педагогу также необходимо развивать новые исследовательские, творческие, ценностные, коммуникативные качества, без которых невозможно реализовать новые подходы к содержанию и процессу обучения.

Проблема: Несформированность функциональной грамотности и ключевых

                    компетентностей у учащихся средней школы.

Причины:

Педагоги не владеют современными образовательными технологиями

Низкая мотивация педагогов и учащихся, так как не разработаны механизмы оценивания результатов собственного труда

Отсутствует методическое сопровождение образовательного процесса в профильных классах

Отсюда, цель проекта: Формирование функциональной грамотности и ключевых

                                          компетентностей учащихся средней школы

Задачи:

Обучить педагогов теоретическим основам и практическому применению новых образовательных технологий.

Повысить мотивацию педагогов и учащихся, путем разработки механизмов оценивания результатов собственного труда

Обеспечить  методическое  и материально-техническое сопровождение образовательного процесса в профильных классах.

Задача

Мероприятия

Теоретические и практические семинары

Самообразование

Мастер-классы

Курсовая подготовка

Методическая неделя «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»

Материальное и моральное стимулирование педагогов и учащихся

Альтернативная оценка знаний -рейтинговая оценка, портфолио

Научное общество учащихся

Слет одаренных детей

Конкурс «Ученик года»

Критерии оценивания результатов собственного труда

Создание  ресурсного методического кабинета

Создание медиатеки

Информационный банк данных методического обеспечения

Методические рекомендации

УлучшениеМТБ

3. Сроки реализации

Педагогический проект тесно связан с методической темой школы, рассчитан на два года и будет состоять из отдельных модулей.

Модуль 1

2009-2010 уч.год

Теоретическое исследование проблемы

Накопление теоретического материала.

Модуль 2

2010-2011 уч.год

Практическое исследование проблемы

Мастер-классы

Издание педагогического альманаха.

4.Содержание деятельности

Модуль 1. Теоретическое исследование проблемы.

Этапы деятельности

Месяц

Целевой ориентир

Ожидаемый эффект

Организационно-подготовительный

Сентябрь-октябрь

Формирование ВТГ (определение состава участников и назначение руководителя)

Мобильная рабочая группа педагогов

Определение целевых ориентиров, задач деятельности ВТГ, выстраивание проблемного поля

Программа деятельности группы.

Вживание в проблему.

Составление плана работы творческой группы, графика консультаций с членами группы.

План деятельности группы. График консультаций

Знакомство с литературой, обобщение и систематизация предшествующего опыта

Программа самообразования педагогов

Реализация

Ноябрь-март

Педагоги организуют деятельность в соответствии с программами по самообразованию.

Самоконтроль

Реализация плана работы ВТГ

Заседания ВТГ

Разработка  механизмов оценивания результатов труда для учащихся и педагогов

Рейтинговая оценка, портфолио

ПДС:

«Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности учителя;

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

«Использование ИКТ в образовательном процессе»

Повышение профессиональной компетентности

Итоговый

Апрель-май

Обработка полученных результатов, обобщение их и актуализация на МС

Заседание МС

Педагоги готовят продукт деятельности

Методический сборник

Определение механизмов взаимодействия  рейтинговой системы оценивания с традиционными системами оценивания результата образованности выпускников

Положение о рейтинговой оценке

Рефлексия выполнения проекта

Диагностика

Модуль 2. Практическое исследование проблемы.

Этапы деятельности

Месяц

Целевой ориентир

Ожидаемый эффект

Организационно-подготовительный

Сентябрь

Составление программно-методических материалов на новый учебный год

Рабочие учебные программы

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач, корректировка программ по самообразованию

Самоанализ деятельности. Программы самообразования педагогов

Составление плана работы творческой группы на новый год, графика консультаций с членами группы.

План деятельности группы. График консультаций

Знакомство с литературой, обобщение и систематизация предшествующего опыта

Программа самообразования педагогов

Реализация

Октябрь-март

Педагоги организуют деятельность в соответствии с программами по самообразованию.

Самоконтроль

Реализация плана работы ВТГ

Заседания ВТГ

Применение новых   механизмов оценивания результатов труда для учащихся и педагогов

Рейтинговая оценка, портфолио

Улучшение МТБ педагогов, организация автоматизированных рабочих мест

Внедрение ИКТ- технологий в ОП

Курсовая подготовка педагогов «Использование интерактивной доски в образовательном процессе»

Повышение ИКТ компетентностей педагогов

Поставка программного оборудования и создание медиатеки

Внедрение ИКТ- технологий в ОП

Создание методического консультационного центра

ПДС:

«Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности учителя;

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

«Использование ИКТ в образовательном процессе»

Повышение профессиональной компетентности

Методическая неделя: «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие,

Итоговый

Апрель-май

Обработка полученных результатов

Круглый стол

Написание отчетных материалов

Методический сборник

Оформление итогов работы ВТГ

Выпуск альманаха, повышение мотивации труда

Диагностика  проявления ожидаемых результатов

Диагностика

Обобщение передового педагогического опыта

Повышение мотивации труда

5. Ресурсная база проекта

Ресурсы

Характеристика

Кадровые

В профильных классах работают 15 педагогов. Над реализацией проекта работают 7 педагогов. 6 из них имеют высшую квалификационную характеристику, 1 учитель – вторую квалификационную категорию.

Большинство педагогов школы отличаются добросовестностью, инициативностью, профессиональным творческим потенциалом, коммуникативной культурой и желанием работать в инновационном режиме. 55% педагогов определяют уровень творческого потенциала выше среднего. Для 23% педагогов характерна высокая степень удовлетворенности жизнедеятельностью в ОУ, для 77% - средняя.

Нормативно-правовые

Положение о временной творческой группе

Положение об инновационной деятельности в образовательном учреждении

Положение о внесении передового педагогического опыта в базу данных

Положения о создании профильных классов

Положение о портфолио обучающихся МОУ СОШ № 7

Организационные

С 2005 года школа стала опорной площадкой профильного обучения в МО ГО «Охинский».  Основные профили, которые реализует школа – информационно-технологический и социально-правовой.

Разработаны и ведутся 5 элективных курсов для обучающихся 10-11 классов

Для координации деятельности по реализации проекта создана временная творческая группа (ВТГ), составлен план работы.

Программно-методические

Стандарт среднего (полного) общего образования

Рабочие программы

План работы ВТГ

ПДС «Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности учителя

ПДС «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Мотивационные

Все педагоги, участвующие в проектной деятельности материально простимулированы. Опыт лучших педагогов будет внесен в базу данных передового педагогического опыта и обобщен.

Материально-технические

В школе функционирует 39 учебных кабинетов, 2 компьютерных класса, имеется выход в Интернет. В школе имеется 52 компьютера, 6 интерактивных досок, 12 кабинетов (41%) имеют автоматизированное место учителя.

Финансовые

Бюджетные средства образовательного учреждения и средства с грантовых проектов

6. Возможные риски и пути их устранения

Риски

Пути устранения

Учитель:

не умеет

не желает

нет времени заниматься исследовательской деятельностью

обучающие семинары, курсы повышения квалификации

материальное и моральное стимулирование

рациональная нагрузка, удобное расписание занятий

Ученик:

завышенный уровень притязаний

загруженность

неосознанный выбор профиля


психологическое сопровождение, коррекция

рационально составленный учебный план

предпрофильная подготовка, диагностика

Родители:

недовольство учебным планом


недостаточный спектр образовательных услуг


своевременное информирование родителей, заключение договоров


расширение спектра образовательных услуг

Материально-технические:

отсутствие автоматизированного места педагога

нехватка программных продуктов


организация АРМ всем педагогам, работающим над проектом

закупка программного обеспечения, создание  медиатеки

7. Ожидаемые результат реализации проекта

Ожидаются следующие положительные результаты:

Для учащихся:

повышение уровня функциональной грамотности и ключевых компетентностей;

повышение мотивации, счет механизмов оценивания результатов собственного труда;

создание ситуации успешности обучающегося;

новая система оценивания учебных достижений.

Для педагогов:

овладение новыми педагогическими технологиями;

распространение опыта работы;

повышение профессиональной компетентности;

повышение мотивации труда.

Вывод:

Педагоги используют в преподавании учебного предмета новые эффективные технологии обучения.

Использование новых технологий обучения приведет к формированию у обучающихся функциональной грамотности и ключевых компетентностей.

Формирование ключевых компетентностей и функциональной грамотности позволит выпускникам школы легко адаптироваться в социуме.

Материальное воплощение проекта: издание  педагогического альманаха, куда войдет опыт педагогов и достижения учащихся.

II. Промежуточные результаты, полученные в ходе реализации проекта

Задача

Промежуточные результаты

Проблемы

1. Обучить педагогов теоретическим основам и практическому применению новых образовательных технологий

Сформирована временная творческая группа педагогов, реализующих педагогический проект.

Определены технологии для изучения и проработки:

Модульная технология (Матвеева О.В.)

Технология развития критического мышления, кейс-технология  (Измайлова Г.А.)

Учебно-исследовательские технологии (Сафина Т.Г., Афанасьева Л.П.)

Технология организации самостоятельной работы (Литвинцева Л.Н.)

Воспитательные технологии в профильных классах (Жаренкова М.И.)

Психологическое сопровождение профильных классов (Трубникова Г.В.)

Разработаны программы самообразования , работающих над реализацией проекта.

Собирается материал для выпуска альманаха

Организована работа постоянно действующих семинаров (ПДС):

«Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности учителя;

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Все педагоги обязательно изучают и применяют ИКТ – технологии в преподавании своих предметов

Необходима курсовая подготовка педагогов по работе с интерактивной доской.

2. Повысить мотивацию педагогов и учащихся, путем разработки механизмов оценивания результатов собственного труда.

В  муниципальной научно-практической конференции «Новые имена» приняли участие 8 учебно-исследовательских работ:

«Роль фракталов в современном мире», руководитель Литвинцева Л.Н. – 2 место

«Социально-правовая реклама», руководитель Измайлова Г.А. – 3 место

«Какая армия нам нужна?», руководитель Измайлова Г.А.

«Молодежная субкультура», руководитель Измайлова Г.А. – 2 место

«Вкус сквернословия», руководитель Измайлова Г.А.

«Русские в Америке», руководитель Митькина Л.А. – 3 место

«права детей в РФ», руководитель Измайлова Г.А. – 2 место

«Что значит быть толерантным?», руководитель Трубникова Г.В. – 1 место

 В областном конкурсе проектно-исследовательской деятельности школьников Сахалинской области в 2009 году, приняли участие  6  проектно-исследовательских  работ. Все работы отмечены и награждены дипломами.

В областном  конкурсе эссе по теме «Формирование толерантности в молодежной среде: проблемы и практика», ученица 11А класса приняла участие и получила благодарственное письмо за участие в конкурсе.

Созданы портфолио педагогов и собираются портфолио обучающихся.

Измайлова Г.А. со своей темой «Развитие технологии критического мышления на уроках истории и обществознания» победила в муниципальном конкурсе «педагог-мастер»

Т.о. все это повышает у учащихся и педагогов мотивацию и чувство гордости за свою школу, позволяет становиться им успешными в жизни.

1. Не смогли перейти к бально-рейтинговой оценке учебных достижений – недостаточно методической подготовки педагогов, чтобы сделать это в рамках этого проекта

3. Обеспечить методическое и материально-техническое сопровождение образовательного процесса в профильных классах

Создан методический ресурсный кабинет

Приобретены компьютеры и мультимедиа приставки еще для 2-х педагогов

1. Необходима покупка датчиков

        Работа временной творческой группы над реализацией проекта  послужила   трамплином  для разработки Программы развития школы « Проектно-исследовательская деятельность как основа самореализации учащихся».

Библиографический список

Еременко М.И.  Развитие ключевых компетентностей  старшеклассников. Издательство «Панорама», 2007 г.

Иванов Д.А., Е.Г.Митрофанов, О.В.Соколова.  Компетенции и компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.  Москва. ACADEMIA АПК и ППРО, 2005 г.

Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного перехода к компетентностному подходу. Москва. Издательство «АРКТИ», 2006г.

Сергеев С.С., Блинов В.И. Как организовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности»  Москва, 2007 г.

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. Под ред. Татарченковой .  Санкт-Петербург. Издательство «КАРО», 2008г.

Образовательный процесс

Ученик

Учитель

КОМПЕТЕНТНОСТИ

ТЕХНОЛОГИИ

Новые педагогические технологии

Ключевые компетенции

Успешная адаптация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Выступление на педагогическом совете "Профильное обучение в школе"

Содержание вступления носит практическую направленность. Автор знакомит слушателей с историей профильного обучения, с методами обучения именно в сельской школе, приводит яркие примеры....

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Бровин А.Н. Информационно-педагогическая поддержка про- фильного обучения старшеклассников: Учебно-методическое пособие для учителей профильной школы и родителей / под ред. О.В. Акуловой. – СПб.: Химиздат, 2009. – 136 с.

В учебно-методическом пособии предлагаются рекомендации педагогам и родителям по поддержке старшеклассников, осуществивших выбор профиля обучения.Пособие содержит материалы, которые помогут учителям о...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

ПРОЕКТ «Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников»

Данный  проект представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования» и  в практ...

Статья "Современные педагогические технологии. Цифровая школа"

Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с процессом цифровизации образования....