Образовательное путешествие "Модерн - новый виток в искусстве Петербурга"
методическая разработка (8 класс) на тему
Цель: формирование у учащихся представления о стиле модерн на примерах культурного наследия Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Модерн - новый виток в искусстве Петербурга»
Образовательное путешествие.
Цель: Способствовать формированию у учащихся представление о стиле модерн на примерах культурного наследия Санкт – Петербурга.
Задачи:
Активизировать и закрепить пройденный материал по теме художественный стиль – модерн в Санкт – Петербурге.
Создать условия для понимания взаимосвязи рассматриваемых, объектов и вещей, принадлежащих людям того времени.
Помочь учащимся осознать влияния стиля модерна как искусства, формирующие мировоззрение человека того времени.
Согласно своему маршруту собрать все возможные сведения об интерьерах и экстерьерах того времени. Составить фото-отчет о декоративном убранстве объектов, которые были особенно интересны и необычны при их изучении.
Проанализировать свою работу и составить творческий отчет в виде: презентации, план - схемы, сообщений, фото сессии и.т.д.
Модель урока.
Занятие делится на две части
1 часть – образовательное путешествие: Учащиеся делятся на 2 группы. Каждая из групп получает задание.
Для выполнения задания группы посещают указанные объекты и изучают предложенный им архитектурный стиль, выполняют творческие задания.
Рубеж19 – 20 веков – время постоянных контрастов и противоречий во всех сферах жизни человека. Перемены очень ярко нашли свое отражение в мировом и отечественном искусстве того времени. Желание соединить красоту и практичность в единое целое дало возможность показать миру такое творение как модерн (от фр. modera – новейший, современный).
Сложная и необычайно напряженная духовна жизнь русского общества в начале 20 века, заставляла зодчих, художников, музыкантов, актеров, поэтов упорно искать новые формы выражения, новые приемы синтеза искусств. На рубеже 19 -20веков в Петербурге распространился стиль северный модерн, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран.
Основные признаки модерна принято считать – свободная планировка, новые строительные материалы: это - натуральное дерево, неотесанный камень, стекло, металл. Тонкий фарфор, цветное стекло, керамика, ткани своеобразного цветового рисунка, расписное стекло.
Главная задача архитекторов – целостное представление о едином архитектурном стиле, основанном на синтезе искусств. Здание – это не просто жилище, а символ единения с природой, символ красоты, заключенной в природе исполненный через образы цветов, животных, птиц.
В стиле модерн преобладают асимметрия основных и второстепенных объемов зданий. Можно отметить тесную связь экстерьера и интерьера в архитектурных замыслах художника. Архитекторы в стиле модерн нашли свое самовыражение через такие формы зданий как доходные и торговые дома, особняки, вокзалы, школы. Взгляд зрителя приковывают как детали декора здания, так и само архитектурное строение в целом.
Вопрос:
« Почему модерн является символом нового мировоззрения?
Ответить на вопрос вы сможете в том случае, если:
-выявите, какими характерными чертами обладает стиль модерн, в чем его отличие от других художественных стилей.
-выясните, с какими идеями, историческими процессами и изменениями в мировоззрении было связано зарождения стиля модерн в Санкт – Петербурге.
- исследуйте здания стиля модерн, представьте внутренние интерьеры здание, декоративное оформление торговых залов, парадных входов и других объектов.
1 часть задания
Задание 1 группы.
Городское пространство.
Василеостровский район.
Вашей группе предстоит посетить архитектурные строения, которые находятся на 5 линии Васильевского острова.
Вы находитесь перед зданием, которое было построено в 1907 году архитектором К.К. Шмидтом по заказу приемного сына Э.П. Шаффе – владелицей частной гимназии. В этом 4 – х этажном доме учились будущая писательница- Е.Н. Верейская, Любовь и Мария - дочери знаменитого химика Д.И. Менделеева, известный композитор Андрей Петров, артисты: Владислав Стржельчик, Георгий Жженов.
Во время вашего путешествия обратите внимание на исследуемые вами объекты и ответьте на следующие вопросы, которые помогут по-другому понять здание, в котором вы обучаетесь.
- Насколько функционально в жизни людей были использованы архитектурные здания в стиле модерн: дом – особняк П.П. Форостовского, женская гимназия Эмили Павловны Шаффе?
- В чем преимущество домов, построенных в стиле модерн?
- Какие черты интерьеров внутреннего убранства помогли вам в этом убедиться?
- Изменилось ли ваше отношение к школе, в которой вы учитесь? Что нового вы о ней узнали? К какому выводу пришли?
- Как отразилась перепланировка зимнего сада в бассейн? Нарушился ли архитектурный замысел всего здания после перепланировки?
- Посети музей в школе. Что нового вы смогли для себя открыть?
- Сделайте презентацию по вашей школе. Сравните современные фотографии с фотографиями того времени. Что изменилось по вашему мнению?
- Какие характерные черты стиля модерн вы увидели в интерьерах школы?
Продолжите свой маршрут по 4 линии до дома №9.
Перед вами дом- особняк, который был построен в 1900 -1901 годах архитектором К.К. Шмидтом по заказу Павла Форостовского главы транспортно – экспедиторской фирмы. Особняк — одно из лучших произведений Карла Шмидта. Несмотря на внешнюю сдержанность, оно также является одним из самых «европейских» зданий стиля модерн в Петербурге. Дом предназначался не только для жилья, но отводились подвальные помещения для хранения грузов.
Обратите внимание на исследуемые вами объект и ответьте на следующие вопросы, которые помогут вам понять функциональное назначение дома.
(Ворота, окна, арка, внутренний дворик с зимним садом, флигель, главный вход.)
- На сколько функциональных частей вы бы разделили это здание?
- Какие черты внешней и внутренней отделки здания позволяют вам утверждать, что перед вами объект, который построен в стиле модерн?
- Какие материалы были использованы архитектором в облицовке дома – особняка?
- Какие декоративные элементы присутствуют в оформлении здания?
- Сравните здания школы – гимназии № 21 и дома-особняка П.П. Форостовского. Можно ли проследить характерный стиль архитектора К.К. Шмидта в этих архитектурных строениях? Перечислите их, зафиксируйте при помощи фотоаппарата.
Задание 2 группы
Городское пространство
Вашей группе предстоит посетить архитектурные строения, которые находятся на Невском проспекте.
Во время этого путешествия постарайтесь найти ответы на вопросы, которые помогут вам представить эпоху того времени.
Перед вами дом АО «Зингер и К». Оно возводилось в 1902 – 1904гг с разрешения Николая 11, по проекту архитектора П.Ю.Сюзора.
Система вентиляции и кондиционирования была самой современной для начала 20 века. Вентиляционные камеры находились в подвале, воздух в помещение подавался очищенным, подогретым и увлажненным.
1. Обратите внимание, какие материалы основные материалы были использованы архитектором?
2. Сколько этажей вы насчитали, как называется самый высокий этаж этого здания?
3. Опишите, одинаково ли произведена отделка фасада дома?
4.Какие элементы здания позволяют нам утверждать, что данный объект является представителем стиля модерн?
5. Для каких целей, по вашему мнению, был поставлен глобус как самая высокая точка здания?
6. Что необычного, по вашему мнению, вы могли бы отметить в данном архитектурном строении?
7. Перейдите на противоположную сторону. Вписывается ли это здание в ансамбль Невского проспекта? Не воспринимается ли этот объект как чужой среди остальных зданий. Обоснуйте свой ответ. Зафиксируйте свои впечатления. Сфотографируйте дом с разных ракурсов.
8. Какие характерные черты и элементы интерьера дома позволяют вам утверждать, что они передают дух модерна?
Сделайте несколько кадров так, чтобы можно было охватить взглядом общую связь всего интерьера, объединенного одной идеей стиля.
Составьте план - схему своего видения внутреннего убранства книжного магазина.
Продолжите свой маршрут по Невскому проспекту до здания № 56 «Торговый дом Елисеевых».
Это здание – еще один памятник модерна на Невском проспекте. Оно было построено по проекту архитектора Г.В. Барановского в 1901 -1903гг. В помещениях первого этажа располагается магазин, на втором этаже был – театральный зал, на третьем – ресторан.
- Что вам позволяет утверждать, что это яркий образец модерна?
- Обратите внимание, какие аллегорические скульптуры украшают здание фасада?
- Как вы думаете, какой смысл они в себе несут?
Зайдите в магазин. Что сразу привлекло ваше внимание?
- Какие декоративные элементы присутствуют в оформлении торгового зала?
- Спросите у своих родных, что изменилось в здании после реставрации залов?
- Присутствует ли дух модерна, по вашему мнению, в интерьерах магазина, почему вы так считаете?
- Сфотографируйте те части интерьера торгового зала, которые по вашему мнению особенно ярко представляют эпоху того времени.
- Сравните торговый дом «Зингер» и «Дом Елисеевых». Найдите сходства и различия в представленных вам архитектурных зданиях.
2 часть занятия
Урок – дискуссия: презентации, рисунки, планы - схемы, таблицы, выпуск видеоролика.
Заключительная работа
Подведение итогов:
-Какие идеи времени нашли отражения в стиле модерн?
-Как проявил себя стиль модерн в искусстве Петербурга?
-Каким образом стиль модерн находит отражение в окружении человека – интерьерах, фасадах жилых домов, предметов того времени?
-Способен ли стиль повлиять на облик человека, его мировоззрение – его внешний вид, манеру поведения и как сам человек способен повлиял на формирующейся новый стиль?
- Какие характерные черты позволяют вам утверждать, что модерн является новейшим стилем на рубеже веков?
Домашнее задание:
1. Какие объекты Санкт – Петербурга могут ярко охарактеризовать стиль модерн как самостоятельную часть городского пространства?
2. Какими источниками информации по вашему мнению можно было бы еще воспользоваться, чтобы расширить свое представление о мировоззрении человека того времени?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект «Мы едем в Санкт-Петербург!»
Эти осенние каникулы мы решили посвятить знакомству с родным городом. Отправиться «образовательное путешествие». Для многих людей такая поездка стоит больших денег и усилий. Нам же это удовольст...
Маршрут образовательного путешествия по Московскому району Санкт-Петербурга
Образовательное путешествие - один из способов привлечь учащихся к изучению культурного наследия своего города. Особенность методики заключается в том, что основной целью путешествия становится ...
Адаптация коллектива образовательного учреждения к инновациям в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения (презентация к педагогическому совету)
Каждое новое поколение предъявляет учителю новые требования, и он становится современным учителем лишь в том случае, если он умеет учиться у своих учеников.(Ю.И. Латышев)...
Статья "ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ, МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ"
ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ, МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ...
Методическая разработка внеурочного занятия: Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге» ( 5 класс)
Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Учащиеся выполняют задания в ходе образовательной прогулки и знакомятся с объектами города-музея Санкт-Петербурга, которые напоминают о наследи...
Технология организации преемственности в школе, как условие получения нового образовательного результата, нового образовательного результата
Программа "Преемственность"Цель программы: обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса....
Новые образовательные стандарты в преподавании изобразительного искусства
Выступление на районном методическом объединении...