Дополнительная образовательная общеобразовательная программа по краеведению "Мой Петербург"
рабочая программа по краеведению (9, 10, 11 класс)
Отличительная особенность программы заключается в личностном осмыслении учащимися событий истории родного города как событий собственной истории, в создании на занятиях особой атмосферы «мира искусства».
Адресат программы: учащиеся 9-11классов, имеющие начальные знания по истории своего Отечества, интересующиеся краеведением и стремящиеся расширить свой кругозор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_moy_peterburg.docx | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мой Петербург»
Возраст учащихся: 15-17 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Чернышева Ольга Ивановна, педагог-организатор
Пояснительная записка
Программа «Мой Петербург» направлена на развитие у детей способностей к самостоятельному осмыслению событий, связанных с родным городом, приобщение к истории родного края и имеет туристско-краеведческую направленность.
Актуальность программы
В последнее десятилетия в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. С одной стороны – это дань моде, попытка заполнить пробел, образовавшийся в результате деидеологизации образовательного процесса. В тоже время интерес к краеведению продиктован объективными потребностями общества, необходимостью формирования личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего отечества. В Санкт-Петербурге краеведческое образование приобретает особую ценность. Наш город – центр мировой и отечественной культуры – предоставляет человеку огромные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного совершенствования.
Вот почему образовательная программа «Мой Петербург» направленная на изучение культурного и исторического наследия нашего города является актуальной. Содержание программы направлено на решение основных задач, стоящих сегодня перед педагогом – научить ребенка учиться, адаптироваться к переменам, ориентироваться в потоке информации, обеспечить развития способностей «разного ученика»: талантливого, с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, мигранта. Программа решает одну из основных задач дополнительного образования, обозначенных в Концепции развития дополнительного образования детей - формирование мотивации к познанию, приобщению детей к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Формируя у учащихся интерес к истории и культуре города, исследовательско-краеведческой деятельности, педагог учит их «добывать» информацию, изучая не только художественную и специальную литературу, но и используя интернет-ресурсы, средства массовой информации в широком смысле. Разнообразие способов получения информации, большой выбор объектов для изучения дают возможность каждому ребенку освоить программу в полном объеме. Для учащихся, проявляющих выдающиеся способности, имеется возможность выбора индивидуальных маршрутов обучения, наиболее сложных или малоизвестных объектов для изучения.
Отличительная особенность программы заключается в личностном осмыслении учащимися событий истории родного города как событий собственной истории, в создании на занятиях особой атмосферы «мира искусства».
Адресат программы: учащиеся 9-11классов, имеющие начальные знания по истории своего Отечества, интересующиеся краеведением и стремящиеся расширить свой кругозор.
Цель программы - создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения учащихся через изучение культурного наследия Санкт-Петербурга.
Задачи программы:
Развивающие:
- развить познавательный интерес к жизни и историческому прошлому города;
- развить память, внимание, речь, воображение, фантазию;
- развить интерес к исследовательской деятельности;
- развить творческую активность учащихся;
- развитие коммуникативной культуры, умения общаться с разными возрастными категориями;
Обучающие:
- способствовать усвоению исторических, географических, этнографических, эстетических, искусствоведческих, социологических знаний о городе;
- научить распознавать стилистические особенности различных периодов развития города;
- научить «читать» различные архитектурные стили и музейные экспозиции;
- познакомить с содержанием наиболее известных исследований о Петербурге и главных краеведческих источников;
- познакомить с возможными путями продуктивного и бережного взаимодействия с родным городом;
- научить ориентироваться в памятных местах города и в самом городе;
- сформировать навыки многоплановости оценочных суждений, исследовательской деятельности, умение анализировать и обобщать информацию
Воспитательные:
- сформировать устойчивую потребность и навык общения с памятником, музеем;
- сформировать познавательный интерес к жизни Санкт-Петербурга и пригородов;
- воспитать нравственные чувства: гордость за свой край, уважение к предкам и согражданам, чувство сопричастности к судьбе Петербурга и пониманию необходимости бережно относиться к его наследию.
Условия реализации программы
Объем и срок реализации: продолжительность образовательного процесса – 144 часа, 1 год.
Условия набора и формирования групп: формирование групп (до 15 человек) происходит с начала учебного года в течение 1 недели (2 занятия).
Формы организации деятельности: в зависимости от задач, стоящих перед педагогом на занятии, выбирается адекватная форма деятельности с учащимися (фронтальная, групповая, индивидуальная).
Формы и методы занятий, используемые при реализации программы: лекции, беседы, практические и исследовательские работы, элементы дистанционного обучения, индивидуальная работа с учащимися, экскурсии, зачеты, занятия-игры, проектные занятия и другие.
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа в каждом занятии, с перерывом 5 минут между часами. Для занятий используется кабинет с партами и многообразными техническими средствами обучения.
Кадровое обеспечение:занятия проводят педагоги дополнительного образования отдела краеведения и музееведения, имеющие профильное образование.
Материально-техническое оснащение: мультимедийная установка (компьютер и проектор), экран, столы, стулья, настенные карты города, атласы Санкт-Петербурга.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости и ответственности за свой город, за его будущее;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (умение работать с историческими текстами, наглядным материалом, различными картами, умение ориентироваться в городском пространстве);
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Использование различных способов поиска (в литературных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Предметные результаты:
- Умение указывать хронологически рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, знание важнейших исторических событий и умение соотносить их с памятниками наследия;
- Понимание и освоение петербургских традиций, умение разъяснять причины их появления;
- Знание биографий знаменитых петербуржцев, умение соотносить их с соответствующими памятниками культурного наследия;
- Знание символики Санкт-Петербурга (герба, гимна, флага);
- Понимание специфических петербургских понятий, таких как «морские ворота России», «бывшая столица», «культурная столица», «город-музей» и других;
- Приобретение начальных навыков проведения экскурсии по родному городу.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Раздел 1.Презентация программы Техника безопасности Вводное занятие. | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
2. | Раздел 2.Введение в курс «Мой Петербург» | 14 | 4 | 10 | Творческая работа |
3. | Раздел 3 «Петербург в 18 веке» Тема «Петровский Петербург» | 24 | 4 | 20 | Зачет |
4. | Раздел 3 «Петербург в 18 веке» Тема «Петербург в 1725-1740 годах» | 8 | 2 | 6 | Творческая работа |
5. | «Раздел 3 «Петербург в 18 веке» Тема «Золотое царство Елисавет» | 18 | 6 | 12 | тестирование |
6. | Раздел 3 «Петербург в 18 веке» Тема «Петербург в царствование Екатерины Великой» | 18 | 6 | 12 | Тестирование |
7. | Раздел 3 «Петербург в 18 веке» Тема «Петербург времен Павла Первого» | 6 | 2 | 4 | Наблюдение |
8. | Раздел 4 «Петербург в 19 веке»Тема «Петербург первой четверти 19 века» | 10 | 2 | 8 | Реферат |
9. | Раздел 4 «Петербург в 19 веке» Тема «Петербург в 1825-1855 годах» | 12 | 2 | 10 | Тестирование |
10. | Раздел 4 «Петербург в 19 веке» Тема «Петербург в 1855-1890 годах» | 6 | 2 | 4 | Творческая работа |
11. | Раздел 5. «Санкт-Петербург в 20 веке» Тема «Петербург-Петроград в 1900-1917 годах» | 8 | 2 | 6 | Зачет |
12. | Раздел 5. «Санкт-Петербург в 20 веке» Тема «Ленинград-Санкт-Петербург в 1920-2000-х годах». Подведение итогов. | 14 | 4 | 10 | Анкетирование |
Всего | 144 | 37 | 107 |
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
к программе «Мой Петербург»
на 2019-2020 учебный год
ФИО педагога | Год обучения | № группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Мой Петербург»
Задачи программы:
Обучающие:
- способствовать усвоению исторических, географических, этнографических, эстетических, искусствоведческих, социологических знаний о городе;
- научить распознавать стилистические особенности различных периодов развития города;
- научить «читать» различные архитектурные стили и музейные экспозиции;
- познакомить с содержанием наиболее известных исследований о Петербурге и главных краеведческих источников;
- познакомить с возможными путями продуктивного и бережного взаимодействия с родным городом;
- научить ориентироваться в памятных местах города и в самом городе;
- сформировать навыки многоплановости оценочных суждений, исследовательской деятельности, умение анализировать и обобщать информацию
Развивающие:
- развить познавательный интерес к жизни и историческому прошлому города;
- развить память, внимание, речь, воображение, фантазию;
- развить интерес к исследовательской деятельности;
- развить творческую активность учащихся;
- развитие коммуникативной культуры, умения общаться с разными возрастными категориями;
- развить интерес учащихся к выбранному ими профилю деятельности.
Воспитательные:
- сформировать устойчивую потребность и навык общения с памятником, музеем;
- сформировать познавательный интерес к жизни Санкт-Петербурга и пригородов;
- воспитать нравственные чувства: гордость за свой край, уважение к предкам и согражданам, чувство сопричастности к судьбе Петербурга и пониманию необходимости бережно относиться к его наследию.
Содержание программы
Раздел 1.
Презентация программы.
Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория. Представление программы «Мой Петербург». Цели и задачи программы «Мой Петербург». Правила поведения во время образовательного процесса. Знакомство с техникой безопасности во время учебных занятий.
Практика. Игра на знакомство с детьми
Раздел 2. «Введение в курс «Мой Петербург»
Теория:
«Блистательный Санкт-Петербург». Зачем изучать историю Санкт-Петербурга?
Художественный образ Петербурга. Имя города.
Первые города мира, отличие города от других видов поселения. Теория «идеального города».
Божество местности. GeniusLoci Петербурга. Что такое «божество местности»? Историки о GeniusLoci.
Москва и Петербург. Сопоставление истории, планиметрии, топонимии, особенностей природы, социальных аспектов жизни двух великих российских городов.
Петербург-город мира. Истоки Петербурга. Знакомство с городами и странами, чья планиметрия, архитектура и культура стала для нашего города образцом. Петербург-город русский и европейский одновременно.
Голландский Петербург. Изучение голландского «следа» в истории, планиметрии, архитектуре и культуре Санкт-Петербурга.
«Душа Петербурга» Н.П. Анциферова.
Петербург и его небесные покровители. Александр Невский, Исаакий Далмацкий. Ксения Петербургская. Иоанн Кронштадский.
Практика:
Интервью с обучающимися на тему «Мой любимый уголок города».
Чтение наизусть любимых и собственных стихов (прозы) о Петербурге, представление коллажей на тему «Мой Петербург».
Составление сравнительной таблицы (город-село)
Выполнение творческой работы «Божество местности любого районаПетербурга». Составление словаря москвича и петербуржца.
Нахождение на карте современного города участков, которые были спроектированы под влиянием культуры других стран и городов.
Игра «Угадай-ка» (египетские, греческие, китайские, древнерусские мотивы в Петербурге).
Работа с текстами книги Н.Анциферова «Душа Петербурга».
Составление маршрута экскурсии по городу «Небесные покровители Петербурга».
Раздел 3. «Петербург в 18 веке»
Тема 3.1 «Петровский Петербург».
Теория:
Допетербургское прошлое приневских земель.
Иконография Петербурга петровской поры.
Первые дома, первые планы Петербурга, Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини.
«Красные хоромцы». Двенадцать коллегий.
Петербург первые 10 лет своего существования. Ассамблеи.
Петр Первый-творец Петербурга. Судьба и личность Петра Великого. Петр великий в воспоминаниях современников. Легенды, исторические «анекдоты», «гистории».
Лики Петра Первого. Памятники Петру Первому в Петербурге («Прадеду-правнук», «Медный всадник», Петр М.Шемякина).
Санкт-Петербургская Петропавловская крепость.
Александро-Невская лавра.
«Птенцы гнезда Петрова». Александр Данилович Меншиков. Меншиковский дворец.
Первый музей Петербурга. Кунсткамера.
Летний сад. Страницы истории. Скульптура Летнего сада.
Петергоф.
Практика:
Выполнение контурной карты «допетербургское прошлое приневских земель».
Описание гравюр Петербурга Алексея Зубова. Сравнение современных и исторических карт города.
Нанесение на контурную карту памятников петровской поры.
Составление сравнительной таблицы «Памятники Петру Первому» (групповая работа)
Написание эссе «Петр Великий?»
Вычерчивание схемы Петропавловской крепости. Заучивание местоположения элементов крепости (работа в парах).
Заучивание наизусть стихотворения А.Ахматовой «Я к розам хочу…», рисование двух оград Летнего сада.
Составление маршрута прогулки по Летнему саду.
Изучение элементов танцев петровской поры.
Тема 3.2 «Петербург в 1725-1740-х годах»
Теория:
Петербург в годы правления Екатерины Первой.
Петербург в годы правления Петра Второго.
Петербург в 1725-30-х годах. Картины городской жизни. Топография города. Культурная жизнь столицы. Ледяной дом.
Архитектура аннинского Петербурга. Сампсониевский собор, церковь Симеона и Анны, Пантелеймоновская церковь.
Бироновщина. Петр Михайлович Еропкин.
Практика: Сочинения-зарисовки «Я на свадьбе шутов в Ледяном доме», игра «На машине времени в 1740-ой год»
Составление фрагментов индивидуальных экскурсий по городу «Три церкви аннинской поры»
Тема 3.3 «Золотое царство Елисавет».
Теория:
Петербург в недолгое правление Анны Леопольдовны. Воцарение Елизаветы Петровны. Судьба «брауншвейгской фамилии». Иоанн Антонович.
Императрица Елизавета Петровна. Петербург времен Елизаветы. Архитектура, топография, топонимия. «Золотое царство» Елизаветы Петровны (Придворная жизнь, праздники).
Первый русский театр. Волков. Сумароков.
Наука в Петербурге. Михаил Васильевич Ломоносов.
Барокко в Петербурге. Этапы. ФранческоБартоломео Растрелли. Зимний дворец.
Музей Эрмитаж. Здания. Коллекции. История.
Смольный монастырь. История смольного воспитательного общества благородных девиц. Смольный институт. «Смолянки».
Царское село. История. События. Личности.
Царское село. Екатерининский, Александровский и Баболовский парки.
Строгановский, Воронцовский, Шереметевский, Аничков дворцы.
Савва Иванович Чевакинский. Никольский морской собор.
Практика:
Изучение танцев елизаветинской поры (Алиманда, менуэт). Подготовка творческих работ «Мой любимый зал Эрмитажа». Виртуальные экскурсии «Золотое царство в золотых дворцах», «Музей Эрмитаж», «Царское село».
Тема 3. 4 «Петербург в царствование Екатерины Великой».
Теория:
Петербург к 1761 году. Петербург в царствование Петра Федоровича. Личность и судьба императора. Дворцовый переворот 1762 года.
Екатерина Великая. Судьба и личность новой хозяйки Петербурга.
Петербург в 1761-1796 годах. Облик города. Топография, топонимия, благоустройство.
Классицизм в Петербурге. Этапы, памятники, архитекторы-творцы Петербурга. Ораниенбаум.
Антонио Ринальди. Мраморный дворец, история, обитатели.
Петербург, созданный Джакомо Кваренги.
«Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина - петербургская повесть.
Памятник Петру Первому «Медный всадник». Морис Этьен Фальконе.
Герои екатерининской поры в произведениях живописи и скульптуры. Памятник Екатерине Великой в Екатерининском саду.
Культурная жизнь Петербурга в конце 18 века. Театр.
Наука в Петербурге. Механик-самоучка Кулибин.
Практика:
Написание эссе «Я люблю (не люблю) классицизм за…»
Игра-представление «Живые картины», посвященная памятнику Екатерине Великой.
Чтение наизусть отрывков из поэмы «Медный всадник»
Реферирование старых петербургских газет, посвященных наводнению 1824 года.
Виртуальные экскурсии на тему «Ораниенбаум».
Тема 3. 5. «Петербург времен Павла первого».
Теория:
Павел первый-русский Гамлет. Петербург в 1796-1801 годах.
Михайловский замок. История, легенды.
Павловск императорский и великокняжеский (история, архитектура, события культурной жизни).
Гатчина (история, архитектура, события культурной жизни).
Практика:
Разработка плана экскурсии «Вокруг Михайловского замка»
Игра «В салоне Елены Павловны», посвященная Павловску.
Раздел 4. Петербург в 19 веке.
Тема 4. 1 «Петербург первой четверти 19 века»
Теория:
«Дней Александровых прекрасное начало». Картины городской жизни, быта горожан.
Александр первый, судьба и личность.
Архитектура Петербурга начала 19 века.
А.Н. Воронихин. Казанский собор, Горный институт.
Н.А. Львов - первый русский энциклопедист. Церковь «Кулич и пасха». Главпочтамт.
Ансамбль Стрелки васильевского острова. Тома де Томон.
Адмиралтейство. Морская слава России. Андриан Захаров.
К.И. Росси - «последний великий зодчий эпохи». Ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей. Елагин Дворец.
Наводнение 1824 года.
Легенда о старце Федоре Кузьмиче. Трагический финал царствования Александра.
Практика:
Работа с планами и картами города. Составление маршрутов экскурсий по Петербургу первой четверти 19 века. Игра- расследование «Приметы Казанского собора».
Тема 4.2 Петербург в 1825-1855 годах.
Теория:
Петербург 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов. Николай Первый. Судьба и личность. Общественная жизнь города, быт горожан, городское хозяйство Петербурга.
Пушкинский Петербург. Общественные развлечения. Театр. Пушкинские адреса и адресаты в Петербурге.
Петербуржец 19 века, каков он?
Дуэли. Дуэльный кодекс. Вопросы чести.
Петербургские женщины.
Салоны. А.И. Голицына. Н.П. Голицына.
Архитектура Николаевского Петербурга. Исаакиевский собор. Аничков мост.
Памятники русской военной славы. Нарвские ворота. Александровская колонна.
Поиски корней национальной культуры. Постановка оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки, художники – передвижники (Русский музей), русско-византийский стиль в архитектуре (К.Тон, Н.Ефимов)
Практика:
Написание эссе «Один день из жизни молодого человека пушкинской поры»
Игры, посвященные моде середины 19 века. «Вы поедете на бал?» и«Быть можно дельным человеком…»
Дискуссия на тему «Герои пушкинской поры. Взгляд современника».
Тема 4.3 «Петербург в 1855-1890-х годах»
Теория:
Петербургские события царствования Александра Второго. Развитие промышленности в городе, появление нового типа горожанина – наемного рабочего. «Питерщики».
Начало активной борьбы с самодержавием. «Народная воля». Убийство Александра второго.
Промышленная архитектура Петербурга. Путиловский завод. Строительство морского канала. Транспорт. Дороги. Коммунально-бытовое хозяйство.
Петербург Достоевского. Топография и топонимия города.
Эклектика в Петербурге. Доходные дома.
Церковь Воскресения Христова на Екатерининском канале («Спас-на-крови»).
Петербург на рубеже 19-20 веков. Благоустройство города, освещение, водоснабжение. Архитектура города, памятники.
Александр третий. Судьба и личность. Памятник П.Трубецкого на Знаменской площади.
Практика:
Образовательное путешествие «Петербург Достоевского» в городском пространстве (вокруг Сенной площади).
Разработка совместно с обучающимися виртуальных экскурсий в музее истории Петербурга, Центральном музее железнодорожного транспорта.
Раздел 5. «Санкт-Петербург в 20 веке»
Тема 5.1 «Петербург-Петроград в 1900-1917 годах»
Теория:
200-летие Петербурга. Общественная и культурная жизнь города.
Культура и искусство Петербурга начала 20 века. А.А.Ахматова, А.Блок. Таиров и Мейерхольд. Серебряный век петербургской культуры. Артистические кабаре.
Модерн в Петербурге-Петрограде.
Петербург в годы социальных потрясений и крушения империи.
Тема революционного Петрограда в изобразительном искусстве.
Николай Второй - последний русский царь. Убийство царской семьи.
Федоровский городок в Царском селе.
Гражданская война. Белая эмиграция. Ностальгия. Книга «Блистательный Петербург» Николая Агнивцева.
Практика:
Виртуальная экскурсия в музей «Вселенная воды».
Прогулка в уличный музей фонарей на Одесской улице.
Экскурсия в Александровский парк Царского Села.
Виртуальная экскурсия в Русский музей.
Заучивание наизусть любимых стихотворений Николая Агнивцева.
Тема 5.2 «Ленинград-Санкт-Петербург» в 1920-2000-х годах.
Теория:
Предвоенное строительство в Ленинграде. Ленинградцы 20-30-х годов.Годы сталинских репрессий в Ленинграде. Общественная и культурная жизнь города. План 1938-39 годов переноса центра города в южном направлении. Дом Советов.
Блокада Ленинграда.
Ленинград в 1950-1991 годах.
Санкт-Петербург - наш современник. Топография и топонимия современного Петербурга.
Московский район.
Проблемы современного города.
Практика:
Работа с планами и картами города.
Виртуальная экскурсия на мемориальное кладбище «Левашовская пустошь».
Дискуссия на тему «Петербуржец 21 века. Какой он?»
Составление перечня неформальных достопримечательностей Московского района.
Подведение итогов
ожидаемые результаты
Предметные:
- знание исторических, географических, этнографических, эстетических, искусствоведческих, социологических знаний о городе;
- умение распознавать стилистические особенности различных периодов развития города;
- умение «читать» различные архитектурные стили и музейные экспозиции;
- знание содержания наиболее известных исследований о Петербурге и главных краеведческих источников;
- знание возможных путей продуктивного и бережного взаимодействия с родным городом;
- умение ориентироваться в памятных местах города и в самом городе;
- навыки многоплановости оценочных суждений, исследовательской деятельности, умение анализировать и обобщать информацию
Метапредметные:
- познавательный интерес к жизни и историческому прошлому города;
- уровень развития память, внимание, речь, воображение, фантазию;
- интерес к исследовательской деятельности;
- творческая активность учащихся;
- коммуникативная культура, умения общаться с разными возрастными категориями;
- интерес учащихся к выбранному ими профилю деятельности.
Личностные:
- устойчивая потребность и навык общения с памятником, музеем;
- познавательный интерес к жизни Санкт-Петербурга и пригородов;
- нравственные чувства: гордость за свой край, уважение к предкам и согражданам, чувство сопричастности к судьбе Петербурга и пониманию необходимости бережно относиться к его наследию.
Календарно-тематическое планирование
на 2019/2020 учебный год
Программа: «Мой Петербург»
Год обучения: 1
Группа: ______________
Педагог дополнительного образования: ____________________________________
Условия реализации программы
Условия реализация ДООП | Условия реализации РП_КТП | |||
Срок реализации ДООП | 1 год | Год обучения по рабочей программе | ||
Возраст учащихся по ДООП | 12-15 | Возраст учащихся в текущем году | ||
Количество часов в году в соответствии с учебным планом на реализуемый год обучения (все варианты по ДООП) | 144 | Количество часов в текущем учебном году | ||
Режим занятий на реализуемый год обучения в соответствии с ДООП (все варианты) | 2 раза в неделю по 2 часа | Режим занятий текущего года обучения |
Распределение часов по разделам
Обозначения разделов | Название разделов | Количество часов по РП_КТП |
Р1. | Раздел 1. Презентация программы.Вводное занятие. Техника безопасности | 6 |
Р2 | Раздел 2. «Введение в курс «Мой Петербург» | 14 |
Р3. | Раздел 3. «Петербург в 18 веке» | 74 |
Р4. | Раздел 4. «Петербург в 19 веке» | 28 |
Р5. | Раздел 5. «Санкт-Петербург в 20 веке» | 22 |
Календарно-тематическое планирование по датам
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по факту | Даты занятий |
1 | Р.1.Презентация программы | 2 | ||
2 | Р.1.Презентация программы | 2 | ||
3 | Р.1.Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | ||
4 | Р 2. «Мой Петербург. Истоки». | 2 | ||
5 | Р 2. «Мой Петербург. Истоки». | 2 | ||
6 | Р 2. «Мой Петербург. Истоки». | 2 | ||
7 | Р 2. «Мой Петербург. Истоки». | 2 | ||
8 | Р 2. «Мой Петербург. Истоки». | 2 | ||
9 | Р 2. «Мой Петербург. Истоки». | 2 | ||
10 | Р 2. «Мой Петербург. Истоки». | 2 | ||
11 | Р.3 «Петровский Петербург». | 2 | ||
12 | Р.3 «Петровский Петербург». | 2 | ||
13 | Р.3 «Петровский Петербург». | 2 | ||
14 | Р.3 «Петровский Петербург». | 2 | ||
15 | Р.3 «Петровский Петербург». | 2 | ||
16 | Р.3 «Петровский Петербург». | 2 | ||
17 | Р.3 «Петровский Петербург». | 2 | ||
18 | Р.3 «Петровский Петербург». | 2 | ||
19 | Р.3 «Петровский Петербург». | 2 | ||
20 | Р.3 «Петровский Петербург». | 2 | ||
21 | Р.3 «Петровский Петербург». | 2 | ||
22 | Р.3 «Петровский Петербург». | 2 | ||
23 | Р.3 «Петербург в 1725-1740-х годах» | 2 | ||
24 | Р.3 «Петербург в 1725-1740-х годах» | 2 | ||
25 | Р.3 «Петербург в 1725-1740-х годах» | 2 | ||
26 | Р.3 «Петербург в 1725-1740-х годах» | 2 | ||
27 | Р.3 «Золотое царство Елисавет». | 2 | ||
28 | Р.3 «Золотое царство Елисавет». | 2 | ||
29 | Р.3 «Золотое царство Елисавет». | 2 | ||
30 | Р.3 «Золотое царство Елисавет». | 2 | ||
31 | Р.3 «Золотое царство Елисавет». | 2 | ||
32 | Р.3 «Золотое царство Елисавет». | 2 | ||
33 | Р.3 «Золотое царство Елисавет». | 2 | ||
34 | Р.3 «Золотое царство Елисавет». | 2 | ||
35 | Р.3 «Золотое царство Елисавет». | 2 | ||
36 | Р.3 «Петербург в царствование Екатерины Великой». Техника безопасности. (первое занятие в январе) | 2 | ||
37 | Р.3 «Петербург в царствование Екатерины Великой». | 2 | ||
38 | Р.3 «Петербург в царствование Екатерины Великой». | 2 | ||
39 | Р.3 «Петербург в царствование Екатерины Великой». | 2 | ||
40 | Р.3 «Петербург в царствование Екатерины Великой». | 2 | ||
41 | Р.3 «Петербург в царствование Екатерины Великой». | 2 | ||
42 | Р.3 «Петербург в царствование Екатерины Великой». | 2 | ||
43 | Р.3 «Петербург в царствование Екатерины Великой». | 2 | ||
44 | Р.3 «Петербург в царствование Екатерины Великой». | 2 | ||
45 | Р.3 «Петербург времен Павла первого». | 2 | ||
46 | Р.3 «Петербург времен Павла первого». | 2 | ||
47 | Р.3 «Петербург времен Павла первого». | 2 | ||
48 | Р.4 «Петербург первой четверти 19 века» | 2 | ||
49 | Р.4 «Петербург первой четверти 19 века» | 2 | ||
50 | Р.4 «Петербург первой четверти 19 века» | 2 | ||
51 | Р.4 «Петербург первой четверти 19 века» | 2 | ||
52 | Р.4 «Петербург первой четверти 19 века» | 2 | ||
53 | Р.4 «Петербург в 1825-1855 годах.» | 2 | ||
54 | Р.4 «Петербург в 1825-1855 годах.» | 2 | ||
55 | Р.4 «Петербург в 1825-1855 годах.» | 2 | ||
56 | Р.4 «Петербург в 1825-1855 годах.» | 2 | ||
57 | Р.4 «Петербург в 1825-1855 годах.» | 2 | ||
58 | Р.4 «Петербург в 1825-1855 годах.» | 2 | ||
59 | Р.4 «Петербург в 1855-1890-х годах» | 2 | ||
60 | Р.4 «Петербург в 1855-1890-х годах» | 2 | ||
61 | Р.4 «Петербург в 1855-1890-х годах» | 2 | ||
62 | Р.5 «Петербург-Петроград в 1900-1917 годах» | 2 | ||
63 | Р.5 «Петербург-Петроград в 1900-1917 годах» | 2 | ||
64 | Р.5 «Петербург-Петроград в 1900-1917 годах» | 2 | ||
65 | Р.5 «Петербург-Петроград в 1900-1917 годах» | 2 | ||
66 | Р.5 «Ленинград-Санкт-Петербург» в 1920-2000-х годах | 2 | ||
67 | Р.5 «Ленинград-Санкт-Петербург» в 1920-2000-х годах | 2 | ||
68 | Р.5 «Ленинград-Санкт-Петербург» в 1920-2000-х годах | 2 | ||
69 | Р.5 «Ленинград-Санкт-Петербург» в 1920-2000-х годах | 2 | ||
70 | Р.5 «Ленинград-Санкт-Петербург» в 1920-2000-х годах | 2 | ||
71 | Р.5 «Ленинград-Санкт-Петербург» в 1920-2000-х годах | 2 | ||
72 | Р.5 Подведение итогов. | 2 | ||
Всего: | 144 |
План воспитательной работы
№ | Название мероприятия | Место проведения | Дата проведения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. |
Оценочные и методические материалы
к программе «Мой Петербург»
Методическое обеспечение
№ п\п | Раздел программы | Форма проведения занятий | Приемы, методы, технологии организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1. | Презентация программы. | Презентация | Беседа, информирование | Электронная презентация, буклеты | Наблюдение |
2. | «Введение в курс «Мой Петербург» | Беседа, игра, виртуальная экскурсия, дискуссия | игровые технологии; тестовые технологии; технологии проектного обучения; компьютерные технологии | Лекционные материалы Электронные образовательные ресурсы Разработки игр. Сценарии краеведческих мероприятий, образовательных путешествий | Начальная диагностика |
3. | «Петербург в 18 веке» | Беседа, игра, виртуальная экскурсия, дискуссия | технологии развивающего обучения: технологии проблемного обучения; игровые технологии | Лекционные материалы Электронные образовательные ресурсы Разработки игр. Сценарии краеведческих мероприятий, образовательных путешествий | Текущий контроль |
4. | «Петербург в 19 веке» | Беседа, игра, виртуальная экскурсия, дискуссия | Игровые технологии технологии проектного обучения; компьютерные технологии технологии развивающего обучения: | Лекционные материалы Электронные образовательные ресурсы Разработки игр. Сценарии краеведческих мероприятий, образовательных путешествий | Текущий контроль |
5. | «Петербург в 20 веке» | Беседа, игра, виртуальная экскурсия, дискуссия | технологии проектного обучения; игровые технологии тестовые технологии технологии развивающего обучения: | Лекционные материалы Электронные образовательные ресурсы Разработки игр. Сценарии краеведческих мероприятий, образовательных путешествий | Итоговый контроль |
Информационные источники
Список литературы для педагога
- «Зодчие Санкт-Петербурга» 19-начало 20 века составитель В.Г. Исаченко. Лениздат, 2000.- 715 с
- «Зодчие Санкт-Петербурга» 20 век, составитель В.Г. Исаченко, Лениздат , 2000, -600 с.
- Энциклопедия «Три века Санкт-Петербурга» (энциклопедия в трех томах) издательский центр «Академия», Москва, 2003.-668с
- Санкт-Петербург 20-21 век. Что? Где? Когда? Сборник.- СПб. : Паритет, 2008.-464с
- Санкт-Петербург. 300 лет истории. Сборник. - Санкт-Петербургский институт истории РАН, 2003.-760с
- Б.М. Кириков, М.С. Штиглиц. Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. Санкт-Петербург: Коло, 2008.-384с.
- Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград в русской поэзии. Антология.-СПб. Лимбус Пресс, 1999.-672с.
Список литературы для обучающихся и родителей
- Н. Авсеенко. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинах.- Санкт-Петербург, Сотис, 2003 .- 230с.
- «Душа Петербурга: Петербург в произведениях русских писателей 19 века.-Спб, Лениздат. 1996, -239с.
- Е.В.Дмитриева. Санкт-Петербург. Культура и быт: Пособие по истории города с заданиями и текстами. -СПб: КОРОНА принт, 2005.-384с
- Даринский А.В., Старцев В.И.. История Санкт-Петербурга. 20 век.: учебное пособие-СПб:Фирма «Глагол», 1997.-176с.
Интернет источники
- Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
2. Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
3. Живой город http://www.save-spb.ru/
4.Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
.5 Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
7.Книги о Санкт-Петербурге http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
8.Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
9.Метрополитен Санкт-Петербурга http://www.karta-metro.ru/peter/
10. Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
11. Московский вокзал http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTURE_ID=5066
12. Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
Музей политической истории http://www.polithistory.ru/
Нева. Сайты о Санкт-Петербурга http://www.nevariver.ru/links.php
Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru/
Петербург в деталях http://www.oldpeterburg.ru/
Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus
13.Петербург интерактивная карта http://peterburg2.ru/map/
14. Петербургский генеалогический портал http://www.petergen.com/
15. Питермания http://www.pitermania.ru/history/51-istorija-sankt-peterburga.html
16. Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru/
17. Проект Санкт-Петербурга http://ru.wikipedia
18. Санкт-Петербурга. Открытый город http://www.st-petersburg.ru/about/history/
19. Санкт-Петербурга. Северный лес http://www.northern-forest.ru/ru/spb/spbhistory
20. Фото сайт Санкт-Петербурга http://spbcity.info/
21. Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/
22. Экскурсионный Петербург http://www.gidspb.ru/
24. 23. Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/index.php
25. Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm
26. http://www.citywalls.ru/-сайт для преподавателей и интересующихся историей и культурой Петербурга
27. http://www.etovidel.net/sights/city/saint-petersburg Неформальные достопримечательности Петербурга
28. http://walkspb.ru/ Прогулки по Петербургу
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Способы отслеживания результатов
Управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, а также итоговую аттестацию. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде викторин, защиты проектов, творческого проектов участия в конкурсах по окончании каждой темы.
Итоговая аттестация проводится в форме теста, игры или защиты итогового проекта
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
Формы контроля:
- диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего и итогового контроля;
- презентации проектов учащихся;
- выставки рисунков и фотографий учащихся;
- анкетирование и тестирование.
- подготовка индивидуальных зачетных и исследовательских работ
Критерии оценки результативности
Критерии оценки результативности складываются из количественных и качественных показателей, которые оцениваются по 5
К качественным показателям относятся
предметная компетентность
Знание основных исторических этапов в развитии Санкт-Петербурга
Умение определять архитектурные стили различных зданий
Овладение навыками экскурсионной деятельности
Овладение навыками работы с планами и картами города
Знание основных достопримечательностей Санкт-Петербурга
Знание символов Санкт-Петербурга
метапредметная компетентность
Умение договариваться и приходить к общему решению в результате совместной
деятельности
Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Умение осуществлять поиск необходимой информации
личностные характеристики
Наличие собственного мнения, отсутствие боязни высказывать своё собственное мнение
Ответственность за свои дела, поведение и поступки
К количественным показателям
Личные достижения в играх, викторинах, конкурсах
Способы фиксации результативности
Карта отслеживания результатов (Приложение 1)
Приложение 1
СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для проведения предварительного учета знаний предлагается использовать карту отслеживания результативности.
№ | ФИО учащегося | Средний показатель |
| ||||||||||||||
Возраст | |||||||||||||||||
Показатели | |||||||||||||||||
1. Предметная компетентность | |||||||||||||||||
1 | Знание основных исторических этапов в развитии Санкт-Петербурга | ||||||||||||||||
2. | Умение определять архитектурные стили различных зданий | ||||||||||||||||
3. | Овладение навыками экскурсионной деятельности | ||||||||||||||||
4. | Овладение навыками работы с планами и картами города | ||||||||||||||||
5. | Знание основных достопримечательностей Санкт-Петербурга | ||||||||||||||||
6. | Знание символов Санкт-Петербурга | ||||||||||||||||
| Итого | ||||||||||||||||
2.Метапредметная компетенция | |||||||||||||||||
1. | Умение договариваться и приходить к общему решению в результате совместной деятельности | ||||||||||||||||
2. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | ||||||||||||||||
3. | Умение осуществлять поиск необходимой информации | ||||||||||||||||
4. | Умение учитывать разные точки зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||||||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||
3. Личностные характеристики | |||||||||||||||||
1 | Наличие собственного мнения, отсутствие боязни высказывать своё собственное мнение | ||||||||||||||||
2 | Ответственность за свои дела, поведение и поступки | ||||||||||||||||
4. Количественные характеристики | |||||||||||||||||
1 | Личные достижения в играх, викторинах, конкурсах | ||||||||||||||||
2. | Количество мероприятий, в которых участвовал | ||||||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||
Итого по каждому учащемуся |
Шкала оценки результативности
3 балла - у учащегося сформировано умение (знание, компетенция) в полной мере
2 балла - у учащегося частично сформировано умение (знание, компетенция)
1 балл - у учащегося в незначительной степени сформировано умение (знание, компетенция)
0 баллов - у учащегося не сформировано умение (знание, компетенция)
Критерии оценки исследовательских краеведческих работ
- четкость формулировок целей и задач исследования
- обоснованность выбора темы, ее актуальность и значимость
- степень раскрытия темы
- логичность изложения, содержательность работы. Грамотность
- краеведческий характер и новизна исследования, личный вклад в изучение темы
- соответствие полученных результатов исследования поставленным целям и задачам
- использование в работе научно-справочных материалов
-оформление работы (титульный лист, техническое исполнение, иллюстрации)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В презентации рассматриваются методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образова...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства (платные образовательные услуги) «музицирование» («Фортепиано для взрослых») Срок реализации программы 2 года
Программа «Фортепиано для взрослых» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание условий для приобретения им опыта исполнительской практики,...