Доклад на тему Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории
методическая разработка по теме

Ооржак Солангы Сергеевна

     Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приемов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводятся в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создает у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы и контраргументы, играть разнообразные роли.

      Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках истории и обществознания пока преобладают два основных источника информации – учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного, быстро меняющегося мира.

       Поэтому одной из основных задач учителя истории в школе – подвести ученика к пониманию того, что история – это обобщённый опыт человечества, опыт, которым мы должны научиться пользоваться.

Важно, чтобы, узнав что-то новое, подросток задал себе вопросы: что я сегодня узнал? Что это значит для меня лично?  Главное – научить их задумываться о смысле изучаемого содержания, преобразовывать теорию в жизненный опыт. Поэтому задачей до профессионального исторического образования становится не только изучение факторов, явлений и процессов в развитии общества, но также формирование знаний учащихся о самом себе и использование ими социального опыта с целью самостоятельного решения проблем. Главная цель для учителя – достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу  и  обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего  развития личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технология учителя истории45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад

на тему

«Развитие познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»

(Из опыта работы)

Подготовила учитель истории

МБОУ СОШ с. Дон-Терезин

Чапчын С.С.

     Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приемов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводятся в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создает у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы и контраргументы, играть разнообразные роли.

      Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках истории и обществознания пока преобладают два основных источника информации – учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного, быстро меняющегося мира.

       Поэтому одной из основных задач учителя истории в школе – подвести ученика к пониманию того, что история – это обобщённый опыт человечества, опыт, которым мы должны научиться пользоваться.

Важно, чтобы, узнав что-то новое, подросток задал себе вопросы: что я сегодня узнал? Что это значит для меня лично?  Главное – научить их задумываться о смысле изучаемого содержания, преобразовывать теорию в жизненный опыт. Поэтому задачей до профессионального исторического образования становится не только изучение факторов, явлений и процессов в развитии общества, но также формирование знаний учащихся о самом себе и использование ими социального опыта с целью самостоятельного решения проблем. Главная цель для учителя – достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу  и  обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего  развития личности.

       Надо стремиться к тому, чтобы каждый урок стал для школьника, с одной стороны, открытием своих возможностей, а с другой – расширял собственные представления об окружающей действительности.

      Современный урок должен быть прежде всего эффективным по содержанию и достаточно ярким и запоминающимся. Эффективность урока определяется его результатами в образовании,  воспитании и развитии учащихся, достигнутыми при  рациональной, без перегрузки, затрате времени и усилий учителя и учащихся.

      Исходя из общешкольной проблемы я работаю над проблемой

«Развития познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания» через комплекс решаемых задач:

-1-

  1. Развитие личностного потенциала учащихся, их способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации.
  2. Развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору, способности выбирать свой образовательный и жизненный маршрут, способ поведения в конкретных ситуациях и в различных областях деятельности.
  3. Научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем, формировать историческое мышление: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, кино, библиотеки, компьютерные образовательные программы, средства массовой информации); разным способам работы с учебной книгой.
  4. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории человечества, своей страны и их культуре.
  5. Стимулировать процесс гуманизации личности подростка, формировать качества, которые общество хотело бы видеть у выпускника школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими.

Для решения этих задач в своей работе я использую различные методы и формы работы, пользуюсь новыми учебниками, методической литературой, периодической печатью.

 Каждый свой урок я начинаю с короткого рассказа о событиях, которые произошли в разные годы в этот день в России и зарубежных странах. Привлекаю к урокам материалы периодической печати, приучаю ребят смотреть информационные программы.

    Анализ затруднений учащихся по истории, показывает, что главной причиной отставания является не наличие пробелов в

знании предшествующего материала, а неподготовленность к изучению истории и применению полученных знаний.

    У отстающих школьников отсутствуют или находятся на низком уровне навыки аудирования, чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексе логические части и главную мысль, пересказывать, самостоятельно составлять рассказ на основе прочитанного, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос.

     Поэтому я стремлюсь формировать у учащихся умения выделять в изучаемом материале самое главное, существенное.

-2-

Для этого на уроках часто использую такие задания как, самостоятельно выделить главное в тексте учебника, составить развёрнутый или простой план, или краткий опорный конспект,

что имеет важное значение для развития мышления.

Для активизации познавательной активности учащихся и их интереса к предмету на уроках использую дидактические игры:

  1. Словарное лото.
  2. Хронологическое лото.
  3. Словарная дуэль.
  4. Хронологическая дуэль.
  5. Словарная или хронологическая разминка.
  6. Словарный аукцион.
  7. Угадай слово.
  8. Светофор.
  9. Разгадай кроссворд.

Эти игры я провожу как на уроках-практикумах, уроках закрепления, обобщения и проверки знаний, так и на обычных комбинированных уроках. Немало внимания уделяю словарной работе, с целью выявления значения  исторических понятий и терминов, развития навыков правильности написания и произношения. Для этого кроме дидактических игр провожу исторические и словарные диктанты.

        Немаловажную роль в развитии мышления и познавательной активности учащихся играет написание реферата, подготовка докладов и сообщений. Эти виды задания я чаще всего использую в старших классах (1-2 за учебный год), хотя обучение к этим видам работ всегда начинаю с учащихся 7 класса. Для того чтобы научить детей  составлять и писать рефераты и доклады, прежде всего я их знакомлю со всеми нормами и требованиями к работам, помогаю подбирать необходимый материал, составлять список литературы. Выполнение этих заданий приучает  старшеклассников к ответственности и готовит их к продолжению обучения в других учебных заведениях

          С 2001 г. в Российской Федерации проходит эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме стандартизированной процедуры - так называемого тестирования, это стало серьезным испытанием и для учителя истории, и для выпускников. Методика тестирования была введена 10 лет назад, еще до начала эксперимента и стала внедряться в практику в качестве контроля знаний учащихся. Чтобы получить высокие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Для этого учителям надо овладеть определенными приемами использования тестов в текущем, рубежном и итоговом контроле знаний и умений учащихся. Педагогам необходимо понять принципы построения тестов, их цели и свойства, уметь отличать качественные тесты от некачественных. Глубокое понимание особенностей тестов как формы контроля знаний и умений учащихся позволит учителю сформировать

-3-

психологическую устойчивость к выполнению заданий у школьников.

       Почти на каждом своем уроке я использую тесты в качестве проверки знаний учащихся по определенным темам, тем самым помогаю привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность в себе (особенно учащимся старших классов).  Поэтому необходимо расширять кругозор школьников, учить ориентироваться в современных общественных проблемах ( определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, а также оценивать свои действия – и индивидуальные, и в группе.

-4-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания с применением интерактивных технологий

Применение современных технологий для развития интереса учащихся к предметам история и обществознание....

Обобщение опыта работы по теме "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики".

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики на основе использования элементов современных образовательных технологий и нетрадиционных форм обучения...

Развитие познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания.

В материале раскрываются технологии нетрадиционного обучения...

Доклад на тему «Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в свете введений ФГОС»

Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в свете введений ФГОС»...

Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: «Развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии».

*Влияние на познавательный интерес  учащегося осуществляет влияние и на успеваемость обучения и на всю личность школьника в целом.Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании  ег...

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы"

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы" на школьном методическом объединении естественно-математическог...

Доклад «Формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии»

laquo;Скажи мне, и я забуду;Покажи мне, и я, может быть, запомню,Вовлеки меня, и я пойму.»Конфуций (450 г. до н.э.)   В последнее время у современных учеников можно наблюдать изменени...