Дидактические многомерные инструменты как метод организации повторительно-обобщающих уроков
методическая разработка (11 класс) на тему

Дзидзадзе Елена Анатольевна
—Дидактические  многомерные
 инструменты  как метод организации повторительно-обобщающих уроков

выступление на заседании МПК

Попытка на примерах практической работы учителя показать возможность использования дидактических многомерных инструментов. Считаю, что эта технология может активно использоваться на уроках истории и обществознания в старшей школе.

документ "Россия, СССР в 1920-е гг."показывает образец многомерной таблицы, заполняя которую учащиеся разрабатывают данную тему. Документ "Работа детей в документе "Россия, СССР в 1920 е гг" иллюстрирует, как заполняется подобный документ учениками.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические многомерные инструменты как метод организации повторительно-обобщающих уроков

Слайд 2

В основе разработки лежит ряд специальных технологических принципов Расщепление – объединение элементов в систему Координация и полидиалог внешнего и внутреннего планов Многомерность представления и анализа знаний

Слайд 3

Расщепление – в основе многомерных смысловых пространств Изучаемая тема представляет собой неструктурированное пространство знаний Расщепление на смысловые группы Смысловые группы расщепляются на части по заданному основанию Части смысловых групп преобразуются в гранулы – опорные узлы Координация опорных узлов в радиальных направлениях , материализация радиальных силовых линий – координат – как измерителей многомерного смыслового пространства Выявление связей и отношений между опорными узлами, появление круговых «силовых линий»

Слайд 4

Многомерное моделирование знаний позволяет: Создать образ-модель в свернутой форме ( новое моделирование проблемного поля) К описательному уровню изложения материала добавляется объяснительный (причинно-следственные связи) Укрупнение дидактических единиц , интеграция знаний путем создания координат «пространство – время» Структура учебного процесса дополняется этапом переживания научного знания в художественно- эстетической форме Структура учебного процесса дополняется этапом оценивания научного знания

Слайд 5

ЧЕЛОВЕК БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО ИНДИВИД Биологическое строение Процессы функционирования организма Психические особенности СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО ЛИЧНОСТЬ мораль ценности идеалы мировоззрение самосознание н абор ролей ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Виды деятельности Структура деятельности Мотивы ПОЗНАНИЕ Виды познания Чувственные Р ациональные ИСТИНА (критерии) относительная абсолютная агностицизм гносеологизм

Слайд 6

Имя князя Создание единой государственной территории.(какие земли вошли в состав государства) Упорядочение системы гос. управления (упрочение власти князя, система налогообложения, создание законодательства) Внешняя политика князя дополнения Олег 882г. Киев; новгородские словене , кривичи, древляне, северяне, радимичи. Титул великого князя, сохраняется управление местных князей Борьба с Хазарским каганатом, мир с венграми, 907г.- поход на Константинополь. Игорь Древляне, уличи Смерть во время сбора полюдья Война с Византией 941-944гг. Ольга древляне Упорядочение налогообложения. Повоз 957г.посольство в Константинополь, крещение Святослав вятичи Изменение системы сласти в городах. Князья-наместники, сыновья великого князя. 964г.- разгром Волжской Булгарии , Хазарского каганата. 967г.-походв дунайскую Болгарию. 970-972гг. Русско-Византийская война Владимир I Подчинение радимичей и вятичей, присоединение Червенской Руси Сыновья- наместники великого князя, христианизация Поход на Болгарию (мир), Запад: войны с Польшей. Создание оборонной системы на юге. Ярослав Мудрый «Русская Правда», передача княжеской власти по старшинству Утверждение на Балтике(г. Юрьев), походы на балтов, Литву. Войны с Польшей и Чехией. Династические браки. 1036г.- разгром печенегов. Война с Византией. Владимир Мономах Сохранение единства Руси «Устав Владимира мономаха». 1111,1116- походы против половцев, устранение опасности. Отношения с Византией. Древняя Русь


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Россия, СССР в 1920-1930-е.гг.

Авторитарный режим 1920-х гг.

Экономическое развитие

Внутриполитическое развитие

Национальные отношения

Духовная культура

От политики «военного коммунизма к НЭПу

- Что из себя представляет система гос. власти в 1920-е гг. ? Изобразите схематически (в.1,с.131,в.3,4.с.131устно)

С.122-123,125-128.,

С191 в.4.


- как формируется однопартийная система ?

С.128-129 (эсеры, лев.эсеры?)

- Что из себя представляет внутрипартийная борьба в 1920-е гг.? Чем она заканчивается?

( с.192-194, сообщение)

- Что из себя представляет репрессивная система в 1920-е гг. Приведите примеры

(сообщение)

П.43.

Трансформация позиции большевиков по национально-государственному вопросу.
1903 г.- унитарная форма государства при праве наций на самоопределение.( национальные различия не принципиальны, важны лишь классовые )
1913 г. – признание права широкой автономии
1917 г. – федеративный принцип
1918 г. – декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
1922 г. –федеративное государство или автономизция?
4. Варианты объединения.
- Позиция Грузии и Украины. Конфедерация на основе единой военной, политической, дипломатической и частной хозяйственной деятельности.
- Сталин Автономизация. СНК – высший орган власти, наркоматы республик подчиняются наркоматом РСФСР.
- Ленин «Об образовании СССР» - письмо в Политбюро. Принципы федрализма.
18 декабря Пленум ЦК  принял проект Союзного договора.
30 декабря 1922 г. – Образование СССР
1924 г. – Первая Конституция СССР

Культурная революция 1920-х гг.
п.34,42

Развитие просвещения, образования, науки

Идеологизация культуры

Докажите  наличие этого направления

Докажите  наличие этого направления

«военный коммунизм»

НЭП

сравнить истоки, мероприятия (в с/х, в промышленности, формы собственности, формы труда, товарно- денежные отношения, финансовая сферу), итоги.

С.154-155

П.41

? Является ли НЭП продолжением политики «военного коммунизма»?

Почему НЭП был «свёрнут»?

тоталитаризм

Экономическое развитие

Внутриполитическое развитие

Национальные отношения

Духовная культура

Сталинская модернизация(п.46-48)
Цели модернизации:

Культ личности Сталина ( в чём проявляется?)

Система массовых репрессий (приведите примеры массовых репрессий 1930-х гг.)

П.49с219.в.1.

Однопартийная система, сращивание партийного и гос.аппарата, отсутствие п/плюрализма

Контроль государства за обществом и личностью. ( Какие структуры и как осуществляли этот контроль?)

Значение Конституции 1936 года.

П.50,с.223.в.2

Сравните п/режимы в СССР и Германии в 1930-егг. Что общего, чем различались?

(сообщение)

Идеологический конформизм, послушание масс, деспотия в науке и культуре

П.49

В.4,с.219.

Инд-ия

Коллек-ия

революции (Достижения и результаты культурной п.49)
(конспект статьи)

Источники модернизации:

Мероприятия

Социально-классовая структура общества

Индустр-ия

Коллектив-ия

С.221,

С.207 в.1

С.211,в.5

Итоги и последствия

(С.207 в4,48), выводы с.220.
Существует негативная и позитивная оценка модернизации.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация: метод организации обучения на уроке

Мультимедийная презентация— один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы. В...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Повторительно-обобщающий урок по темам "Свойства живого. Уровни организации жизни". 10 класс

Организация работы на уроке - парами, на бланках ответов (представила 4 варианта, в наличии - 14, если есть необходимость - пишите, вышлю). После организационного момента повторяем материал по презент...

Формы и методы организации работы на уроках английского языка

Формы и методы организации работы на уроках английского языка...