Теория и практика педагогического общения
статья по теме
Педагогическое общение - неотъемлемый элемент профессиональной деятельности любого педагога, поскольку именно в общении с учащимися он решает задачи обучения и воспитания. Хотя в ходе профессионального образования основы педагогического общения преподаются весьма поверхностно и фрагментарно, многие педагоги – практики тем не менее становятся блестящими мастерами общения. Однако их мастерство по большей части интуитивное, основанное на житейском здравом смысле и личном опыте. Курс «Теория и практика педагогического общения» адресован в первую очередь педагогам, стремящимся основывать свою профессиональную практику на реальных достижениях психолого – педагогической науки и практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_praktika_pedagogicheskogo_obshcheniya.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория и практика педагогического общения.
Человеческая сущность налицо только в общении,
в единстве человека с человеком,
в единстве, опирающемся лишь на реальность
различия между Я и Ты.
Людвиг Фейербах
Педагогическое общение - неотъемлемый элемент профессиональной деятельности любого педагога, поскольку именно в общении с учащимися он решает задачи обучения и воспитания. Хотя в ходе профессионального образования основы педагогического общения преподаются весьма поверхностно и фрагментарно, многие педагоги – практики тем не менее становятся блестящими мастерами общения. Однако их мастерство по большей части интуитивное, основанное на житейском здравом смысле и личном опыте. Курс «Теория и практика педагогического общения» адресован в первую очередь педагогам, стремящимся основывать свою профессиональную практику на реальных достижениях психолого – педагогической науки и практики.
Существуют диаметрально противоположные взгляды на саму суть педагогического общения, его приёмы и задачи. В рамках «традиционного» подхода общения рассматривается как педагогическое воздействие, призванное преподать ученику необходимые знания и сформировать у него желаемые качества. Альтернативный подход предполагает взаимодействие участников педагогического общения в рамках равноправного сотрудничества и диалога. К сожалению, оба подхода уязвимы для критики, ибо черевато доведением до опасных крайностей – до авторитарного диктата или либерального попустительства. Оптимальным представляется комплексный подход, в рамках которого появляется возможность по - настоящему эффективного решения педагогических задач с учётом индивидуально – психологических, возрастных и гендерных особенностей учащихся.
Человек становится человеком только в общении с себе подобными. Для формирующейся личности общение выступает не роскошью, а необходимым условием становления подлинно человеческого в человеке.
Становление личности ребёнка происходит в общении с широким кругом окружающих его людей – прежде всего родителей, а также сверстников. На определённом этапе возрастного развития – нередко ещё в дошкольном возрасте, при поступлении ребёнка в дошкольное образовательное учреждение – в этот круг включаются педагоги, которым принадлежит исключительно важная роль в процессе формирования личности ребёнка. Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. Существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях:
- регламентированный;
- импровизированный;
- демократичный;
- авторитарный.
Именно демократичный стиль позволяет гибко корректировать механизмы воздействия с учётом возрастающей роли учащегося как участника всё более равноправного диалога.
В педагогическом общении большое значение имеет тон речи и её громкость, темп и выразительная насыщенность. Одним из важных показателей речи – её отчётливость и произнесённые слова. Поскольку речь и интеллект тесно взаимосвязаны.
Помимо речевых средств коммуникаций существует ещё множество элементов так называемого невербального (т.е. не речевого) общения: взгляды, жесты, мимика, поза педагога и учеников подчас оказываются более выразительными, чем слова.
Таким образом, правильно истолковывая и используя язык взгляда можно значительно облегчить понимание другого человека и взаимодействие с ним.
Главное затруднение в формировании индивидуального стиля педагогического общения состоит в том, что при всем обилии и многообразии положительных примеров ни один из них не может быть полностью заимствован и скопирован, точно перенесен в собственную практику. Каждый образец педагогического общения конкретного педагога, во-первых, отражает специфику того коллектива учащихся, с которым он работает, и во-вторых, несет на себе отпечаток его собственной индивидуальности, которая не может быть буквально воспроизведена другим педагогом — носителем другой индивидуальности.
Важно лишний раз отметить, что никакой индивидуальный стиль не может быть признан эталоном для подражания. Скорее любой стиль представляет собой многообразное, порой противоречивое собрание ориентиров и подсказок, из которых каждому из нас предстоит выбрать то, что соответствует нашей натуре и конкретным педагогическим задачам. Из драгоценных кирпичиков чужого опыта, сложенных в соответствии с вашими индивидуальными особенностями и дополненных вашими собственными оригинальными приемами, и складывается тот неповторимый стиль, который позволит говорить и о вас как о мастере педагогического общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации "Теория и практика русского языка и литературы в средней школе"
Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации на районном уровне...
Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...
Выступление на конференции "Педагогическое мастерство: теория и практика"
Применение модульного обучения на уроках русского языка. Из опыта работы....
Выступление на педагогическом совете. "Современные педагогические технологии – от теории к практике"
В предлагаемом материале содержится текст выступления на педагогическом совете....
Доклад для ШМО " Теория и практика педагогического общения."
Педагогическая теория и практика взаимосвязаны и взаимодействуют как взаимно проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности. Это профессиональное общение п...
Теория и практика педагогической деятельности
Теория и практика педагогической деятельности...