Доклад для ШМО " Теория и практика педагогического общения."
методическая разработка
Педагогическая теория и практика взаимосвязаны и взаимодействуют как взаимно проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности. Это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_obshchenie.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ГШИ № 2
Методическая разработка для ШМО 30.11.2019 г
Теория и практика педагогического общения.
Цель: рассмотреть модель общения педагога с учеником.
Задачи: выстраивание и формирование наиболее качественных отношений между учителем и учеником.
Педагогическое общение - неотъемлемый элемент профессиональной деятельности любого педагога, поскольку именно в общении с учащимися он решает задачи обучения и воспитания. Хотя в ходе профессионального образования основы педагогического общения преподаются весьма поверхностно и фрагментарно, многие педагоги – практики тем не менее становятся блестящими мастерами общения. Однако их мастерство по большей части интуитивное, основанное на житейском здравом смысле и личном опыте.
Курс «Теория и практика педагогического общения» адресован в первую очередь педагогам, стремящимся основывать свою профессиональную практику на реальных достижениях психолого – педагогической науки и практики.
Существуют диаметрально противоположные взгляды на саму суть педагогического общения, его приёмы и задачи. В рамках «традиционного» подхода общения рассматривается как педагогическое воздействие, призванное преподать ученику необходимые знания и сформировать у него желаемые качества. Альтернативный подход предполагает взаимодействие участников педагогического общения в рамках равноправного сотрудничества и диалога. К сожалению, оба подхода уязвимы для критики, ибо чревато доведением до опасных крайностей – до авторитарного диктата или либерального попустительства.
Оптимальным представляется комплексный подход, в рамках которого появляется возможность по - настоящему эффективного решения педагогических задач с учётом индивидуально – психологических, возрастных и гендерных особенностей учащихся.
Человек становится человеком только в общении с себе подобными. Для формирующейся личности общение выступает не роскошью, а необходимым условием становления подлинно человеческого в человеке.
На определённом этапе возрастного развития в этот круг включаются педагоги, которым принадлежит исключительно важная роль в процессе формирования личности ребёнка. Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе.
Существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях:
- регламентированный;
- импровизированный;
- демократичный;
- авторитарный.
В педагогическом общении большое значение имеет тон речи и её громкость, темп и выразительная насыщенность. Одним из важных показателей речи – её отчётливость и произнесённые слова. Поскольку речь и интеллект тесно взаимосвязаны. Помимо речевых средств коммуникаций существует ещё множество элементов так называемого невербального (т.е. не речевого) общения: взгляды, жесты, мимика, поза педагога и учеников подчас оказываются более выразительными, чем слова.
Таким образом, правильно истолковывая и используя язык взгляда можно значительно облегчить понимание другого человека и взаимодействие с ним.
Главное затруднение в формировании индивидуального стиля педагогического общения состоит в том, что при всем обилии и многообразии положительных примеров ни один из них не может быть полностью заимствован и скопирован, точно перенесен в собственную практику. Каждый образец педагогического общения конкретного педагога, во-первых, отражает специфику того коллектива учащихся, с которым он работает, и во-вторых, несет на себе отпечаток его собственной индивидуальности, которая не может быть буквально воспроизведена другим педагогом — носителем другой индивидуальности.
Важно лишний раз отметить, что никакой индивидуальный стиль не может быть признан эталоном для подражания. Скорее любой стиль представляет собой многообразное, порой противоречивое собрание ориентиров и подсказок, из которых каждому из нас предстоит выбрать то, что соответствует нашей натуре и конкретным педагогическим задачам. Из драгоценных кирпичиков чужого опыта, сложенных в соответствии с вашими индивидуальными особенностями и дополненных вашими собственными оригинальными приемами, и складывается тот неповторимый стиль, который позволит говорить и о вас как о мастере педагогического общения
Рекомендации по эффективному педагогическому общению
Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:
1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д.
2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.
3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.
4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.
5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.
6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).
7. Продуктивность общения.
8. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий.
9. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).
11. Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).
План анализа педагогической ситуации:
1. Уясните педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения формирования личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, позиции (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.).
2. Вычлените педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет описанная ситуация. Выясните или предположите истоки этого конфликта.
3. Определите педагогическую цель (планируемый результат, которого хотелось бы достичь в данной ситуации).
4. Сформулируйте несколько (пять-шесть) вариантов решения конфликта, эффективного поведения педагога в этом случае.
5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант педагогической деятельности в данной ситуации.
6. Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата.
Правила педагогического общения.
Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Правило 4. Совместная деятельность сближает людей.
Правило 5. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/506043/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"
В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения. В основу различения...
Теория и практика педагогического общения
Педагогическое общение - неотъемлемый элемент профессиональной деятельности любого педагога, поскольку именно в общении с учащимися он решает задачи обучения и воспитания. Хотя в ходе проф...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА «СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем э...
Доклады на тему: Технологии в образовании.Особенности педагогического общения.
В статьях представлены новые технологии в образоании. Например: технология проблемного обучения,игровые технологии и др. А также представлены особенности педагогического общения в системе инновационно...
Доклад на тему: «Педагогическое общение как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания»
Педагогическое общение ‒ это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающихся.Основная ц...
Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме "Стили педагогического общения"
Доклад о взаимодействии педагогов...
Доклад "Педагогическое общение в условиях учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей"
Общение педагога с воспитанниками таит в себе всегда много неожиданного. Постоянный духовный рост, формирование характера при относительно спокойном развитии в младшем школьном возрасте до резких скач...