Решение задач как непременное условие развития математических способностей учащихся
статья на тему
Решение задач как непременное условие развития математических способностей учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Решение задач как непременное условие развития математических способностей учащихся
Решение задач – это умственная работа. А чтобы научиться какой – либо
работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придется
работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.
Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой
они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы
инструменты, с помощью которых производится решение задач.
Так что же такое задача?
Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ,
опираясь на те условия, которые указаны в задаче. Поэтому, приступая к решению
какой-либо задачи, надо её внимательно изучить, установить, в чем состоят её требования
(вопросы), каковы условия, из которых надо решать задачу. Все это называется анализом
задачи.
При анализе задачи надо расчленить формулировку задачи на условия и
требования. Заметим, что в задаче обычно не одно условие, а несколько независимых
элементарных условий; требований в задаче также может быть не одно. В школьном курсе
математики встречаются несколько видов задач (рис.1).
Мы будем рассматривать задачи двух видов:
- Практические (житейские, текстовые, сюжетные).
- Математические (числа, геометрические фигуры, функции и т.д.)
Решить задачу – значит найти такую последовательность общих положений математики
(определений, аксиом, теорем, правил, законов, формул), применяя которые к условиям
задачи или к их следствиям (промежуточным результатам решения), получаем то, что
требуется в задаче – её ответ.
Под термином « решение задачи» понимается:
- вся деятельность человека, с момента начала чтения задачи до конца.
- действия, которые мы производим над условиями и их следствиями на основе общих положений математики для получения ответа задачи.
Чтобы решить задачу, надо найти план решения (Рис.2).
План решения – это обязательно точный и полный перечень всех действий и
операций, которые надо выполнить, чтобы решить данную задачу. Математические задачи
делятся по характеру требования на три основных класса:
- Задачи на нахождение искомого.
- Задачи на доказательство или объяснение.
- Задачи на преобразование или на построение.
В решении задач главное – умение анализировать задачу, проникать в её сущность.
Решение любой задачи нужно разбивать на три этапа:
- предварительный анализ задачи,
- анализ задачи в процессе решения,
- анализ после её решения.
Такой подход позволяет с одной стороны, заострять внимание на интересующих нас
моментах, с другой – видеть процесс анализа во всей динамике, включая текущие смены
его предмета, чередование промежуточных целей и определение места решаемой задачи
в кругу родственных проблем.
Формированию осознанных знаний, прочных умений при решении задач
способствуют самостоятельно составленные детьми задачи, самодельные таблицы, схемы
– опоры, индивидуальные карточки, тестовые задания, перфокарты, алгоритмы
рассуждений, задания дифференциального характера. Если в среднем звене школьники
учатся главным образом с помощью опорных таблиц, схем, то в старшем звене они
сотрудничают с учителем в создании специальных тематических таблиц, составлении
авторских задач, тестов, заданий с элементами тестирования, составление алгоритма
рассуждений.
Уроки надо строить таким образом, чтобы лекция, объяснение нового материала опирались на собственные знания школьников.
В пятом классе обобщаются, закрепляются, систематизируются и расширяются
сведения, полученные учащимися по предмету из курса начальной школы. Большую
роль в осознанном решении задач на первоначальном этапе повторения и обобщения, в
среднем звене играет умение правильно проанализировать и осмыслить задачу. В начале
работы надо обеспечить понимание её необходимости и полезности. Встречаются
задачи, в которых устный разбор условия сопряжен с трудностью составления краткого
условия, и часто детям в пятом классе решить задачу легче без составления краткой
записи.
Работу надо строить и проводить таким образом, чтобы у учащихся возникла
потребность детально разобраться в содержании задачи, отсюда правильно составить
краткое условие с целью глубокого понимания и видения её решения.
Начинать работу надо с решения простых текстовых задач в пятом классе. Например, рассмотрим решение задачи на все действия с натуральными числами.
Два друга Петя и Вася решили приобрести запасные части для тракторов в городе Барнауле. Из п. Заря Петя выехал на своем автомобиле со скоростью 75 км/ч, а Вася выехал в то же время с полевого стана на грузовике со скоростью 65 км/ч. Через два часа Петя на легковом автомобиле догнал грузовик Васи. Надо найти расстояние между поселком и полевым станом.
Текст задачи учащиеся вначале воспринимают на слух.
Дети отмечают, что автомобиль и грузовик движется по шоссе в одном направлении,
(г.Барнаул) из различных пунктов. Каждое транспортное средство имеет свою скорость
(легковой автомобиль – 75 км/ч, грузовик – 65 км/ч). Время движения обоих объектов
одинаковое – 2 часа. В задаче требуется определить расстояние от п.Заря до полевого стана.
Для удобства обозначим п. Заря – А, а полевой стан – В. В ходе работы детям
предлагаются вопросы.
- В начале движения объекты находятся в пунктах А и В. Где они будут находится в конце
движения? Через два часа?
Дети отмечают, что объекты будут находиться в каком-то одном пункте С.
При разборе появляется такая запись-опора:
Автомобиль 75км/ч , 2ч
А В С
Грузовик 65км/ч, 2ч
Ориентируясь на рисунок, составляется на доске и в тетрадях краткая запись.
Лег. авт. –V1=75км/ч, t=2ч, S1=AC
Груз. V2=65км/ч, t=2ч, S2=BC
Вывести решение с помощью опоры детям становится легче. Оно возможно двумя
способами: с помощью уравнения и арифметическим путем.
Анализ данной математической задачи позволяет развивать не только логическое мышление, но и стимулировать творческие способности школьников через поиск разных путей решения задачи.
Работая над анализом математической задачи, особое внимание обращается на
формирование умения выполнять схематическую запись условия задачи.
В краткой записи используются и развиваются умения учащихся представлять информацию в вербальной форме. А схематическая запись нацеливает на умение работать с образной информацией.
В зависимости от цели работы проводится устный или письменный, по выбору,
индивидуальный, групповой, коллективный или самостоятельный разбор решения задачи.
В 6 классе подобному условию могут быть добавлены десятичные дроби, процентные
соотношения.
В 7 классе условие задачи ещё более усложняется.
Например:
На летних каникулах Коля отправился к бабушке в деревню, в гости. Добраться до деревни можно было по реке. И Коля купил билет на теплоход. Расстояние от города до деревни теплоход проплыл за 9 часов по течению реки, а на обратный путь затратил 11 часов. Надо найти собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 2 км/ч.
В начале повторим план - алгоритм решения задачи(таблица 1).
Затем читается условие и мысленно представляется, о чем в ней говорится.
Дети знают, что теплоход проходит по течению реки определенное расстояние, а
затем возвращается обратно. По течению у него скорость будет больше, так как ему
помогает двигаться течение реки, а по возвращению обратно скорость меньше, так как
течение мешает движению.
Дети рассуждают и выполняют чертеж задачи, составляют краткую запись условия на
доске и в тетрадях.
По течению 9ч
А течение реки 2км/ч В
Против течения 11ч
Пусть Х км/ч – собственная скорость теплохода.
Тогда его скорость по течению реки будет (Х+2)км/ч, а против – (Х - 2)км/ч.
Время движения из города в деревню 9ч, обратно 11ч.
По течению – (Х+2)км/ч, 9ч Путь тот же
Против течения – (Х - 2)км/ч, 11ч
Составляется и решается уравнение.
(Х+2)9=(Х - 2) 11
9Х+18=11Х – 22
9Х-11Х= - 18 - 22
-2Х= - 40 Х=20
Прежде чем записать ответ еще раз необходимо акцентировать внимание детей на вопрос задачи.
Ученики отмечают, что нужно найти собственную скорость теплохода, а она была взята за
Х, значение которого мы нашли. Следовательно, собственная скорость теплохода 20км/ч.
Записываем ответ.
Таким образом, каким бы методом не решалась текстовая задача, мы в процессе анализа
на пути к выводам выполняем ряд действий. На этапе анализа текста задачи необходимо обучать детей в первую очередь умению выделять объекты, о которых идет речь в задаче, её условие и вопрос, устанавливать известные, неизвестные, искомые величины, выделять ситуации, описанные в задаче.
На этапе поиска плана решения следует целенаправленно формировать и развивать умения записывать функциональную зависимость между величинами и выражать величину из
формулы, составлять из заданной задачи подзадачи, выделять из условия задачи
предложения, выражающие зависимость между величинами, и преобразовывать их.
В рамках реализации плана параллельно развивать мыслительную деятельность,
математические способности через формирование умения переводить зависимости
между величинами на математический язык.
Приоритетными формами математической деятельности являются:
- Использование известных формул, алгоритмов, процедур;
- Преобразование, интерпретация;
- Классификация и систематизация;
- Правдоподобные рассуждения;
- Выдвижение и проверка гипотез, доказательство и опровержение;
- Разработка алгоритмов.
Существуют специальные памятки-инструкции (алгоритмы), используя которые можно решить не только алгебраическую задачу, но и геометрическую(таблица1).
На уроках необходимо проводить интеграцию знаний по экономике и математике. Вместе с
учащимися можно собирать материал и составлять задачи с экономическим содержанием.
Итак, для того, чтобы научиться решать задачи надо много и много работать.
Необходимо запастись знаниями теории, но еще в большой степени – терпением и
упорством в достижении поставленной цели: решить задачу и уметь перенести навыки,
сформированные в учебной деятельности, в реальную жизнь, видеть прикладное назначение
предмета. Для того, чтобы по-настоящему научиться решать задачи, необходимо анализировать решение
каждой мало-мальски новой и более или менее сложной задачи не жалея на это времени
и сил: все это в будущем окупится.
При анализе любого вида задач обязательно надо уделять внимание словарной работе с
терминологией, со словами, лексическое значение которых неизвестно, развитию
речеведческих умений и навыков, обогащением лексического запаса учащихся,
формированию целостного представления о человеке и мире через уроки интегративного
характера.
Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения есть процесс
изобретательства. Учитесь творить и изобретать в процессе решения задач!
Рис.1
Рис.2
Таблица1.
План-алгоритм решения задач 1.Прочитать условие задачи и представить, о чём в ней говорится. 2.Составить чертёж или схему задачи. 3.Сделать краткую запись условия. 4.Прочитатьещё раз условие, вопрос задачи и подумать, что надо знать, чтобы на него ответить, что можно узнать по числовым данным. 5.Составить план решения задачи. 6.Выполнить необходимые действия. 7.Проверить решение задачи. 8.Записать ответ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей учащихся 5 – 6 классов путем решения задач на проценты.
В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие ...
Развитие математических способностей учащихся в условиях гимназии.
Как же организовано физико-математическое образование в нашей гимназии, если главной целью является создание такого образа выпускника ...
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Теоретические основы проблемы математических способностей. Методика развития математических способностей....
Внешние и внутренние условия развития математических способностей
Внешние и внутренние условия развитияматематических способностей....
Роль дистанционных олимпиад в развитии математических способностей учащихся в условиях сельской малокомплектной школы
В последние годы в нашей стране проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад проводятся дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад.Ди...
ДОКЛАД по теме: «Развитие математических способностей учащихся при решении задачи С1»
О решении задачи С1...
Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников
Следует отметить, что в настоящее время имеется большое разнообразие развивающих методик, обучающих чтению, письму и счету, но, как правило, они направлены на развитие одной из составляющих общей грам...