Развитие математических способностей учащихся в условиях гимназии.
статья по теме

Как же  организовано  физико-математическое  образование   в нашей  гимназии, если  главной  целью является  создание  такого образа  выпускника , который  бы  отличался  своим  интеллектом, стремлением  к  глубокому  осмыслению  действительности, жаждой  знаний. В соответствии с общей  концепцией  гимназии как  образовательного учреждения, делающего  упор  на преподавание  предметов  гуманитарного  цикла: русского языка,  литературы, иностранных языков, истории, обществоведения, правоведения, мы  не  можем  лишить возможности  развивать способности  детей, имеющих интерес  к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie__matematicheskih_sposobnostey_uchashchihsya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение  «Гимназия №1 г. Рузы»

Развитие  математических способностей учащихся  в условиях гимназии.

        Заместитель директора  по УВР,

учитель математики

Чуваева Татьяна Викторовна

Алгебра  может показаться  нудной гадостью,

 но само ее сарацинское  имя   звенит   романтикой

крестовых походов. Г.К. Честертон

   Как же  организовано  физико-математическое  образование   в нашей  гимназии, если  главной  целью является  создание  такого образа  выпускника , который  бы  отличался  своим  интеллектом, стремлением  к  глубокому  осмыслению  действительности, жаждой  знаний. В соответствии с общей  концепцией  гимназии как  образовательного учреждения, делающего  упор  на преподавание  предметов  гуманитарного  цикла: русского языка,  литературы, иностранных языков, истории, обществоведения, правоведения, мы  не  можем  лишить возможности  развивать способности  детей, имеющих интерес  к математике.

   Важно отметить, что  термин  humanitas ,  от которого произошло  слово «гуманитарный» использовался  еще  в  середине II века   до н.э., и  в переводе означает  «всеобщий»,  «образованность»,  «просвещение», «интеллектуальная доблесть».

Вы  согласитесь, что нельзя   назвать   культурным  и образованным человека,  не  читавшего А.С. Пушкина,  не слышавшего И.С. Баха, но  может  ли  образованный   человек  не  иметь ни  малейшего представления о идеях Лобачевского, основах теории вероятностей.

Но, движение в этом  направлении  требует  времени, терпения,  скрупулезной  работы и не всегда  сразу  сопровождается  заметным  результатом. Требуется  переосмысление   позиции личности  гимназиста  в  учебном  процессе, в отборе оптимальных методов  приемов, средств организации учебно-воспитательного процесса с учетом  индивидуальных особенностей детей.

   С 2002 года  в старших классах на ряду с предметами гуманитарного, соцально-гуманитарного  профиля  ведется преподавание предметов  социально-экономического профиля. Это история, правоведение, информатика, география, экономика, а для поступления на экономические факультеты ВУЗов требуются знания математики. У нас  учатся и физики и лирики. И конечно же  в каждом  классе  есть ученики, которые проявляют  устойчивый интерес  к математике, стремятся  расширить  свою математическую эрудицию. Именно для них  на основе диалога  с родителями, администрацией, учащимися кафедра  учителей  математики , физики и информатики выработала  стратегию математического развития гимназиста.  Проанализировав методическую литературу, личный практический  опыт учителей.  Мы разработали  проект  «Развитие  математических способностей учащихся  в условиях гимназии.»  Учителя, принимающие  в нем участие семь из восьми  имеют высшую квалификационную категорию, четверо  награждены  отраслевыми наградами.

 Целью проекта  является максимально возможное развитие  математических  способностей гимназистов.

Реализация проекта  позволяет  решить  следующие задачи:

  • создание  условий, стимулирующих познавательный  интерес  к предмету;
  • развитие  индивидуальных математических  способностей  учащихся;
  • повышение  их логической  и общей  культуры
  • формирование навыков  продуктивного и критического мышления
  • привития  вкуса  к содержательному общению
  • побуждение  к самостоятельным  знаниям
  • подготовка  к  участию в математических соревнованиях  и конкурсах

При этом  следует  учитывать  психологические  особенности  мышления  учащихся  с гуманитарным  складом   ума. Интеллектуальный  импульс  сильно повышается, если на  уроке  при общении  используются  стихотворные, художественно-прозаические  цитаты, занимательные  задачи, игровые  элементы, задачи на  исторической  основе, нетрадиционные  формы   организации учебной деятельности. Важно  научить гуманитариев видеть математические  понятия, понимать действие математических  законов  в реальном, окружающем  мире, применять их для   научного объяснения явлений. Математика должна  быть  тесно  связана  с  общекультурными  ценностями, с событиями и  фактами  истории, языками, литературой, искусством и музыкой.

    Не каждому ученику нужно будет знать, как формулируется определение той или иной тригонометрической функции, однако каждому важно удивиться, что люди, еще за тысячелетия до космической эры заинтересовались расстоянием до звезд, сформулировали математическую задачу о вычислении катета прямоугольного треугольника по известному катету и острому углу, исследовали эту задачу и обнаружили независимость отношения катетов от треугольника, дали этому отношению свое имя, которое только в 18 веке, благодаря Эйлеру, стало привычным нам tgα  

    Американского писатель Торнтон  Уайлдрер писал  “Основа воспитания детей – это развитие в них способности удивляться” Гимназисты  сами становятся  творцами урока: составляют  и подбирают  задачи, готовят и проводят  фрагменты  уроков, оценивают  свою  работу, высказывают  свое  отношение  к происходящему.

    Чтобы  не выработалось стойкое отвращение к математике, сопровождающее  ребят потом практически всю жизнь, преподаватели  кафедры ищут новые методы, избегая описанных  в Путешествие Гулливера Дж. Свифта:   

"Каждая теорема с доказательством тщательно переписывается на тоненькой облатке чернилами, составленными из микстуры против головной боли. Ученик глотает облатку натощак и в течение трeх дней после этого не ест ничего, кроме хлеба и воды. Когда облатка переваривается, микстура поднимается в его мозг, принося с собой туда же и теорему".

   Многое зависит от понимания преподавателем разрешаемой задачи, его эрудиции, выбираемой методики , желания и способности увлечь  ученика.  При этом  мы руководствуемся   дидактическими принципами:

  • индивидуализация и дифференциация обучения
  • принцип  творчества  и  успеха
  • доверия и поддержки
  • вовлечение мотивированных  учащихся к научно-исследовательской  деятельности.

А для этого  в гимназии создано научное  общество  учащихся « Эврика», предметным сектором которого является клуб « Архимедос». Согласно  положению, утвержденному  директором  гимназии, клуб   курирует  кафедра  физико-математических наук и  информатики. Клуб  объединяет любителей  математики, физики, информатики. Работа  объединений  - это  система  занятий  для  учащихся 5-11 классов, проявляющих интерес  к точным  наукам. Для организации учебной деятельности участников клуба разработаны программы  курсов, не повторяющие     школьную  программу и составлены  с учетом  возраста и уровня  сложности.

 В 5-6 классах  решаются  задачи на  классические «кружковые» темы, для  того, чтобы  школьники, использовав  первоначальные знания  и навыки , смогли перейти  к серьезной  научно-исследовательской  и  практической  работе. Учащиеся  7-8 классов  посещают  районную очно-заочную  экспериментальную математическую  школу.  9 классы  решают сложные  текстовые  задачи (проценты, смеси  и сплавы,…), задачи  с модулем. Ребята 10-ых  классов  погружаются   в задачи   с параметрами.  Разбирают  трудные  вопросы  математики и  выходят  за  страницы  учебника   математики  выпускники. Мы  приглашаем   всех  увлеченных ребят  посещать наши  курсы, расписание  занятий  которых  построено так, что  гимназисты  могут посещать 2-3  курса.

Общее руководство  клубом  осуществляет  заведующий физико-математической  кафедрой. Члены   клуба   частые гости  школьной  и районной  библиотек, всемирной  паутины.

Клубные  занятия  проходят  в форме практических  занятий, консультаций по научно-практической и  исследовательской деятельности, просмотра  и обсуждения  видеофильмов, организации конференций, семинаров, интеллектуальных игр  и других  мероприятий. Мы  стремимся к  тому, чтобы  школьники  больше  учились не только у   учителя, но  друг  у друга. С этой  целью  практикуется  парная  и групповая работа. Иногда разновозрастный состав  учебных  групп способствует лучшему  включению учащихся  в процесс исследования, получая опыт  от продуктивного общения   с  увлеченными математикой  сверстниками. По  ходу  решения  задачи ставим  новые  вопросы,   о  существовании  которых раньше  и не  подозревали. Работа  над  задачей  не  заканчивается на  занятии, некоторые  проблемы  становятся основой  исследовательских  проектов, результаты  которых   сообщаются  на  научной  конференциях  школьников.

Благодаря  клубу  учителя  получили  надежных помощников  в проведении предметных  недель, олимпиад  для  начальных классов,   Днях  науки гимназии, консультантов. Ребят окрыляют  первые  серьезные победы  Учащиеся  9 класса стали  лауреатами   международного экологического конкурса « Зеленая планета» предоставив  экологический  сайт. Сегодня  они  участвуют  в конкурсе  школьных  сайтов» Золотая паутина Подмосковья». Азы  программирования  и сайтостроительства  они  освоили     на занятиях объединения  информатики. Проявили  себя  по-настоящему  одаренные  юные математики, ученик  6  класса  стал  победителем  районной  олимпиады.

Сегодня  в планах клуба  установить  контакт с Межрегиональной заочной школой развития, учеником  которой может  стать  любой школьник 5-7 класса. Задания   школы   многопредметные и направлены на общее развитие  учеников, многие задания выходят  за  рамки  школьной программы.  Кроме многочисленных  математических  задач,   есть   задания  по русскому  языку, статистике, географии, физике и другим  наукам, головоломки  и вопросы  на  смекалку.

 "Мы должны стремиться отходить от привычных концепций и учиться смотреть на мир по-новому: только в этом случае возможны творческий рост личности и совершенствование самого процесса познания". Р.Д.Лэйн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной личности в условиях гимназии.

Выступление на семинаре МО классных руководителей....

Педагогический проект "Нестандартные задачи как средство развития математического мышления и творческих способностей учащихс"

Презентация проекта «Нестандартные задачи как средство развития математического мышления и творческих способностей учащихся» разработана в соответствии с требованиями к педпроекту. Может использоватьс...

Система поддержки талантливых детей в условиях гимназии

Материалы презентации содержат информацию о том, что такое одарённость, как выявить одарённого ребёнка и помочь ему реализовать возможности в школьных условиях....

Разработка и реализация в условиях гимназии постиндустриальной модели общего образования как фактора развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся

Новая модель человеческого общества определяет потребность в новом, более высоком по уровню и качественно ином человече­ском капитале, что объективно обостряет необходимость модер­низации образования....

Педагогический проект "НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ"

Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе дете...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"

Данный опыт обобщен на заседании  МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...