Роль дистанционных олимпиад в развитии математических способностей учащихся в условиях сельской малокомплектной школы
методическая разработка по алгебре на тему
В последние годы в нашей стране проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад проводятся дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад.
Дистанционная олимпиада - состязание учащихся образовательных учреждений, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин на расстоянии. Дистанционные олимпиады, игровые конкурсы проводятся в сети интернет с 1997 года.
Основной целью математических дистанционных олимпиад, игровых конкурсов являлось приобщение как можно более широкого круга учащихся к занятиям математикой и обучение решению и оформлению решений задач. На дворе 21 век - век информационных технологий: интернет, электронная почта, сотовая связь. Подростки не представляют жизни без компьютера, а в сайтах ориентируются лучше, чем в улицах города. Современные школьники воспринимают состязания или конкурсы через интернет более естественно.
С каждым годом все большей популярностью среди учащихся и учителей пользуется международная олимпиада - конкурс "Кенгуру". Традиционные олимпиады всегда были ориентированы на ребят, которые имеют явно выраженные способности к математике, и увлечены ею с весьма раннего возраста. Поэтому основная масса школьников традиционным олимпиадным движением не охвачена. А некоторые ребята считают математику сложным предметом и побаиваются ее. На преодоление этого психологического барьера и выявление способных школьников направлены усилия организаторов конкурса "Кенгуру - математика для всех", основная цель которого - показать ребятам, что решение задач может быть делом доступным, живым и увлекательным.
Цель исследования: Теоретически обосновать и показать эффективность и необходимость проведения олимпиад для развития, раскрытия творческихматематических способностей в условиях сельской малокомплектной школы.
Чтобы достичь поставленной цели поставила перед собой задачи:
1. Изучить методическую литературу
2. Сделать сравнительный анализ итогов дистанционных олимпиад, конкурсов "Кенгуру" учащихся IIIМальжагарской ООШ
3. Изучить психолого-педагогические, методические аспекты развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pavlovoy_s.v.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУО «Хангаласский район»
МБОУ «3 Мальжагарская основная общеобразовательная школа им. И. А. Федорова»
Доклад
Тема: Роль дистанционных олимпиад
в развитии математических способностей учащихся
в условиях сельской малокомплектной школы
Выполнила учитель математики
Павлова Саргылана Васильевна
2013г.
Содержание:
- Введение
- Олимпиады в школе
- Сравнительный анализ итогов проведенных олимпиад
- Заключение
- Использованная литература
Введение
В последние годы в нашей стране проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад проводятся дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад.
Дистанционная олимпиада - состязание учащихся образовательных учреждений, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин на расстоянии. Дистанционные олимпиады, игровые конкурсы проводятся в сети интернет с 1997 года.
Основной целью математических дистанционных олимпиад, игровых конкурсов являлось приобщение как можно более широкого круга учащихся к занятиям математикой и обучение решению и оформлению решений задач. На дворе 21 век - век информационных технологий: интернет, электронная почта, сотовая связь. Подростки не представляют жизни без компьютера, а в сайтах ориентируются лучше, чем в улицах города. Современные школьники воспринимают состязания или конкурсы через интернет более естественно.
С каждым годом все большей популярностью среди учащихся и учителей пользуется международная олимпиада - конкурс "Кенгуру". Традиционные олимпиады всегда были ориентированы на ребят, которые имеют явно выраженные способности к математике, и увлечены ею с весьма раннего возраста. Поэтому основная масса школьников традиционным олимпиадным движением не охвачена. А некоторые ребята считают математику сложным предметом и побаиваются ее. На преодоление этого психологического барьера и выявление способных школьников направлены усилия организаторов конкурса "Кенгуру - математика для всех", основная цель которого - показать ребятам, что решение задач может быть делом доступным, живым и увлекательным.
Цель исследования: Теоретически обосновать и показать эффективность и необходимость проведения олимпиад для развития, раскрытия творческихматематических способностей в условиях сельской малокомплектной школы.
Чтобы достичь поставленной цели поставила перед собой задачи:
1. Изучить методическую литературу
2. Сделать сравнительный анализ итогов дистанционных олимпиад, конкурсов "Кенгуру" учащихся IIIМальжагарской ООШ
3. Изучить психолого-педагогические, методические аспекты развития личности.
Олимпиады в школе.
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по математике. Целями проведения математических олимпиад являются:
- расширение кругозора учащихся;
- развитие интереса широких кругов учащихся к изучению математики;
- повышение математической культуры, интеллектуального уровня учащихся;
- выявление учащихся, способных к математике для организации индивидуальной работы с ними.
Для успешного проведения олимпиад необходимо выполнение следующих условий:
1. Систематическое проведение всей внеклассной работы по математике.
2. Обеспечение регулярности проведения олимпиад.
3. Серъезная, содержательная и интересная подготовительная работа перед проведением каждой олимпиады.
4. Хорошая организация проведения олимпиад.
5. Интересное математическое содержание соревнований.
Основные направления по подготовке учащихся к математическим олимпиадам:
I. Работа учителя на уроке. На уроке всегда можно найти место, когда вместе с обучающими задачами можно решать и задачи на развитие ученика. Нужно решать олимпиадные задачи, тесно связанные с темой урока.
II. Внеклассная работа по математике.
III. Внешкольная работа по математике:
а) элективные курсы
б) летние математические школы
в) математические соревнования между школами.
г) научные конференции школьников
IV.Заочная работа. Например всероссийская школа "Авангард", заочная школа "Дьо5ур".
Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции. Различные виды олимпиад позволяют сравнить качество математической подготовки, состояние преподавания в классах школы, в школах района, республики. Между тем природа может распорядиться так, что в данной школе не окажется одаренных детей, и что бы учитель ни предпринимал, все может быть безрезультатно. Или наоборот, бывают учащиеся с особыми математическими способностями благодаря этим способностям они добиваются лучших результатов в различных конкурсах, олимпиадах.
Участие школьников в олимпиадах способствует раскрытию индивидуальных природных данных, развитию рационального математического мышления, воспитанию таких качеств, как настойчивость, целеустремленность.
Обязательные особенности “одаренного школьника”: глубина мышления, способность к обобщениям, оригинальность мышления, стремление к решению задач (иногда непреодолимое), скорость мышления (это присуще большинству, но не всем, по нашему мнению, одаренным школьникам). Заметим так же, что "спортивность" (стремление участвовать и способность побеждать на различных математических соревнованиях) присуща далеко не всем таким детям. Каждая нерешенная школьником задача во время внеклассного занятия обсуждается с учителем. Уровень обсуждения данной задачи зависит от конкретного школьника и регулируется учителем. Такая форма обучения предъявляет как ученику, так и преподавателю определенные требования. школьник должен не только обладать неординарными математическими способностями, не только иметь внутреннюю мотивацию к занятиям математикой, но и вдобавок ко всему он должен быть порядочным человеком. Хотелось бы отметить влияние такой формы занятий математикой на становление личности школьника. У школьника происходит формирование чувства собственного достоинства, уважение к самому себе. Возникают такие качества как порядочность, интеллигентность.
Учитель должен быть необычайно терпеливым. Уметь выслушать ученика доконца, понимать что результат его длеятельности будет не завтра, снова слушать, возражать, задавать вопросы, получать ответные возражения, отвечать на них и весь период занятия быть в предельном напряжении. И так 1-2 раза в неделю.
Сравнительный анализ итогов олимпиады по математике школьников
IIIМальжагарской ООШ
В наши дни школьники имеют возможность принять участие во многих самых разнообразных олимпиадах. В нашей школе есть 3 события:
1. Международный конкурс - игра "Кенгуру"
2. Республиканская дистанционная олимпиада
3. Открытая улусная олимпиада в памяти Гурия Михайловича Романова
В чем их основное преимущество? Отличие этих олимпиад состоит в том, что это - открытое мероприятие, где количество участников не ограничено.
Задания конкурса "Кенгуру" разделены на 3 категории сложности: легкие, часто шуточные задачи, оцениваемые в 3 балла, более сложные и более близкие к школьной программе задачи, оцениваемые в 4 балла, и трудные, нестандартные задачи, оцениваемые в 5 баллов. Таким образом, каждый участник находит себе задания по силам, и работ с нулевым итогом в конкурсе не бывает. В то же время получить высокий балл в конкурсе очень непросто и буквально единицы участников получают максимально возможные баллы.
Сравнительный анализ итогов республиканской дистанционной олимпиады по математике учащихся 3 Мальжагарской основной общеобразовательной школы.
В 2012г участвовало 16 учащихся. По результатам олимпиады 2 участника из нашей школы награждены дипломами: диплом 2 степени –Трифонова Маша, диплом 3 степени – Самсонова Кристина, а остальные учащиеся получили сертификаты. В каждом туре было предложено 10 задач, 8 задач по 8 баллов, 2 задачи по 15 баллов. В 2013 году участвовало 12 учащихся, из них 2 награждены дипломами. Рафаилова Ньургуйаана – ученица 6 класса, Аммосов Данил – ученик 3 класса.
№ | Фамилия имя участника | Сумма баллов | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ||
1 | Федорова Айыыда | 11 | - | 33 | 44 |
2 | Степанов Урсун | - | 10 | 30 | 54 |
3 | Охлопков Стас | - | 90 | 40 | 56 |
4 | Татаринов Марк | 8 | 20 | 58 | - |
5 | АммосоваСайыына | 6 | 50 | 66 | 54 |
6 | Самсонова Кристина | - | 20 | 80 | 61 |
7 | РафаиловаНьургуяна | 3 | - | 40 | 62 |
8 | Трифонова Маша | 15 | 25 | 80 | - |
9 | Архипов Кеша | 2 | 32 | - | - |
10 | Аммосов Данил | - | - | 25 | 80 |
Сравнительный анализ итогов международного конкурса «Кенгуру» учащихся 3 Мальжагарской основной общеобразовательной школы.
2007 | 2009 | 2010 | 2011 | |
АммосоваСайыына | 41 | 51 | 51 | 43 |
НоеваСайыына | 29 | 52 | 62 | 45 |
Рафаилова Маша | 22 | 39 | 38 | 29 |
Павлов Семён | 47 | 59 | 36 | - |
Архипов Кеша | 46 | 52 | 46 | 61 |
Трифонова Юля | 18 | 25 | - | - |
Евстафьев Кеша | 25 | 39 | 26 | - |
РафаиловаСардаана | - | 44 | 36 | 43 |
Заключение
Система математических кружков и олимпиад должна быть нацелена на формирование образовательной среды, в которой школьнику будет интересно и комфортно. Происходит воспитание личности ребенка посредством математики. Формируются у школьников определенные системы ценностей и интересов. Победы на олимпиадах дают определенную мотивацию для усиленных занятий. Олимпиады важны как средство «агитации и пропаганды», средство выявления десятки, сотен, которые заинтересовавшись наукой, впоследствии будут определять будущее нашей страны.
Использованная литература:
- А. В. Фарков. Математические олимпиады. 5 -11 классы. –М .; Айрис-пресс, 2009. - 256 с.: ил.- (Школьные олимпиады).
- А. В. Фарков. Математические олимпиады: методика подготовки: 5-8 классы. –М.; ВАКО, 2012. - 176 с.- (Мастерская учителя математики).
- А. В. Фарков. Математические кружки в школе. 5 -8 классы. –5-е изд.-М .; Айрис-пресс, 2008. - 144 с.: ил.- (Школьные олимпиады).
- В.А. Гусев и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Под ред. С.И. Шварцбурда. М.; «Просвещение»,1977. – 288с.
- И.Г. Дмитриев и др. Олимпиады по математике города Якутска: 1995-2001/ М-во образования Респ. Саха (Якутия). Ин-т. развития образования. –Якутск, 2001. – 88с.
- Математика, изд. дом «Первое сентября» - №25-26, 2004г.
- Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.-96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей учащихся в условиях гимназии.
Как же организовано физико-математическое образование в нашей гимназии, если главной целью является создание такого образа выпускника ...
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...
Экологическое краеведение в условиях сельской малокомплектной школы
Рассматриваются цель и основные задачи экологического краеведения, показывается опыт работы по изучению и охране природы родного края, приводятся данные об изученных популяциях охраняемых растен...
Статья «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»...
Развитие творческих способностей учащихся в условиях сельской школы
В статье описаны особенности развития творческих способностей учащихся в условиях сельской школы...
«Использование элементов краеведения, экологии, этнографии для развития творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы»
Презентация о специфики работы учителя географии в малокомплектной, малочисленной школе....