Активные методы обучения
презентация к уроку по теме
презентация содержит материал из опыта работы по применению активных методов обучения на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 437.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Насоновская СОШ»
С.Насоново Валуйского района Белгородской области
Выступление по теме:
Активные методы обучения –
методы, стимулирующие познавательную деятельность
Учитель истории Борисова С.В.
2013г.
Хороших методов
существует столько,
сколько существует
хороших учителей.
Д.Пойя
В период модернизации школы возрастает роль активных форм и методов обучения на уроках истории, обществознания и других предметов гуманитарного цикла. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию, дебаты.
В современном мире сталкиваются два воззрения, касающиеся взаимоотношений между личностью и государством: подданническое и гражданственное. Приоритет отдан гражданственному воззрению, т.е. партнерско – договорным отношениям между государством и гражданином, где обе стороны имеют взаимные обязательства. Современное развитие цивилизации меняет традиционное соотношение государства и гражданского общества в сторону последнего, т.е. развитие гражданского общества. Задача учителя - воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Осуществление этой задачи возможно при использовании активных форм и методов обучения на уроке.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения
- Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).
- Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
- Использование игровых форм.
- Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).
- Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).
- Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
- Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).
- Внедрение развивающих дидактических приемов ( речевых оборотов типа «Хочу спросить …», «Для меня сегодняшний урок …», «Я бы сделал так …», «Я думаю, что …» ит.д.; художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.).
- Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).
- Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
- Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).
- Деятельностный подход в обучении.
Вот некоторые примеры из опыта работы:
Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация)
• Учитель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7).
• Учитель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции.
• Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с учителем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем.
Импровизированные дебаты. 11 класс. Урок обществознания.
Цель: убедить оппонентов (другую команду) в правильности (преимуществах) позиции, отстаиваемой вашей командой.
Группа делится на две команды. Первая команда («за») утверждает, а вторая («против») опровергает тезис (тему) дебатов. Примеры тем: «Власть портит человека», «Засилье иностранных фильмов губит отечественный кинематограф» и др.
10 -15 мин.- обсуждение темы, готовя аргументы «за» и «против». Жребий определяет- какая из команд будет отстаивать утверждающую позицию, а какая – отрицающую. Затем – представление аргументов. Итог игры, определение лучших ораторов.
Правовое государство. «Карусель» (работа в два круга).
Учащиеся встают в два круга. (Ребята, стоящие во внутреннем круге) – активные сторонники правового государства. Их задача – убедить своего партнёра в том, что только в правовом государстве человек может быть по-настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой государственной власти и законом. Для этого необходимы серьёзные доводы и аргументы, в том числе из современной жизни.
( Ребята, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, единоличной власти. Их задача – отстоять свою точку зрения, доказывая, что только в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав.
Время на один диалог со своим партнёром – три минуты. Затем по сигналу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге делают один – два шага вправо и оказываются перед новым партнёром. Снова отводится три минуты для очередного диалога и т.д.
«Референдум» ( «Народное мнение» ). Заранее нужно подготовить бюллетени для голосования, включив в них ряд вопросов, например, из реальной политической жизни страны. Тему и вопросы референдума объявить за неделю – две до занятия, для того, чтобы ребята смогли подумать, посоветоваться с родителями, друзьями и принять самостоятельное решение.
Во время « референдума» проводится голосование: каждый желающий получает один бюллетень с вопросами, отвечает «да» или «нет» и опускает заполненный бюллетень в урну (использовать коробку или ящик). Затем педагог вынимает все бюллетени и ведётся подсчёт голосов ( счётная комиссия из 3 – 4-х учащихся ). Можно объявить результаты «референдума» на следующем занятии.
Дискуссия.
Задача: заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для необходимого доказательства. Обсуждается сложная и противоречивая проблема, мнения участников уже чётко определены и резко отличаются. Участники дискуссии должны суметь привести аргументы «за» и «против» обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонентов а правильности своей позиции.
Темы дискуссий по истории. 11 класс.
- «Альтернативы развития России в 1917 году».
- «Противоречия НЭПа».
Темы дискуссий по праву. 11 класс.
1. Безработица – это полезное явление для общества.
2. Безработица калечит человека духовно и физически и наносит вред обществу.
«Подросток как работник».
1. Использование труда подростка неэффективно, это всё равно есть зелёное яблоко.
2. Государство напрасно ограничивает труд подростков, поскольку, вопрос о том, в каком возрасте и где начинать работать – это личное дело каждого. Были бы для этого силы и желание!
Групповая работа. (Я называю «Жужжащие группы» или «Ульи») Учащимся даю задания по группам на уроках истории, обществознания. Каждая группа рассматривает ситуацию, обсуждает, приводит аргументы, доказательства.
Иногда я применяю такой способ активизации работы группы– рассказывание притчи. Так, при изучении темы «Политическая система и ее роль в жизни общества» цели и задачи занятия школьники сформулировали, исходя из услышанного:
«Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.
- Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.
- В других областях князья угнетают свой народ.
- Видите, - сказал тогда Конфуций ученикам, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь». В ходе обсуждения притчи были даны характеристики и политических режимов, и форм правления, а результатом стало написание каждой группой обществоведческого эссе.
На уроках применяются электронные учебники: «История России. XX век», «Всемирная история» изд. Кирилла и Мефодия, «Обществознание», «Основы правовых знаний. В них даются для рассмотрения вариативные проблемные задания, тестовые тренинги, тексты с ошибками.
Для стимулирования познавательной деятельности в своей работе я часто применяю задания креативного характера:
- предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию;
составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария спектакля, своего задания для других учеников;
создание образа (рисуночного, двигательного, словесного).
Так же весь урок может иметь нестандартную форму - урок-диалог («Два мира - две культуры», 11 кл.); урок защиты творческих работ, проектов; урок творческого обобщения; урок рецензирования, взаимоконтроля, самооценки; урок-выставка («Восточные славяне в древности», 8 кл.); урок-конференция; урок-зачет («Великая Отечественная война», 11 кл.);
урок-путешествие («Путешествие в древнюю Грецию», 5 кл);
Таким образом, применение активных форм работы на уроке способствует активизации деятельности учащихся, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, формирует умение корректно оппонировать, отстаивать свою точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-201937-1365489943.jpg)
Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»
Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/18/picture-244851-1366283776.jpg)
ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».
Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-151570-1512028323.jpg)
Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе
Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю. Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...
Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС
Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/09/picture-11929.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.
Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/06/picture-781727-1462527560.jpg)
Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций
Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/16/picture-130692-1676543736.jpg)
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...