"Роль научно-исследовательской деятельности учащихся в обучении".
статья по теме
Исследовательская работа - прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются практические, общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_nauchno-issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya_v_obuchenii.zip | 7.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: "Роль научно-исследовательской деятельности учащихся в обучении".
В настоящее время наблюдаются стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Поэтому современная программа модернизации образования в Российской Федерации ориентирована не только на усвоение каждым школьником определенной суммы знаний, но в первую очередь на развитие личной сущности ученика, его познавательных и созидательных способностей, творческой самореализации, на мотивацию и установку профессионального выбора, на социальную адаптацию учащихся. Одним из методов достижения поставленных обществом целей является организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения.
Следует различать научно-исследовательскую деятельность как вид деятельности направленной на получение новых объективных научных знаний и учебно-исследовательскую деятельность, главной целью которой является образовательный результат – развитие у учащихся исследовательского типа мышления.
На уроках истории и обществознания, а также во внеурочной работе мы организуем, как правило, учебно-исследовательскую деятельность учащихся. Главное здесь не овладение новыми и доселе неизвестными фактами, а обучение учащихся алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут затем использоваться в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом не стоит отрицать ценности получения учащимися новых знаний. Однако основным все же является выполнение обучающей задачи.
Цели исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания можно определить следующим образом:
1. Активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм.
1. Расширение кругозора учащихся.
2. Выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей.
3. Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
4. Совершенствование умений и др. и
Одним из педагогических условий формирования научного мировоззрения школьников является широкое применение исследовательского метода в обучении, предполагающего:
а) включение поиска в задания по работе с документами, картами, таблицами, схемами и проч.;
б) раскрытие учителем познавательного процесса через доказательство каких-либо теоретических положений (метод рассуждающего изложения);
в) проведение учащимися научного исследования (подготовка докладов, сообщений, написание рефератов, исследовательских работ).
г) написание эссе, как формы позволяющей выразить собственную позицию с опорой на исторические знания с соответствующей аргументацией;
д) разработка учебных проектов, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы и дальнейшей презентации результатов;
е) организацию поисковой историко-краеведческой деятельности
В результате применения на практике форм и методов научного исследования достигается реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения в деле формирования научного мировоззрения школьников, приводит к более высокому уровню исторических знаний, умений и навыков.
Кроме того, учащиеся, заинтересованные в более глубоком изучении истории, чем это предполагает программа средней школы, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, могут попробовать свои силы в качестве исследователей-историков.
Как правило, исследовательская деятельность школьников имеет научно-теоретический и научно-экспериментальный характер, что определяется спецификой истории как науки. При проведении исследований научно-теоретического характера ребята учатся работать с большим объемом информационного материала. Формируются умения и навыки систематизации, классификации, моделирования систем, оперирования обобщенными понятиями и т.д.
Исследовательская деятельность учащихся позволяет получить достоверную информацию об изучаемом объекте, явлении, условиях, выявить связи и взаимодействия изучаемых объектов, процессов, явлений. Полученные результаты систематизируются, статистически обрабатываются, анализируются и обобщаются, что создает условия для обогащения, развития теоретических положений.
В ходе исследовательской работы учащиеся отрабатывают знания, полученные на лекционных и практических занятиях.
Кроме образовательной функции, реализующейся, при умелом руководстве со стороны педагога, в процессах изучения литературы по теме исследования, осмысления изученного и написания курсовой работы, достигаются и значительные результаты в развитии детей. Учащиеся привыкают к научному стилю изложения, строгости мышления, учатся искусству анализа, синтеза, формулирования выводов и т.д.
В результате исследовательской деятельности дети получают совершенно необходимые им знания, умения и навыки рациональной организации умственного труда: учатся искать информацию - работать в библиотеке, Интернет; учатся работать с большими объемами информации: обретают навыки конспектирования, быстрого чтения, систематизации материала.
Немаловажно также, что ребята учатся грамотно оформлять текст работы, использовать для этого компьютерные программы.
Таким образом, в единстве с образовательной функцией, реализуется и развивающая функция обучения.
Исследовательская деятельность это средство активизации познавательной деятельности и развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств учащихся.
По мере осуществления исследования, проекта, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях. Эмоциональная составляющая в процессе исследования или создания и представления проекта огромна. Творческие усилия ученика или группы, если это групповая исследовательская работа, переживаются как личностно значимые, а приобретенные при этом знания и умения становятся интегральной частью жизненного опыта каждого ученика.
От исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс, появляется желание расширять знания.
Немаловажно также, как ребенок или группа смогут представить свой труд: грамотно и последовательно изложить цель и задачи, предмет и объект исследования, доказать актуальность и новизну работы, показать результаты своего труда и т.д., а также не растеряться и достойно ответить на вопросы жюри и коллег. Это в свою очередь требует формирования таких качеств личности как уверенность, смелость, воля, умение владеть собой.
Таким образом в процессе научно-исследовательской деятельности реализуется и воспитательная функция обучения.
Кроме того, процесс научного исследования порождает множество проблем, противоречий, вопросов и столкновений. Противоречивость содержания научно-исследовательской деятельности состоит в конфликте между наличным и требуемым уровнем познавательной активности, интеллектуальными возможностями ребенка, уровнем креативности и т.д. Задача учителя в этих условиях состоит в помощи в разрешении этого противоречия, в развитии у детей умения владеть собой, воли, решительности, целеустремленности, т.е. в формировании качеств творческой личности. Сам процесс созидательного труда, при должной его организации, будет воспитывать эти необходимые каждому человеку качества.
Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность способствует формированию патриотизма, развитию духовно-нравственных качеств личности.
Кроме того, немало важен и тот факт, что в процессе исследовательской деятельности формируется отличный от обычного школьного стиль отношений между учителем и учеником. Взрослый и дети - прежде всего коллеги, поэтому отношения строятся на основании субъектности ученика. Благодаря этому удается создавать хороший психологический климат на занятиях, атмосферу доверия и благожелательности среди учащихся.
Таким образом, в процессе научно-исследовательской деятельности происходит формирование научного мировоззрения школьников в едином учебно-воспитательном процессе.
Результатом вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность становится:
- усиление мотивации учебной деятельности;
- изменение качества учебного процесса в связи с использованием технологий научно-исследовательской деятельности;
- повышение успешности обучения;
- повышение интереса учащихся к предмету;
- формируется научное мировоззрение;
- в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности у учащихся расширяется их кругозор;
- дети становятся более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний;
- наблюдается интеллектуальный рост
– вот далеко не полный перечень позитивных педагогических моментов при вовлечении школьников в исследовательскую деятельность.
Таким образом, исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются практические, общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности, приобретаются навыки правильного образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА...
Роль научно-исследовательских работ в формировании положительного интереса учащихся к предмету и процессе становления личности
Данная методическая статья содержит информацию о том, какие личностные качества развивает у школьников участие в научных обществах, как развивается личность и положительное отношение к изучаемым предм...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии
из опыта работы учителя биологии высшей категории МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны...
Роль научно-исследовательской деятельности студента в развитии творческого мышления современного специалиста
Профессиональная подготовка будущего специалиста формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание профессионализма, становление личности, обладающей знаниями, умен...
Роль научно-исследовательской деятельности в развитии познавательной мотивации учащихся
Статья о том, что учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе...
Роль научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время в условиях ФГОС по биологии
Научно-исследовательская деятельность в школе способствует развитию творческих способностей, позволяет самовыразиться. У учащихся повышается интерес к предмету. В данном материале прописаны этапы и со...
Доклад на тему: " Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"
Материал для учителей по предметам естественнонаучного цикла с описанием опыта работы...