Роль научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время в условиях ФГОС по биологии
методическая разработка по биологии на тему
Научно-исследовательская деятельность в школе способствует развитию творческих способностей, позволяет самовыразиться. У учащихся повышается интерес к предмету. В данном материале прописаны этапы и содержание исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_nauchno-issled_deyatelnosti.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время в условиях ФГОС по биологии
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии.
Метапредметными результатами по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и окружающему миру.
В ходе исследовательской работы можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный, или вводный (погружение в исследование):
- Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
- Определение цели, формулирование задач.
- Устанавливаем сроки проведения, график, консультации и т.д.
2. Поисково-исследовательский этап:
- Работа с научной литературой.
- Сбор и анализ информации.
- Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций.
- Организационно-консультационные занятия.
3. Трансляционно-оформительский этап:
- предзащита работы (в классе).
- доработка работы с учетом замечаний и предложений.
- подготовка к публичной защите работы:
(презентация, стендовая информация о проделанной работе)
4. Заключительный этап:
- Публичная защита работы.
Ученик, выполнив работу и защитив ее, должен научиться:
- планировать работу;
- письменно и устно представлять результаты своей работы;
- защищать и отстаивать свою точку зрения;
- оформлять работу и т.д.
Содержание исследовательской работы должно включать такие разделы, как:
- введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;
- место и время выполнения работы;
- краткое описание используемых методик ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);
- систематизированные, обработанные результаты исследований;
- выводы, сделанные после завершения работы;
- практическое использование результатов исследования;
- социальная значимость исследования;
- приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.
Научно-исследовательская работа способствует развитию творческих способностей, позволяет самовыразиться, укрепляет связь учащихся с учителем, формирует чувство доверия, взаимоуважения друг к другу. Результатом применения исследовательского метода служит повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, в увеличении количества участников и призеров школьных, районных и республиканских конкурсов, НПК.
Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.
Литература:
- Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - № 5. - С. 35-38.
- Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии./ А. В. Леонтович // Народное образование. – 1999.- №10.
- Мутик М.А. Организация опытной и исследовательской работы учащихся / М. А. Мутик // Биология: изд. дом. Первое сентября. - 2002.- №40. - С. 7.
- Обуховская А.С. Ода учебному проекту: компетентностный подход / А. С. Обуховская // Биология в школе. – 2004. №8. С. 27.
- Смирнова Т.Г. Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся / Т. Г. Смирнова // Биология в школе. - 2006. - № 1. - С. 6-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика
Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...
ТЕМА: "ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ".
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания....
Активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время-необходимое условие системно-деятельностного подхода. Подготовила СТЕПАНОВА АЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА МАОУСОШ № 72 г. Ульяновска
Познавательная деятельность учащихся во внеурочное время является просто необходимым условием системно-деятельностного подхода. И именно об этом рассказывается в данном материале....
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Данная статья раскрывает метод исследовательских проектов,который решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самос...
Организация исследовательской деятельности учащимися во внеурочное время. Из опыта работы.
В данном выступлении обобщен мой опыт работы с учащимися во внеурочное время: работа в научном обществе учащихся, организация экскурсий, участие в научно-практических конференциях, работе школьн...
Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"
Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...
Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (уч...