Роль научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время в условиях ФГОС по биологии
методическая разработка по биологии на тему

Головушкина Алена Валерьевна

Научно-исследовательская деятельность в школе способствует развитию творческих способностей, позволяет самовыразиться. У учащихся повышается интерес к предмету. В данном материале прописаны этапы и содержание  исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_nauchno-issled_deyatelnosti.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Роль научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время в условиях ФГОС по биологии

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии.

Метапредметными результатами по биологии являются:

- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и окружающему миру.

В ходе исследовательской работы можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный, или вводный (погружение в исследование): 

  • Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  • Определение цели, формулирование задач.
  • Устанавливаем сроки проведения, график, консультации и т.д.

2. Поисково-исследовательский этап: 

  • Работа с научной литературой.
  • Сбор и анализ информации.
  • Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций.
  • Организационно-консультационные занятия.

3. Трансляционно-оформительский этап: 

  • предзащита работы (в классе).
  • доработка работы с учетом замечаний и предложений.
  • подготовка к публичной защите работы:

(презентация, стендовая информация о проделанной работе)

4. Заключительный этап: 

  • Публичная защита работы.

Ученик, выполнив работу и защитив ее, должен научиться: 

  • планировать работу;
  • письменно и устно представлять результаты своей работы;
  • защищать и отстаивать свою точку зрения;
  • оформлять работу и т.д.

Содержание исследовательской работы должно включать такие разделы, как:

  • введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;
  • место и время выполнения работы;
  • краткое описание используемых методик ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);
  • систематизированные, обработанные результаты исследований;
  • выводы, сделанные после завершения работы;
  • практическое использование результатов исследования;
  • социальная значимость исследования;
  • приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.

Научно-исследовательская работа способствует развитию творческих способностей, позволяет самовыразиться, укрепляет связь учащихся с учителем, формирует чувство доверия, взаимоуважения друг к другу. Результатом применения исследовательского метода служит повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, в увеличении количества участников и призеров школьных, районных и республиканских конкурсов, НПК.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.

Литература:

  1. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - № 5. - С. 35-38.
  2. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии./ А. В. Леонтович // Народное образование. – 1999.- №10.
  3. Мутик М.А. Организация опытной и исследовательской работы учащихся / М. А. Мутик // Биология: изд. дом. Первое сентября. - 2002.- №40. - С. 7.
  4. Обуховская А.С. Ода учебному проекту: компетентностный подход / А. С. Обуховская // Биология в школе. – 2004. №8. С. 27.
  5. Смирнова Т.Г. Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся / Т. Г. Смирнова // Биология в школе. - 2006. - № 1. - С. 6-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика

Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...

ТЕМА: "ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ".

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания....

Активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время-необходимое условие системно-деятельностного подхода. Подготовила СТЕПАНОВА АЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА МАОУСОШ № 72 г. Ульяновска

Познавательная деятельность учащихся во внеурочное время является просто необходимым условием системно-деятельностного подхода. И именно об этом рассказывается в данном материале....

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Данная статья раскрывает метод исследовательских проектов,который  решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самос...

Организация исследовательской деятельности учащимися во внеурочное время. Из опыта работы.

В данном выступлении обобщен мой опыт  работы с учащимися во внеурочное время: работа в научном обществе учащихся, организация экскурсий, участие в научно-практических конференциях, работе школьн...

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (уч...