РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
статья по теме
РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorch.stat_.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Алексеенко Т.М.
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский торгово-экономический техникум», город Хабаровск
В каждом человеке солнце,
только дайте ему светить
Сократ
Современное образование на первый план выдвигает личность учащегося, способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному применению решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Мы, преподаватели и студенты, работаем, учимся сегодня, сейчас в нашем современном мире. Какой он, такие и мы, такие наши дети, такая наша школа. И этот мир многогранен, неповторим, изменчив. Ставя перед собой цель, идти в ногу со временем, мы меняем систему работы, применяя новые технологии, самосовершенствуемся, потому что иначе нельзя, иначе не будет удовлетворения от своей работы, от самого себя.
Как преподаватель, я в своей деятельности со студентами техникума занимаюсь научно-исследовательской работой в краеведческом направлении. Считаю актуальным данное направление в образовательной системе. В ХХ веке история нашей страны неоднократно пересматривалась, менялись оценки, как исторических событий, так и исторических личностей в угоду очередному диктатору. Уничтожались документы, истреблялись очевидцы. В итоге историки не имели возможности проводить исследования, не обладая целостной базой данных, не только подтверждающих официальную трактовку фактов, но и кое-где ей противоречащих. Все эти скачки в оценке одних и тех же событий вызвали абвивалентные точки зрения на них. В наши дни к информации, хранящейся в “сейфах, получен более широкий доступ, что позволило исследователям поближе соприкоснуться с истинными фактами происходящего и кое-где сломать официальные историографии. Вопросом, подвергающимся переосмыслению, пересмотру стереотипов и штампов, является и история Дальнего Востока. Студенты нашего техникума под руководством преподавателей занимаются научно-исследовательской работой в данном направлении, что способствует развитию творческого мышления, деловой активности, самореализации студентов. Но сначала мы учим студентов научной организации учебного труда, т.е. работать с документами, учебниками, словарями, справочной литературой; составлять план, тезисы, работать над рефератом, как одним из видов исследовательской деятельности, формирующим способы научного мышления, научное предположение, разработка методики исследования, анализ получаемых результатов, формулировка выводов. Помимо этого, учащиеся учатся межгрупповым диалогам, отрабатывают методику публичного выступления.
Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Быстрый темп социально-экономических преобразований в стране, смена ценностных ориентаций в обществе, увеличивающийся объём информации и наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе среднего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов. Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умение специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.
В научно-исследовательской деятельности наших студентов «белые пятна» в истории Дальнего Востока в частности города Хабаровска и Хабаровского края, оказывают неоценимую роль в развитии интеллектуального и творческого потенциала студентов.
Исследовательские умения учащихся помогут в дальнейшем реализоваться на рынке труда или продолжить образование, так как современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать и в учебном заведении. Воспитываются они через активное участие учащихся в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе обретает все большее значение и превращается в один из компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста. На данном этапе в профессиональном образовании научно-исследовательская работа организована не лучшим образом в силу разных причин.
Во-первых. -не многие студенты стремятся заниматься творческой работой. Необходима кропотливая работа преподавателя по вовлечению учащихся к сотрудничеству.
Все люди имеют творческие способности. Нетворческих людей не существует; творческие способности присущи каждому без исключения человеку. Не существует особой породы людей, происходящей прямо от Бога, которые одарены каким-то особым творческим даром. И неверно думать, что большинство из детей с рождения лишены этого дара. Педагогу необходимо поверить в творческие способности каждого.
Во-вторых, не все преподаватели готовы заниматься научно-исследовательской работой с учащимися.
Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному студенту необходимо шагать в ногу с этими переменами. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог- исследователь, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию.
В-третьих, нехватка ресурсов на поддержание и развитие ее материально-технического оснащения и стимулирование участников.
На современном этапе развития образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.
Для системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления современного специалиста как ведущего субъекта культуры в деле социального и духовного воспроизводства общества,а научно – исследовательская деятельность студентов развивает творческое мышление.
Творчество - это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность.
Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого студента. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.
Развивать творческое мышление - это значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, планирование, абстрагирование, обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.
Таким образом,профессиональная подготовка будущего специалиста формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание профессионализма, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед педагогом ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход.В нашем техникуме поощряется инициатива со стороны преподававателей и студентов,а ведь именно в творческой обстановке рождаются новые мысли и концепции. Научно – исследовательская деятельность студентов является носителем новых идей и развивающим фактором.
Еще раз хочется подчеркнуть важность проблемы формирования исследовательских умений студентов, необходимых в творческом подходе к практическому использованию полученных образовательных и технических знаний. Научно-исследовательская деятельность студента удовлетворяет важную потребность человека в созидании, развивает творческие, интеллектуальные способности, а значит, способствует самореализации личности, а это и есть счастье отдельного человека. Чем больше реализованных счастливых людей в обществе, тем сильнее наше государство!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития творческого мышления.
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развит...
Роль научно-исследовательской деятельности студента в развитии творческого мышления современного специалиста
Профессиональная подготовка будущего специалиста формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание профессионализма, становление личности, обладающей знаниями, умен...
Роль научно-исследовательской деятельности в развитии познавательной мотивации учащихся
Статья о том, что учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе...
Методический доклад "Роль конкурсно - фестивальной деятельности в процессе развития творческих способностей учащихся ДШИ"
В данном локладе показана роль конкурсно - фестивальной деятельности как одна из оптимальных форм для повышения уровня мотивации к обучению у детей со средними музыкальными способностями и реали...
«Роль чтения в развитии творческого мышления воспитанников Центра как основа учебной деятельности»
Он руку над партою тянет и тянет. Неужто никто на него и не взглянет? Не нужно отметок в журнал и в дневник, Довольно того, что он в тайну проник Что чудо свершилось, задача решилась... Спросите, пожа...
статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.
Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что способствуе...
презентация Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.
Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Переход на новые федеральные об...