Дистанционное обучение как инновация в образовании
статья по теме

Голубева Наталия Александровна

Статья  представляет собой обобщение опыта работы по использованию дистанционных технологий в учебной работе учителя русского языка и литературы Голубевой Наталии Александровны.  Статья напечатана в научно - методическом журнале "Эффективная педагогика. Муниципальное образование в аспекте управления: проблемы теории и практики" Управления образования города Тулы № 3(26) 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eff.pedag_._no_3_2011.docx374.57 КБ

Предварительный просмотр:

   Дистанционное обучение как инновация в образовании.

                           Голубева Н.А.,

учитель русского  языка и литературы

МКОУСОШ № 38,

заместитель  председателя Ассоциации

учителей дистанционного обучения г. Тулы

                                           

Многое меняется в стенах школы, в методике и технологии обучения. Педагоги и учащиеся вовлечены в глобальные процессы обучения через Интернет, используют мгновенные средства коммуникации. Среди них растет популярность идеи «сделай сам», идеи непрерывного образования. Информационно-коммуникационная среда позволяет сделать открытой систему образования, чтобы человек мог учиться в удобное для него время, в удобном ритме, по индивидуальной, комфортной для него программе.

Информатизация образования соответствует вызовам XXI века. Среди ее задач – обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

Разделяя точку зрения современных ученых-педагогов, мы уверены, что школа будущего – это школа информационных технологий. Это ключ к решению проблем, связанных с переходом к новой экономике, который требует соблюдение четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.

Сегодня, когда информация и международное разделение труда становятся неотъемлемыми чертами мировой экономик, образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха наших учеников. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Конечно, требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми, современный выпускник школы должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. От него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.

В решении задач построения «новой школы» большую роль играет дистанционное обучение.

Практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают его как учебный процесс под руководством учителя, полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением.

Разработчики технологии дистанционного обучения указывают на следующие его особенности:

•        гибкость (каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний);

•        дальнодействие (расстояние от места, где находится  ученик, до образовательного учреждения не является препятствием);

•        асинхронность (преподаватель и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе);

•        массовость (количество обучающихся может быть любым);

•        рентабельность (экономическая эффективность дистанционного обучения; средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем дистанционного  обучения показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле);

•         новая роль преподавателя (тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д., взаимодействие преподавателя с учениками осуществляется, в основном, асинхронно с помощь почты или систем связи, допускаются и приветствуются также и очные контакты;

•         новая роль обучающегося (требуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования);

•        новые информационные технологии (компьютеры, аудио- и видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.).

Педагогический коллектив школы № 38 не остался в стороне от происходящих процессов, направленных на информатизацию обучения, и в 2009 году наша школа стала участником городского инновационного проекта «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья». Задача, которая стояла перед нами, - использовать еще один способ повышения качества образования всех категорий учащихся.

Принимая участие в проекте,  пройдя  обучение в НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики» по программе  «Разработка обучающих курсов в  среде Moodle», я  разработала курс для  дистанционного обучения: «Литература, 8 класс».

Элементами курса являются: глоссарий, текстовые документы и веб – страницы; файлы,   содержащие    теоретическую базу    курса  и  иллюстративный материал; Интернет – ресурсы: биографии писателей, тексты произведений,   исторические справки, тесты и задания, форум.

В этот же период для меня как члена Ассоциации учителей дистанционного обучения  был открыт  доступ  на все курсы по русскому языку, литературе, созданные моими коллегами  в системе Moodle. Это позволило использовать интерактивные элементы курсов как средство получения базовых знаний, закрепления материала, повторения и обобщения тем и разделов  со своими учениками.

    На Тульском школьном портале была зарегистрирована группа часто болеющих учащихся (8 человек). Каждый из них получил  электронный адрес и регистрацию в системе дистанционного обучения. Занятия  в дистанционном  режиме не только позволили  детям не отстать от одноклассников, но и стали средством повышения мотивации к учебной деятельности, способствовали развитию интеллекта школьников.

В этом учебном году группа учащихся расширилась до 16 человек. Среди  школьников, работающих с электронными обучающими курсами, -  часто болеющие дети, которые восполняют пропуск уроков,  а также одаренные дети, увлеченные  гуманитарными науками.

Учащиеся используют ресурсы  модулей для   подготовки заданий по предмету,  а  учитель может быстро проверить выполнение тестов. Педагог контролирует  начало и  конец выполнения работы ребенком, как  много времени было им затрачено. В режиме он-лайн учащиеся получают оценки.

При внедрении технологии дистанционного обучения в практику школы приходится сталкиваться и с проблемами. Чтобы их избежать, нужно соблюдать следующие правила:

- учащиеся должны иметь навыки работы с компьютером и знать сетевые технологии на уровне пользователя;

-  материал курсов должен быть содержательным, интересным, но посильным;

           - начинать заниматься с учащимися в форме дистанционного обучения необходимо постепенно,  приучая  их к самостоятельной работе;

IT-технологии  и электронные обучающие курсы для данных  групп учащихся являются новой формой работы по учебным предметам, развивают коммуникативные и информационные компетенции, позволяют учащимся не получать готовые знания, а  искать путь к активному использованию возможностей сети Интернет для получения образования.

Инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала, но  и  предоставляют новые возможности для развития творческих способностей  одаренных учеников,  постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии  помогают учителю  повысить качество образования по  предмету,  сформировать универсальные учебные действия   в современной цифровой коммуникационной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Дистанционное обучение в условиях дополнительного образования

В статье содержится информация о внедрении идей дистанционного обучения в условиях дополнительного образования сельской школы....

дистанционное обучение на современном этапе образования

может быть полезен для подготовки выступлений, создания методических разработок....

Электронное и дистанционное обучение в системе школьного образования

В статье рассматривается различие между электронным и дистанционным обучением....

«Дистанционное обучение: современная форма получения образования с применением дистанционных технологий»

laquo;Дистанционное обучение: современная форма получения образования с применением дистанционных технологий»(из опыта создания электронных ресурсов в СДО  Moodle)...

Организация дистанционного обучения в условиях обновления образования в Санкт-Петербурге

Информатизация образования является неотъемлемой составляющей формирования информационного общества в Российской Федерации, важным направлением развития всей системы российского образования. В ра...

Дистанционное обучение в системе школьного образования.

Своевременность дистанционного обучения.Понятие дистанционного обучения. Из опыта работы....

Статья: «Чему мы учились во время дистанционного обучения: опыт учителя центра образования».

В конце 2019-2020 учебного года дистанционное обучение перестало быть широко рекламируемой инновационной формой и получило статус одной из форм обучения в образовательных учреждениях РФ (наряду с очно...