Причины неуспеваемости на уроках истории и методы её преодоления.
методическая разработка по теме

Косова Инна Андреевна

Методическая разработка посвящена проблеме  неуспеваемости и предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Признаки отставания в сочетании с анализом их причин служат предпосылкой для реализации мер предупреждения неуспеваемости. Таково направление совершенствование процесса обучения, которое способствует предупреждению неуспеваемости, создает условия для своевременного обнаружения и устранения отставаний учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Неуспеваемость учащихся на уроках истории

и методы ее преодоления»

Цели: личное самообразование, расширение общепедагогических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.

Задачи:

  1. углубление знаний в области предмета «История»;
  2. овладение достижениями педагогической науки по предмету «История»,
  3. повышение общекультурного уровня.

Неуспеваемость – это сложное и многогранное явлений учебной действительности, требующее разносторонних подходов при изучении.

 По проблеме преодоления неуспеваемости имеется обширная литература, как в России, так и за рубежом, накоплен ценный практический опыт, сделан ряд общих выводов, уже не нуждающихся в доказательстве. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям в усвоении знаний, развитий умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Установлено, в частности, что неуспеваемость учащихся закономерно связана с их индивидуальными особенностями, и с теми условиями, в которых протекает их развитие.  Повседневное изучение учащихся, постоянная поддержка, стимулирование их усилий – важное условие предупреждения неуспеваемости. Изучение учащихся ведется на основе документации, путем наблюдения, с помощью вопросников и анкет, бесед с родителями.

Целый ряд дидактических мер направлен на улучшение условий обучения. Одни из них осуществляются на уроке (в индивидуальной или групповой форме), другие - вне урока (в виде дополнительных занятий, консультаций).

Для слабых учащихся рекомендуются карточки с индивидуальными заданиями. Используются специальные приемы для опроса неуспевающих учащихся. Им необходимо давать больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы.  В ходе самостоятельной работы на уроке  задания для слабоуспевающих учащихся необходимо разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем у других учащихся, инструктировать их. Для предупреждения неуспеваемости можно использовать следующую последовательность: лучше начать с проведения самостоятельной работы, диагностирующей отношение учащихся к трудностям задания (трудность вариантов указана преподавателем). Анализ выборов вариантов учащимися покажет, сколь велик в данной группе процент учащихся, избегающих трудностей. Если такой процент велик, то можно сделать вывод, что это вызывается характером учебного процесса. И в первую очередь, следовательно, направить усилия на совершенствование урока. Одновременно необходимо вести наблюдение за слабой подгруппой учащихся с тем, чтобы оказывать им необходимую помощь. Индивидуальные поручения следует давать в первую очередь тем, кто не отстал еще в формировании знаний и навыков, но проявляет признаки отставания в опыте творческой деятельности, в развитии познавательных отношений. Это целесообразно потому, что таких учащихся относительно быстро можно подтянуть, и это будет способствовать повышению успеваемости группы в целом. Положительные сдвиги необходимо проверить с помощью самостоятельной работы. Этим заканчивается этап работы по предупреждению неуспеваемости, который направлен на ликвидацию ее причин, коренящихся в самом учебном процессе. Обнаружение признаков отставания – первое звено в профилактической деятельности преподавателя.

На следующем этапе основное внимание будет обращено на отдельных учащихся и на выявление причин их отставаний. В дальнейшем нужно продолжать периодическое проведение самостоятельных работ с выбором заданий. Основная цель – это устранение отставаний. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются  друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Можно выделить три группы учащихся в зависимости от мотивации к обучению -

слабые, средние и сильные - и применить к ним дифференцированный метод работы. Во время контрольной работы учащимся предлагается на выбор три вида заданий, различающихся по сложности. Задания на красных карточках наиболее сложные, на зеленых – для учащихся средней группы, на синих – для слабых. Учащиеся сами выбирают задания.

Одна из главных задач преподавателя подтянуть слабых до необходимого уровня, а также дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. Преподаватель в первую очередь помогает слабым учащимся. Группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по желанию и производится преподавателем с учетом успешности учения каждого учащегося. Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Слабым учащимся необходимо выучить необходимый минимум, данный на уроке, а более сильным, помимо материала, данного на уроке, можно дать вопросы для самостоятельного изучения (выполнить их с помощью необходимой литературы – список предоставляет преподаватель – подготовить сообщения и выступить на уроке).

Необходимым условием для предупреждения неуспеваемости является развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся. Это и определяет главные направления совершенствования урока. Стимулирование самостоятельности на уроке одна из главных задач преподавателя. Можно увеличить удельный вес поисковой деятельности учащихся за счет соответствующих заданий, которые имеются в учебниках истории. Например, в учебнике О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнова «Мир в ХХ веке» есть задания, направленные на самостоятельную работу учащихся, причем данные задания можно давать учащимся с разным уровнем подготовки. Необходимо так построить обучение, чтобы творческие элементы были четко выявлены. Опыт творческой деятельности приобретается учащимися и в процессе коллективной работы под руководством преподавателя. Задача преподавателя заключается в том, чтобы заострить внимание учащихся на анализе условий задания, выявить трудность ее решения, недостаточность данных для непосредственного вывода. Учащихся можно подразделить на группы и дать им задание, в группах должно быть равное соотношение сил, т.е. сильные учащиеся будут помогать в выполнении задания более слабым. Обучающие самостоятельные работы должны быть систематическим и неотъемлемым элементом процесса обучения на уроке истории. В некоторой степени преодолеть неуспеваемость учащихся по предмету помогает четко сформулированная учебная задача – с одной стороны, выполнить инструкцию (задание), а с другой – продвинуться в овладении действиями, в усвоении материала. Если в группе имеется значительное отставание, возможно, связать изучаемое на уроке с тем, что составляет внеучебные интересы (например, дать задание, связанное с выполнением на компьютере, или зарисовкой репродукции на историческую тему, или написание исторического сочинения). Целесообразно также, когда есть для этого повод, указывать учащимся связи изучаемого ими материала с материалом других учебных предметов, сообщать, где и когда изучаемое данный момент понадобиться в дальнейшем обучении. Например, при изучении разделов истории, посвященных культуре можно провести логические связи с литературой, при изучении территориальных особенностей государств – с географией, а при прохождении социально – экономических и политических отношений выявляется связь с экономикой и правом. Учебный предмет должен видеться учащимся как часть более широкой системы – системы общего образования.

Учебный процесс, в котором единственной книгой является учебник, - неполноценный учебный процесс. Также для преодоления неуспеваемости учащихся нужна наглядность и ТСО, на уроках истории используются исторические карты, репродукции картин, портреты исторических деятелей, схемы, таблицы, просмотр видеозаписей. Технические средства должны использоваться по мере возможностей и в домашней обстановке, Интерес к предмету повыситься, если учащимся предложить, например, такие задания: прослушать и просмотреть по телевизору все новости за два дня, связанные с внешнеполитической обстановкой в России и подготовить краткое сообщение; найти в свежей прессе материал, посвященный обстановке на Ближнем Востоке, посмотреть современные кинофильмы, в которых рассказывается, например, о Великой Отечественной войне («Звезда», «Первый после Бога»). Смысл подобных заданий состоит также в том, чтобы приобщить учащихся к просмотру образовательных передач, чтению научно - популярные газет и журналы.

В своей методической разработке я приведу пример карточек контрольной работы для учащихся с различным образовательным уровнем и с различным уровнем мотивации к обучению.(тема «Страны Западной Европы и США в 30-е гг ХХ в.»)

На оценку «5»:

 Задание1.  Заполните таблицу – впишите дату

Событие:

Дата:

Крах ценных бумаг на Нью-Йоркской валютной бирже.

Подписание дипломатического договора между СССР и США

Образование гестапо в Германии

Начало мирового экономического кризиса во Франции

Победа на парламентских выборах Народного фронта.

Задание 2.  Поставьте крестики напротив реформ «нового курса» Ф. Рузвельта

Событие:

Дата:

Ограничение конкуренции среди предпринимателей

Разрешение на создание профсоюзов на предприятиях

Уменьшение государственных социальных расходов

Запрет профсоюзов и стачек

Организация помощи безработным

Выплата пособий по безработице, инвалидности, пенсий

Запрещение детского труда

Ликвидация демократических прав и свобод граждан

Задание 3.На основе анализа документа определите, какие цели ставили руководители нацистов

Политика – это руководство исторической борьбой народов и ход этой борьбы. Цель этой борьбы – утвердить свое существование… Если нам не удастся в кратчайший срок превратить наши вооруженные силы в смысле боевой подготовки, количества соединений, технического оснащения и в первую очередь идейного воспитания в самую сильную армию мира Германия погибнет…

Страна перенаселена и не может себя прокормить за счет собственных ресурсов…

Окончательное решение проблемы состоит в расширении жизненного пространства, а также в расширении сырьевой и продовольственной базы нашего народа. Задача политического руководства состоит в том, чтобы в будущем долбиться решения этой проблемы…

Я ставлю следующие задачи:

1. Через четыре года мы должны иметь боеспособную армию;

2.  Через четыре года экономика Германии должна быть готова к войне;

3.  ____________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

Задание 4. Заполните правильными ответами кроссворд: 

По горизонтали:

  1. Президент Германии, поручивший А. Гитлеру сформировать правительство в 1933г

4.  Президент – республиканец в США, которого на посту сменил Рузвельт.

5.  Партия или группа людей, выступающая вразрез с господствующим мнением

7.  От итал.fascio — пучок), государственный режим тоталитарного типа.


8.   Имя президента США Рузвельта


11. Лидер итальянских фашистов.

По вертикали:

2.Направление во внешней политике США, основанное на идее невмешательства в вооруженные конфликты вне Американского континента

3.Преобразование, изменение какой-либо стороны общественной жизни

6.Вождь по-немецки.

9. Имя президента Франции Блюма.

10.Вождь по-итальянски.

1

2

3

5

4

7 6

8

9

10

11


На оценку «4»

Задание №1. Какие причины экономического характера обусловили принятие плана Дауэса? Пронумеруйте их по значимости


Причина

Экономический подъем в США

Разрушение мировых хозяйст.связей

Инфляция

Нестабильность валют

Экономический хаос в Европе

Задание№2. Раскройте позитивные и негативные стороны «процветания по-американски» в 1920-е гг.

Позитивные стороны________________________________________________________

Негативные стороны________________________________________________________

Задание №3 Какие формы правления избрали ведущие европейские страны для обеспечения выхода из экономического и политических кризисов в 30-е годы. Запишите их в таблицу

  1. Установление тоталитарной фашистской диктатуры
  2. Формирование коалиционных правительств
  3. Создание правительств Народного фронта
  4. Утверждение авторитарных режимов
  5. Формирование правительств социал-демократов

Страна

Формы правления

Великобритания

Италия

Франция

Испания

Германия

 

Задание №4. Какими еще отличительными чертами идеологии нацизма вы можете дополнить список?

  1. Национализм и шовинизм
  2. Расовая теория
  3. Культ силы

На оценку «3»

Задание 1. Заполните таблицу – подчеркните правильные ответы на вопросы.

Вопросы

Ответы

Какие цели ставили перед собой правительства народного фронта

  1. Построить коммунизм
  2. Запретить фашистские организации.
  3. Провести социальные реформы.

Что общего было в реформах «нового курса» в США и Народного фронта во Франции

  1. Повышение зарплаты
  2. Помощь фермерам
  3. Законодательство о труде
  4. Национализация промышленности
  5. Помощь безработным
  6. Запрет фашистских организаций.

 Задание №2 Ответьте на вопрос: почему именно США стали экономическим центром капиталистического мира?

____________________________________________________

Задание №3. Впишите в таблицу соответствующие даты

(Варианты ответов: 1931 г., 1932 г., 1935 г., 1936 г.)                

Изменения в Британской империи

Событие

Дата

Весминстерский статут о независимости доминионов

Предоставлена независимость Ираку

Конференция в Оттаве – торговые договоры

Конституция в Индии

Таким образом, предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Признаки отставания в сочетании с анализом их причин служат предпосылкой для реализации мер предупреждения неуспеваемости. Таково направление совершенствование процесса обучения, которое способствует предупреждению неуспеваемости, создает условия для своевременного обнаружения и устранения отставаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...

Преодоление неуспеваемости на уроках истории и обществознания.

Автор приводит примеры методических приемов преодоления неуспеваемости школьников по истории....

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся».

Дается определение "визуализация", указаны плюсы и минусы использования на уроках данного метода, актуальность выбранной темы, новизна опыта....

Первая мировая война: причины и начало // урок истории в 11 классе

Некоторые пояснения, касающиеся особенностей проведения данного урока, а также методические рекомендации в отношении того, как должна даваться данная тема....

Причины неуспеваемости обучающихся по физике и средства ее преодоления

Несомненно, одним из основных показателей, как отдельной школы, так и всего образования в целом является качество знаний обучающихся. Для контроля качества знаний обучающихся в последние годы проводят...