Дидактические игры на уроке права на закрепление нового материала.
статья по теме
В данной статье получили отражение как сюжетно- ролевые игры, так и игры с правилами, дидактические особенности которых были подробно рассмотрены в предыдущей главе. Критерием отбора данной серии игр была их занимательность для школьников и простота их подготовки в исполнении на уроке права.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_uroke_prava_na_zakreplenie_novogo_materiala.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на уроке права на закрепление нового материала.
В данной статье получили отражение как сюжетно- ролевые игры, так и игры с правилами, дидактические особенности которых были подробно рассмотрены в предыдущей главе. Критерием отбора данной серии игр была их занимательность для школьников и простота их подготовки в исполнении на уроке права.
Ролевые и комплексные игры.
В основе сюжетно – ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, которая носит правовой характер. Ее ведущим компонентом специалисты считают сюжет, он может быть вымышленным или реальным. Участники распределяют рол, «исполнение которых предполагается в ее процессе. Не целесообразно превращать игру в спектакль, заставляя учеников лишь воспроизводить сценарий.
Учитель может быть организатором игры, имея право вносить исправления, пояснения в случае ошибок. Так закрепляется правильная модель поведения в процессе игры с помощью специальных приемов.
Ход игры продумывается заранее. Допускаются некоторые отклонения от тактики игры. Педагог может сам выполнять определенную роль. Вот такие игры предлагают И Е. Уколова, И.Л.Друбачевская, А.П. Вакуленко, С.И.Володина и А.М.Полиевктова(Внеурочая деятельность по правовому образованию школьников.Уколова И.Е., Друбочевская И.Л. и др.- РФПР.2001.Основы государства иправа.№ 5-7,1999:
“Ролевое обсуждение”. Нескольким желающим школьникам раздаются карточки с обозначением роли (имени или должности) в игровом обсуждении. Роли являются тайной для всех, в том числе и для партнёров по игре. Через 10-15 минут дискуссии зрители должны определить, кто в какой роли выступал. Пример применения. Игра предназначается для старшеклассников, углубленно занимающихся правом, - например историей юриспруденции. Тогда в ролях могут выступать известные русские адвокаты, современные деятели юриспруденции. Можно разыгрывать процесс над Верой Засулич, заседание Госсовета по поводу принципов судебной реформы 1864 года или же просто показать фигуры-знаки представителей правовой системы, в частности, их встречу во время судебного процесса.
“Один в поле воин “. Один участник, выступающий в определённой роли, должен убедить одноклассников принять его точку зрения. После истечения указанного времени проводится обсуждение: удалось ли это сделать, какие аргументы приводились для убеждения, какими способами воздействия на аудиторию пользовался выступавший.
Пример применения. Игра может использоваться при изучении законов, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни: например, Закона о защите прав потребителей. На практике его нормы постоянно нарушаются, свои права надо уметь отстаивать.
Один школьник играет роль покупателя (больного, пр.), остальные - персонал магазин (поликлиники, пр.). Выбирается любая ситуация:
- продан бракованный прибор бытовой техники, но неисправность обнаружилась на второй месяц эксплуатации;
- ремонт в квартире закончен, но полы оказались испорченными;
- пломба после лечения зуба выпала через неделю;
Потребитель должен заставить другую сторону удовлетворить его претензии. При этом “ пострадавший “ должен знать пределы своих требований, в какие органы потребитель
может продолжить: решить, в какие органы потребитель может обращаться с жалобой, и разыграть эту сцену по прежним правилам.
“ Тайные желания “. Даётся игровая установка: “ В нашем обществе назрела необходимость разрешить некоторые серьёзные проблемы. Несколько групп ( обычно две-три) начинают разрабатывать решение этих проблем (например, пишут законопроект ). Предполагается, что герои, которых представляют ученики, наделены властью (представители государственных структур), но имеют определённый “тайный умысел”, неизвестный остальным. Какая-то контрольная группа большинства (например, простые обыватели этого общества) рассматривает предложения групп, выбирает подходящие предложения, отправляет на доработку. Группы - разработчики убеждают общество в своей правоте; их задача - провести как можно больше “ своих” законопроектов.
После принятия документов роли раскрываются, и члены групп объясняют, в чём состоял их замысел, насколько они преуспели и как теперь изменится жизнь всех в соответствии принятыми законами. Пример применения. Эту игру лучше адресовать старшеклассникам.
Учитель права поясняет: “ Общество с переходной экономикой попало в полосу кризиса. Одна группа (например, депутатская фракция) предлагает принять пакет законопроектов, способных оздоровить экономику. Их» тайная цель” - создать препятствия свободному экономическому развитию, но предлагаемые законы не показывают эту
цель, они очевидно антирыночные. В частности, предлагается Закон по
обеспечению всеобщей занятости (государство гарантирует всем гражданам право на труд, выпускники школ, не поступившие в вузы, обязательно получат работу, например, осуществляют ремонт дорог ,озеленение города: для этого вводятся специальные квоты ,проходит агитация школах. Люди предпенсионного возраста, потерявшие работу, озеленяют улицы, в зимнее время - убирают снег. Оплата общественных работ гарантирована, на это из бюджета выделяется определённая сумма, которая делиться на число работающих.
Другая группа предлагает создание гражданского общества со свободной экономикой, принятие Закона о налогах, который установит налогообложение не более14% от полученного доходами т. д. (Обществознание в школе// 1997. № 6 (Л, Адексеева Учебная игра для старших классов “Под защитой закона”).
Деловые игры.
Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьников умению применять правовые знания при решении глобальных проблем жизни, где взаимодействую, различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты.
В школьном правовом образовании уже есть примеры использования деловых игр. Вот некоторые их примеры:
«Выборы местной власти». Игра призвана показать процесс формирования местной власти – органов местного самоуправления. основой для ее построения будет служить текст Закона ов выборах в местное самоуправление, которые необходимо тщательно изучить всем участникам; для достоверности игры можно использовать образцы
бюллетеней, подписных листов.
Избирается комиссия по выборам. она объявляет условия регистрации кандидатов.
Всем потенциальным участникам предлагается выдвигать кандидатов вокруг которых создаются группы поддержки.
Далее проходит этап наиболее острой предвыборной кампании: публичные дебаты, расклейка листовок.
Избирательная комиссия определяет место проведения выборов, составляет план избирательного участка, составляет список избирателей.
Точно в срок агитация прекращается, наступает день выборов.
По окончании голосования подсчитываются результаты.
Иллюстративные игры.
Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения: правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создаётся для иллюстрации определённого конкретного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить моделью .на её основе не может быть сконструировано несколько идентичных игр с другими подробностями.
“ Ты не один”. Варианты этого игрового приёма часто используются в психотехнике и актёрском тренинге. В правовом обучении они показывают:
- что люди зависят в своих решениях от других людей,
что все члены общества достаточно крепко связаны;
- что жизнь в обществе заставляет людей постоянно искать компромисс, вырабатывать решения, согласовывающие интересы многих.
Возможно, после игры дети дополнят сведения.
А) Упражнение “Связка”. Для игры понадобится прочная верёвка длиной несколько
метров, Три игрока обвязываются веревкой и с этого момента могут двигаться только вместе. Остальные члены клуба разделяются на три группы, занимают в помещении место подальше друг от друга и воодушевлением начинают заниматься чем-то таинственным и
очень непонятным для стоящих в связки (перешептываются, хохочут, вместе что-то рисуют и т.п.) Их задача сделать так, чтобы связанные захотели посмотреть, что делается в группах.
Но поскольку существует ограничение каким-либо предварительно введенным условием (например, лимитом времени) или же каждой группе удалось придумать действие, особенно интересное только одному из тройки, достичь единодушного согласия о направлении движения в связке не удастся, и им проедется договариваться. Верёвка наглядно показывает, как происходит поиск компромисса: она провисает когда игроки достигли взаимопонимания, и натягивается, когда они непримиримы. Вовремя обсуждения игры можно поговорить и о способах, которые применяли ученики для выработки решения: убеждение, давление и т. п.
Б) Упражнение “Цепочка”. Для игры понадобятся воздушные шарики - на один меньше числа игроков. Участники строятся цепочкой, положив руки на плечи впередистоящего; между животом одного играющего и спиной другого зажат шарик, который запрещается поправлять и придерживать руками, теперь цепочка получает задание: пройти по маршруту, преодолеть препятствия. Практически сразу участником становится ясно, что успех общего движения зависит от
всех.
“Яблоко”. Игра внешне похожа на сюжетно-ролевую, но имеет жестко заданный итог: в конце игры ученики должны прийти к мысли о создании закона как всеобщего обязательного регулятора отношений. Задаётся сюжет: « В первобытном племени на народное собрание приходят шесть человек и обращаются к старейшине. Каждая пара состоит из человека, укравшего яблоко, и хозяина яблоневого сада. Слушаются три истории, в каждой из них - одинаковое преступление, но разное наказание:
- первого вора первый хозяин отпустил;
- второго вора хозяин сильно избил;
- у третьего вора хозяин забрал всё имущество и продал семью в рабство.
Хозяева могут обосновывать принятые ими меры ( своей добротой, обстоятельствами жизни и пр.
Каждый воришка протягивает старейшине яблоко и недоумевает: «Как же так? Почему за одинаковое дело нас наказали по-разному?”. Происходит общенародное обсуждение.
В результате вырабатывается принцип правил - единых для всех случаев и обязательных для всех людей.
“Разные значения слова закон”.
С помощью этой игры можно наглядно рассмотреть и проанализировать отличие законов юридических от нравственных и природных. Ведущий предлагает поиграть в какую-нибудь известную детскую игру.” Время от времени,- говорит ведущий,- я буду добавлять новые правила, я двух учеников попрошу быть экспертами и конце игры сказать, хороши ли
были новые правила “. Игра начинается, и два те раунда ребята играют
по заданным правилам. Затем ведущий вводит новое: «Все должны допрыгивать до своих мест на одной ножке”. Ребята играют раунд с этим правилом.
Вводится новое: «Все играющие должны быть добры друг к друг, улыбаться и дарить друг другу подарки”. Вначале это правило не вызывает затруднения. Для тех, кто не соблюдает правила. можно ввести “Скамейку штрафников”. Вскоре ребята начинают чувствовать. что что-то не то. Нельзя принудить быть добрыми. Мы ввели в игру “нравственный закон” и требуем его соблюдения. Однако обсуждение будет в конце, а пока вводится новое правило.
Ребята обсуждают, легко ли было соблюдать правила и почему. Ведущий проводит параллель между правилами игры законами государства, нравственными законами и законами природы. (Ловягин С.Ю. Право и лево: Учебник для 7 Кл.- М., 1998.) .
Шабуров А.С.( Шабуров А.С. Основы государства и права. Екатеринбург: Издательский Дом «Сократ», 1999.с.74) предлагает такие варианты ролевых игр для учащихся 9 ых классов:
« Комментатор».
Учащиеся должны дать развернутую характеристику и собственную оценку юридического акта, действия.
Примеры:
Дать комментарий нового нормативного акта.
«Репортаж из зала суда».
Пресс-конференция.
Комментарии и объяснение социально- политической, юридической проблемы современного общества.
Примеры проблем:
Права человека в мире и российской Федерации.
Полемика.
Коллективное обсуждение политически и юридически значимой проблемы.
Примеры:
Пути улучшения дисциплины в классе.
Продажа газет в свободное от учебы время: хорошо или плохо?
Список использованных библиографических источников.
- Антнов В.В. Младшим школьникам о всеобщей декларации прав человека. - М., Вита-Пресс,1998.
- Болотина Т.В.Обучение школьников правам ребенка.//Основы государства и права. №4,1999.
- Борзова Л.П. Дидактические игры. // Преплдавание истории в школе. 2000.№1.
- Борзова Л.П. Ддактические игры при изучении новогоматериала// Преподавание истории в школе. 2000. №3.
- Борзова Л.П. Игры на уроке истории. Владосс-Пресс.2004.
- Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М.. 1997.
- Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников//Уколова И. Е., Друбочевская И.Л. и д.р. - РФПР. 20001 //Основы государства и права.
- ВыготскийЛ.С. В. Воображение и творчество в детском возрасте. М.. 1967.
- Вяземский Е.Е., СтреловаО.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М., Владос. 1998.
- .Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника.// Советская педагогика. 1982 №9.
- Гиззатуллин И.Г. Игры для старшеклассников// Преподавание
истории в школе. 1992. №5 – 6.
- Гргорьев В.М.Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков. Канд.дис. М., 1984.
- Гуляева О.Б.Урок-игра в 9 классе / Преподавание истории в школе. 1991. №4.
- Даийри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся. М.,1996.
- .Иванова Т.Н. История в 7 Кл. Сценарии ролевых игр. Чебоксары. 1993.
- Жеругов Р. Т Активные технологии преподавания и изучения теории государства и права. – М., Просвещение.2000.
- .Лернер И.Я. Познавательные задачи в изучении истории. М., 1968.. Обществознание в школе.// 1997 № 6 (Л.Алексеева Учебная игра.)
- Макарьев.и. Если ваш ребенок левша. СПб,1995.
- .Платонов К.К. , Голубев Р.Г. Психология. М.,1997.
- Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.
- Пронькин В Н. Живое право. СПб., 2000г.
- .Фрадкина Ф.И. Психологический анализ игр.// Советская педагогика. 1953. № 4..Цыренова М.Г. Дидактические игры на уроках истории. М.,1993.
- Шварев П.А. Психология., 1946.
- Шмаков С.А. Игры учащихся-феномен культуры. М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок закрепления нового материала в 5 классе по теме: «Площадь и периметр»
Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по учебнику «Математика 5». Авторы: Мордкович А.Г, Зубарева И.И.Урок закрепления нового материала в 5 классе по теме: ...
Урок изучения и первичного закрепления нового материала по чтению и развитию речи в 6 классе по теме «Апрель» В.Бианки.
конспект урока для коррекционных школ VIII вида...
Методы и приемы работы на уроке изучения и закрепления нового материала
Материал содержит методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся на уроке изучения нового материала....
Тема урока: «Искусство и духовная жизнь». Тип урока: освоение и закрепление нового материала Технология обучения: информационно-коммуникативные технологии Формы работы: школьная лекцияcприменением мультимедийной презентации Планируемые результаты: Учащи
открытый урок в рамках окружного методического дня...
Тема урока: «Искусство и духовная жизнь». Тип урока: освоение и закрепление нового материала Технология обучения: информационно-коммуникативные технологии Формы работы: школьная лекцияcприменением мультимедийной презентации Планируемые результаты: Учащи
презентация урока Тема урока:«Искусство и духовная жизнь».Тип урока: освоение и закрепление нового материалаТехнология обучения: информационно-коммуникативные технологииФормы работы: ...
Продуктивные задания для закрепления нового материала
Выступление на ШМО...
Кратковременный тест для закрепления нового материала на уроках физики в 7 классе
Кратковременный тест для закрепления нового материала на уроке физики в 7 классе....