Эффективность заданий с применением ИКТ
статья по теме

Джарбулова Карлыгаш Каирбековна

В данной работе я проанализировала эффективность заданий, которые  предлагаются для выполнения ученикам на урока с применением ИК - технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_zadaniy.docx77.99 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность заданий с использованием ИКТ-технологий

Информация не знание, знание не мудрость, а мудрость не предвидение. 

Думаю, именно это, должен учитывать каждый учитель перед  подготовкой к уроку, в особенности с использованием ИКТ-технологий, если желает на деле получить  от урока наибольший эффект и вызывать активизацию познавательной активности своих учеников.

С 2011 года в своей   работе, как учитель математики и информатики, я начала применять проектную деятельность на уроках (после прохождения курсов «Метод проектов»), которая дала возможность реализовать свой творческий потенциал, применять на уроках современные образовательные методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся, а также развивать творческие начала в своих учениках.

При работе над проектами, учащимся приходиться работать с различными компьютерными, мультимедийными технологиями, осваивать навыки работы в интернет , в связи с этим они приобретают навыки работы с офисной и компьютерной техникой, вырабатывают умение работать в локальной и глобальной сетях, обмениваться  информацией, вести совместную работу и т.д.

Одним из решающих факторов возможности полноценно применять на уроках ИКТ является материальная база школы, ее обеспеченность. Заведование мультимедиа –кабинетом (17 компьютеров, подключенных  к Интернет), дает мне возможность активно использовать в своей практике ИК-технологии.  

Исходя из своей практики и  основываясь на изученной литературе, могу сказать, что информационно-коммуникационные технологии являются наиболее эффективными во время проведения урока при выполнении следующих заданий:

  1. Изучение нового материала посредством работы с интерактивными электронными учебниками,  которые содержат полноценные иллюстрации, анимации, звуковое сопровождение, видео-материалы. В учебнике должны быть кроме теоретического материала, задания для выполнения, тесты, лабораторно – практические работы и т.п. Все это дает ребенку возможность работать в индивидуальном темпе,  более глубоко воспринимать учебный материал, самостоятельно заниматься вне уроков, целенаправленно работать над повышением уровня своих знаний. работы Рост показателя качества знаний, говорит об эффективности.

Например,

  1. на уроках геометрии при изучении разделов стереометрии, очень кстати использование 3D – анимации геометрических тел, которые помогают формировать пространственное представление учащихся. Можно дать задачи на готовых чертежах
  2. При изучении темы «Функция», «Диаграммы» можно широко использовать возможности MS EXCEL. Задание: исследовать свойства функции, проанализировать диаграммы и т.д.

  1. Решение проблемных вопросов урока. В ходе работы учащиеся пользуясь возможностями Интернет  собирают информацию, обсуждают, отбирают необходимый материал, представляют свои материалы в образованном виде (схемы,  таблицы, карты mind map, графики, диаграммы и др), создают презентации. Учащиеся при выполнении такого типа задания , кроме освоения знаний и отработки  практических навыков, развивают коммуникативные способности: вести переговоры, уметь эффективно слушать, активно задавать вопросы, справлять с растерянностью, выступать перед аудиторией, преодолевать конфликты, аргументировать свою позицию, создавать  плодотворную рабочую атмосферу доверия, умение работать в команде, делить ответственность за результат совместного труда. Также развиваются такие качества умение планировать, распределять обязанности, доводить начатое дело до конца.  

Именно такого типа задания, активизируют познавательную деятельность моих учеников. Хочется отдельно отметить, что даже  слабоуспевающие учащиеся начинают проявлять интерес к изучению математики, так как на уроке они могут показать свои знания и умения применять компьютерных технологии, проявить свои личностные качества, реализовать творческие способности, вследствие этого приобретают уверенность в своих силах и потребность в познаниях.

На своих уроках наблюдаю, что дети с удовольствием решают тестовые задания, неоднократно возвращаясь к повторному выполнению, если неудовлетворенны полученным результатом. Вне уроков данное задание можно с пользой использовать при закреплении теоретических знаний.

В 5 – 6 классах наибольший интерес, хорошее запоминание материала урока, вызывают презентации, красочные флипчаты. При работе с данной  возрастной группой учащихся, особенно эффективно на уроке  интеграция ИКТ и игровой технологии. Возрастает эмоциональная составляющая урока, легче достигаются не только образовательные, но воспитательные и развивающие цели урока.

Для диагностики эффективности тех или иных заданий урока можно использовать на стадии рефлексии  такой прием как «Поездок». (http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200702105), либо используя возможности Google создать совместный документ  «Эссе», «Письменное интервью», «Плюс – минус-интересно» и др.

Если перейти к заданиям, которые являются малоэффективными при работе с учащимися, то хочу  назвать следующие:

  1. Одноуровневые задания на выполнение (при их выполнении теряется интерес учащихся как слабоуспевающих, так и детей продвинутого уровня)
  2. Поиск ответов в  Интернет на односложные вопросы, когда можно использовать один источник информации.
  3. Тесты с большим количеством вопросов (за урок можно провести 2 тестирования по 10-12 вопросов)
  4. Задания и теоретический материал в  виде большого текстового фрагмента  (нужно дополнить иллюстрациями, выделить существенное  цветным шрифтом)

В качестве вывода: при использовании ИК – технологий, нет специфических заданий которые были бы не продуктивными, если строго выполнять все требования  к уроку, проявлять творчество при разработке урока, рационально использовать возможности компьютерной техники, целесообразно применять программные продукты, использовать современные образовательные технологии.

Свои приемы, которые  использую на уроке, я представила в следующей схеме, которую могу рекомендовать другим учителям.

PS:  наблюдаю, что мои ученики при выполнении домашнего задания, с удовольствием обращаются ко мне за помощью или консультацией, и делают это … через mail.ru – Agent или  Skype, выполненные задания по информатике отправляют по электронной почте. Думаю, что можно данный интерес детей к виртуальному общению, использовать во внеурочное время. Например, в определенные  дни недели и оговоренное заранее время проводить видео-конференции, вебинары, с целью коррекции знаний слабоуспевающих учащихся, дополнительных занятий по углублению знаний одаренных  детей, консультации выпускников школы по подготовке к ЕНТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по оценке эффективности урока с применением здоровьесберегающих технологий

Аналитическая справка по оценке эффективности урока с применением здоровьесберегающих технологий Цель проверки:  оценка эффективности работы учителей на уроке с позиции здоровьесбережен...

Эффективное и плодотворное применение ИГС Geogebra на уроках алгебры и геометрии.

Конспект урока по алгебре на тему: «Четыре замечательные точки треугольника. Демонстрация следствий из теорем о биссектрисе угла, серединном перпендикуляре к отрезку, высотах треугольника и медианах т...

Повышение эффективности урока через применение современных образовательных технологий

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня, в условиях распространения коронавирусной инфекции, каждый педагог ищет наиболее эффективные п...

Памятка для родителей. Эффективное и правильное применение игровых программ средствами информационных технологий

Каширский ССРЦН «СЕМЬЯ»   Составитель:логопед отделения ОРНОУФВ      Кузнецова Наталья НиколаевнаВажно не только правильно выбрать игру,...