Использование ИКТ и медиаресурсов интернета как педагогический ключ успешного обучения учащихся на уроках русского языка и литературы
статья на тему
Обобщение опыта работы, поиски эффективных методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_na_urokah_russkogo_i_literatury.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ и медиаресурсов интернета как педагогический ключ успешного обучения учащихся на уроках русского языка и литературы.
В наши дни актуальна проблема повышения эффективности учебной деятельности учащихся и управления их деятельностью на уроке. Перед современной школой ставится главная задача — обеспечить развитие школьника, его потребностей и способностей к саморазвитию, самоопределению. Процесс развития ребенка зависит от деятельности учителя, которая в своей основе является развивающей и управляющей.
В условиях школы процесс развития личности в большинстве своем происходит на уроке. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы эффективно управлять им, обеспечить включение учащихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. Этому способствуют современные информационно-коммуникативные технологии.
В сети имеется большое количество материалов, адресованных преподавателям и учащимся. Для интеграции интернет-ресурсов созданы портал ФЦИОР (fcior.edu.ru), информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru). Кроме того, сбор и систематизация образовательных ресурсов осуществлены на федеральных образовательных порталах, ведущим из которых является портал "Российское образование" (http://www.edu.ru).
Эффективными ресурсами с точки зрения достижения целей образования являются опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и справочников. Практическая значимость этих ресурсов для подготовки и проведения занятий по гуманитарным дисциплинам очевидна, т.к. это открытый доступ к полнотекстовым электронным информационным ресурсам - учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, научно-популярным статьям. Умение постоянно пользоваться ими свидетельствует сегодня о должном уровне информационной грамотности как учителя, так и учащегося.
Развитие интернет-технологий, мультимедийных сервисов Сети предоставляет возможности для организации виртуальных экскурсий в разнообразные музеи в России и за границей, в художественные галереи. Сочетание высококачественных изображений, музыкального сопровождения, содержательного комментария производит глубокое впечатление, позволяет получить эстетическое наслаждение, вызывает интерес к предмету, повышает учебную мотивацию.
Использование образовательных ресурсов сети Интернет способно поднять на качественно новый уровень практически все направления образовательной деятельности. Учебная, внеучебная, исследовательская и организационная деятельность педагогов и учащихся во многих случаях становится более эффективной и адекватной, если ее информационное обеспечение выстраивается с применением компьютерной техники и телекоммуникационных технологий.
На данном этапе успешное обучение без использования ИКТ невозможно. Чтобы идти в ногу со временем, приходится постоянно искать новые пути, методы подачи материала, формы контроля и закрепления изученного. И конечно неоценимая помощь в этом отношении оказывается ресурсами Интернета. Они могут улучшить подготовку, существенно повысить эффективность обучения, предоставляют такие возможности, как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио- и видеоинформацией, содействуют формированию у школьников мотивации к изучению гуманитарных дисциплин. Благодаря этому, использование ресурсов сети Интернет оказывается востребованным, а необходимость знакомства учителей с видами таких ресурсов и основными подходами к их использованию становится очевидной.
Так, на уроках русского языка я использую сайты «По уши в ГИА» и «Капканы ЕГЭ», где даются теоретические материалы для подготовки к экзаменам. В сети есть много ресурсов, дающих дополнительные сведения по подготовке к ЕГЭ, ГИА, содержащих демонстрационные материалы, методику оценки ответов.
Использую лекции для конспектов, копирую схемы и таблицы и демонстрирую в качестве наглядных пособий. Предлагаю учащимся самостоятельно воспользоваться ресурсом, чтобы восполнить пропущенный материал, например, из-за болезни. Для закрепления использую интерактивные диктанты, звуковые диктанты, различные тесты, видеолекции и видеоуроки, которые способствуют разнообразию видов деятельности на уроках. Осуществить контроль обученности мне помогает сайт «Захарьиной Е.А.», где представлена огромная коллекция тематических тестов по всем правилам русского языка, а также подбор тестов по каждому заданию ЕГЭ и ГИА и варианты экзаменационных работ. Постоянно добавляются новые разработки тестов. Сайт интересен тем, что работает в режиме он-лайн, учащийся после выполнения задания, имеет возможность проанализировать ошибки, сразу получает оценку. Учителю предоставляется возможность применить индивидуальный подход при работе с данным ресурсом.
Еще больше возможностей реализация ИКТ получает на уроках литературы.
На сегодняшний день собрала коллекцию презентаций по творчеству писателей, изучающихся в рамках школьной программы.
Настоящим открытием для меня были материалы, размещенные на Ю-ТУБе. Замечательные лекции, продолжительностью 20-25 минут, ведущих кандидатов и докторов филологических наук Д.Бака и Л. Соболева, которые раскрывают идею произведения, рассказывают о жизненном пути автора. Выступления сопровождаются фрагментами кинокартин, демонстрациями портретов, фотографий, высказываниями литературных критиков. Так, на свои уроки я использовала материал по творчеству И.Гончарова ,А. Чехова, Л.Толстого, Ф.Достоевского, М.Горького и других. Причем учащимся предлагается не просто прослушать, а ставится задача - составить и записать конспект лекции. Или заранее составляю вопросы, на которые нужно ответить в ходе просмотра материала. Таким образом, реализуется еще поисково-исследовательский метод. Расширение информационного пространства урока, привлечение дополнительного "живого" материала открывает перед учителем новые возможности по созданию проблемных ситуаций. Различные точки зрения на одну и ту же проблему побуждают ученика к самостоятельному мышлению, формированию собственной позиции, ее обоснованию и аргументации. На основе выявления личностно значимых для учащихся проблем организуется проектная деятельность. Метод проектов позволяет органично соединять поисковую, исследовательскую деятельность в процессе решения проблемы и достижения определенного реального результата
Анализ проверочных работ показывает, что уровень усвоения материала выше при использования ИКТ по сравнению с традиционными методами подачи материала. В изучении лирики нахожу видеоклипы с актерским исполнением поэтических произведений. Так, никого не оставило равнодушным стихотворение С.Есенина «Письмо женщине» в исполнении заслуженного артиста России С.Безрукова, «Пророк» А. Пушкина в исполнении И. Смоктуновского. Опять же в клипе прочтение стихотворения сопровождается музыкальным оформлением, художественной интерпретацией.
Конечно же повышению мотивации обучения способствует и просмотр фрагментов экранизации изучаемых литературных произведений. Здесь важно произвести предварительный отбор материала и донести до внимания детей только самый значимый, самый яркий эпизод. На своих уроках я использовала этот метод при изучении следующих произведений: «Мертвые души», «Судьба человека», «Гроза», «Война и мир», «Обломов», «Отцы и дети», «Преступление и наказание» и другие. Например, на заключительном уроке по М.Шолохову «Судьба человека», после просмотра фрагмента, где Ванюшка бросается на шею главному герою со словами «Папка! Родненький!», у некоторых ребят заблестели в глазах слезы. А это значит, что главная задача изучения литературы – воздействовать не только на ум, но и на чувства, душу подрастающего поколения, была выполнена.
На самостоятельно разработанные презентации хоть и уходит много времени, но зато их можно разместить как авторский проект на различных сайтах. В «Открытом классе» есть мои работы «С.Довлатов», «Сравнительный анализ «Пророков» Пушкина и Лермонтова» и др.
Участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала. Неоднократно учащиеся становились лауреатами и призерами региональных дистанционных конкурсов «Современные писатели. Выдающиеся лингвисты», «Пословица- душа народа» , «Уж небо осенью дышало», «Живи, Земля.», филологический мегапроект «Науки юношей питают» и другие.
Сеть Интернет не только предоставляет современному учителю практически неограниченные возможности, но и предъявляет к нему новые требования. Он должен знать документы по модернизации системы образования, по профильному обучению, стандартам базовой и профильной школы, разнообразные программы. Для учителей-предметников в сети представлены методические разработки уроков с использованием инновационных методик. В рамках различных программ проводятся конкурсы среди образовательных учреждений, учителей на лучшие методические разработки, лучшие планы уроков с использованием интернет-ресурсов. Дважды принимала участие в конкурсе «Методическая шкатулка» в номинации «Урок с использованием ИКТ».
Периодически проходят сетевые мероприятия, информация о которых размещается на официальных сайтах федеральных образовательных порталов, ведущих педагогических университетов. В Сети проводятся интернет-педсоветы, интернет-семинары. Их материалы размещаются в открытом доступе. Участвовала в конференциях «Развитие языковой компетенции на уроках русского языка», «ЭОР на уроках» и др. Мой доклад по использованию ИКТ размещен ведущими конференции в журнале « Интернет и образование». Ресурсы сети Интернет позволяют учителю постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, получать консультации коллег, методистов. Так , в дистанционном режиме прошла обучение в мастер-классах «ЭОР на уроках русского языка и литературы» и получила сертификаты и свидетельство о повышении квалификации. Интернет-семинары, теле- и видеоконференции дают возможность в режиме реального времени общаться с авторами учебников, ведущими методистами, учеными-педагогами. Задать вопрос, высказать собственное мнение, предложение возможно в рамках сетевых мероприятий для педагогического сообщества. Вместе с тем каждый учитель имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, поделиться накопленным опытом, опубликовать методические разработки в электронных изданиях и на секциях интернет-педсовета, найти единомышленников.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образовательные ресурсы сети Интернет по предметам образовательной программы (русский язык, литература)
Примерные программы и государственные стандарты
http ://www. mon.gov. га/ work/obr/ dok
Книжная поисковая система eBdb
http: //www.ebdb. ru
Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам
http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html
Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка
http://www.slovari.ru/default. aspx?p=2572
Малый академический словарь (MAC)
Машинный фонд русского языка
Национальный корпус русского языка
Орфография и пунктуация
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbookl42/01/index.html
Правила русской орфографии и пунктуации
http://www.spravka.gramota.ru/pravila.html
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
http://www.natahaus.rn/index.php7newsicH 1146086920
Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html
Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова
http://www.ruslang.ru и www.slovari.ru
Собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ"
Частотный словарь русского языка С.А. Шарова
http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp
Этимологический словарь М.Р. Фасмера
Автоматическая обработка текста (АОТ)
http://www.aot.ru/onlinedemo.html
Анаграммы
http://www.blues.ru/fedor/anagrams.asp
http://tramvision.ru/words/ana.htm
"Балда" на "Грамоте.ру"
http://igra.gramota.ru
Бесплатная справочная служба портала "Грамота.ру" \
http://www.spravka.gramota.ru/buro.html
"Вавилонская Башня" (морфологический анализ)
http://starling.nnet.ru/cgi-bin/morphque.cgi?encoding=win
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Говорим и пишем правильно
http://community.livejournal.com/pishu_pravilno
Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сен
Журнал "Язык человека"
http://www.philol.msu.ru/~humlang
Коллекция интерактивных диктантов
http://learning-russian.gramota.ru/idictation.html
Конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех"
http: //www. rm. kirov. ru
Крупнейший мировой ресурс по лингвистике
Лингвомания
Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
НП "Телешкола"
http ://www. i nternet-school. ru
Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку
http: //www.svetozar. ru
Письмовник (правила и примеры оформления деловых бумаг)
http://www.spravka.gramota.ru/blang.html
Портал "Культура письменной речи"
Русский язык: краткий теоретический курс для школьников
http://learning-russian.gramota.ru
Синтаксис современного русского языка
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index.html7part-029.htn
Слова-палиндромы
http://tramvision.ra/words/pal.htm
Современный русский язык: Учебник под редакцией Н.С. Валгиной
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbookl07/01/index.html
Справочно-информационный портал "Грамота.ру"
CTEHГA3ETA.NET (лингвистические задачи)
Стилистика русского языка: Учебное пособие
http ://www. hi -edu. ru/e-books/xbook02 8/01 /index, html
Теория текста
http://evart ist. narod. ru/text 14/01. htm
Учебник грамоты
http://learning-russian.gramota.ru
Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи, лингвокультурология
http://learning-russian .gramota.ru
Этимология
http://community.livejournal.com/etymology_ru
Язык русской деревни (диалектологический атлас)
http://www.gramota.ru/book/village
Рейтинг литературных сайтов
"Букинист" - поисковая система. Описание языка запросов
Кладовка - коллекция ссылок
Новая литература. Литературно-художественный журнал
XX век Авторский сайт Леонида Каганова
Александр Зорич - творчество писателя
http: //www. zorich.ru/
Александр Левин - музыка, стихи, компьютеры
Андрей Кивинов - официальный сайт писателя
Андрей Константинов - официальный сайт
http://www.akonstantinov.spb.ru/
Анна Ахматова. Царственное слово
Борис Акунин. Сочинения
http: //www. aku n i n. га/
Даниил Андреев - биография и архив поэта
http://www.urania.ru/fond/biography.html
Открытый архив Даниила Андреева в Интернете
Иван Бунин. Рассказы и стихотворения
http://geocities.com/SoHo/Village/4988/bunin
Макс Фрай - страница писателя
Народная библиотека Максима Горького. Подборка статей о писателе
Творчество В. Пелевина
http://pelevin.nov. га/
Творчество Ю. Мориц
http://www.owl.ru/morits
Фандорин - представление литературного героя
"Вавилон" - современная русская литература
Литературное кафе в Интернете
http://www.tema.ru/rrr/litcafe
Поэзия и проза участников последних войн
http:/ /www. a rtofwa г. spb. ru
"Русский переплет" - литературный интернет-журнал
Серебряного века силуэт...
http ://www. silverage. ru/
Булат Окуджава. Стихи и песни
http://frol96.narod.ru/library/okujava/okujava.htm
Высоцкий: время, наследие, судьба
Иосиф Бродский
Иосиф Александрович Бродский - материалы о поэте
Иосиф Бродский - тексты стихотворений поэта
http://josephbrodsky.narod.ru/
Марина Цветаева. Стихотворения 1909-1941
Мир Марины Цветаевой
Николай Гумилев: электронное собрание сочинений
http ://www.gu m i le v. ru/
Осип Мандельштам
Расул Гамзатов - произведения поэта
"Vivos Voco!" - Борис Слуцкий
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LlTRA/SLUOO.HTM
"Артикул" - электронная библиотека поэзии
"Ковчег" - русская и советская поэзия
Лаборатория рифмы - все о рифме и стихосложении
"Мастера и Маргарита" - о русских поэтах XX века
Орден куртуазных маньеристов
Поэзия Московского университета
"Поэзия.ру" - литературно-поэтический сайт
Рисунок акварелью - поэзия Серебряного века
Русская поэзия XIX и XX веков
Русская поэзия шестидесятых годов
Современная русская поэзия
"Стихи.ги" - коллекция современной русской поэзии
Стихотворение на каждый день
http://www.yabloko.ru/News/p-9805.html
Центр русской поэзии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы.
Обобщение педагогического опыта....
Дифференцированный подход к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности и творческих способностей.
Статья может помочь педагогам, работающим в школах- интернатах, в коррекционных классах. Я рассказываю о том, какие виды дифферецированной помощи оказываю на своих уроках....
Педагогический ключ успешного обучения учащихся коррекционной школы.
В материале прописаны факторы, способствующие успеху умственного действия: мотивация учения, условия ученической деятельности, психологический климат.......
Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»
Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...
«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»
обобщение педагогического опыта работы:«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»Содержание:I. Введение....
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...