Дифференцированный подход к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности и творческих способностей.
статья по литературе (5 класс) по теме
Статья может помочь педагогам, работающим в школах- интернатах, в коррекционных классах. Я рассказываю о том, какие виды дифферецированной помощи оказываю на своих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности и творческих способностей.
Евгений Ильин, известный педагог-новатор, сказал: « На своём веку повидал разных учителей. Работать с классом умел каждый, с учеником - считанные единицы. А ведь педагогика всерьёз начинается с ученика, а не с класса…»
Я думаю, что все без исключения педагоги, работающие в школах-интернатах, детских домах сталкиваются с одними и теми же проблемами в обучении и воспитании. Проблемы связаны с тем, что наши дети требуют к себе больше внимания, чуткости, доброты. Кроме этого, каждый обучающийся обладает неповторимыми индивидуальными возможностями, своими особенностями психического склада. Обучение в школе – интернате тоже имеет свои особенности. Это связано с тем, что иногда дети поступают в школу с большим пропуском учебных занятий. Их очень сложно вовлечь в учебный процесс. Да и уровень интеллектуальных способностей зачастую бывает очень низким.
Поэтому перед учителем стоит непростая задача. Необходимо каждому ученику подбирать задания, соответствующие уровню его подготовки, использовать дополнительные дидактические материалы, методические и психологические приёмы, которые помогают ребёнку поверить в свои силы.
Дифференцированным обучением называют систему классной, групповой и индивидуальной работы. Чтобы пользоваться этой системой, нужно очень хорошо знать своих учеников. А хорошо знать учеников - значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха.
В своей работе я обращаюсь к следующим видам дифференцированной помощи:
1.Применение заданий разной степени сложности
2. Использование разных вариантов однотипных заданий
3. Объяснение хода выполнения подобного задания
4. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам
5. Самоконтроль учащихся при выполнении упражнений
6. Домашнее задание разного уровня сложности
Приведу в качестве примера проверочную работу по орфоэпии.
Цель работы – проверить орфоэпические умения и навыки (глаголы, причастия и деепричастия).
Задания для более слабых учащихся:
- Выпишите из орфоэпического словарика учебника глаголы в форме женского рода прошедшего времени, рифмующиеся с формой начала.
Обозначьте правильное ударение.
- Образуйте деепричастия и запишите их по образцу, обозначая правильное ударение.
Образец: поднять – поднЯв
Начать, понять, создать, передать, прожить, продать, сложить.
Задания для сильных учеников:
- Прочитайте. Почему в строчках А. Блока слово вьюга произносится не только с литературным, но и с диалектным ударением? Запишите это слово с правильным ударением.
Разыгралась чтой – то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре, за шага!
- Вспомните правила произношения кратких страдательных причастий прошедшего времени. Запишите примеры, расставляя ударение.
Проверочная работа по теме «Имя числительное».
Задания первого (среднего) уровня:
- Какой звук произносится на месте выделенных букв? Обозначьте его.
Семь, семнадцать, восемь, восемнадцать, семьдесят, семьсот, восемьдесят, восемьсот.
- Просклоняйте числительное семьдесят, обозначая ударение.
Задания второго (сложного) уровня:
- Запишите пять пословиц с разными числительными.
- Сделайте фонетический разбор числительного шестьсот.
Конечно, чтобы подготовить такие задания, приходится тратить много времени, но результаты сказываются быстро: дети работают в силу своих возможностей, проявляют активность, интерес к предмету.
Также я использую в своей работе задания, которые связывают уроки русского языка и литературы. Тексты и задания к ним помогают учащимся глубже понять смысл, особенности языка некоторых стихотворных произведений. Приведу пример.
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Игоря Северянина «Пушкин». Выполните задание по выбору:
- Напишите, какие известные орфограммы встретились вам в данном тексте;
- Подчеркните имена прилагательные как члены предложения;
- Выпишите все существительные 2-го склонения.
Учащиеся выбирают задание, с которым точно справятся. Но большинство, втягиваясь в процесс, выполняют все задания.
На уроках литературы я также предлагаю учащимся задания разного уровня сложности.
Анализируя стихотворение В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно», предлагаю следующие вопросы и задания.
Для учащихся слабого уровня литературного развития:
1. Каких героев стихотворения вы можете назвать?
2.Почему геликон назван «меднорожим»? Как вы представили себе этого героя?
Для учащихся среднего уровня литературного развития:
1. Охарактеризуйте героев этого стихотворения.
2. Что должны услышать читатели в этом стихотворении?
Очень часто учителя гуманитарного цикла сталкиваются с такой проблемой: дети плохо говорят, не умеют излагать свои мысли в устной и письменной форме. Поэтому очень важно организовать на уроке учебный диалог. Правильно выстроенный диалог позволяет учителю опросить каждого ученика, выявить уровень усвоения ребёнком тех или иных знаний, определить пробелы в знаниях. Зачастую во время таких диалогов происходит столкновение «знаю» - «не знаю». Конечно, бывают и неудачи, но в процессе поиска решения в диалог включается всё больше и больше ребят. Для некоторых ситуация неуспеха превращается в полезную мыслительную деятельность. Такие задания нужны, чтобы продолжить разговор на уроке. Учащиеся работают в группах или в парах. Каждый участник диалога имеет право высказаться, имеет право на ошибку, а иногда берёт на себя функцию учителя, помогая другим. Приведу пример такой ситуации на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа Л. Андреева «Петька на даче». Для первой (слабой) группы приготовлены следующие вопросы:
1.Что вы можете рассказать о Петьке?
2.Что означал один и тот же крик в парикмахерской: «Мальчик, воды»?
3.Как вёл себя Петька по дороге на дачу?
4. Чем завершилось его пребывание там?
Более сильным учащимся предлагается составить для другой группы свои вопросы по содержанию рассказа. Затем ребята по очереди задают вопросы друг другу.
По степени сложности зачастую приходится подбирать контрольные диктанты, определять все орфограммы и пунктограммы, которыми насыщен текст, готовить необходимые подготовительные задания, включать их в ход уроков, связывая с текущим материалом.
Для активизации познавательной деятельности использую различные занимательные задания, соревнования, упражнения со скороговорками, весёлые стихи и другие задания, которые вызывают у учеников интерес к предмету, желание участвовать в различных конкурсах, проявлять свои творческие способности. Стоит отметить, что некоторые наши ученики успешно участвуют не только в городских, но и во всероссийских конкурсах и олимпиадах. Индивидуальный подход помогает ребёнку поверить в себя, не бояться трудностей в учёбе. Но иногда осуществлять такой подход бывает очень и очень сложно. Тогда на помощь приходят уроки литературы. Анализируя художественное произведение, мы обращаем внимание детей на то, что в нём нет ни одного второстепенного героя. Даже безымянные, не издающие ни одной реплики персонажи важны и имеют свои лица. Так и ученики, активные, обидчивые, любознательные, выкрикивающие с места, не желающие отвечать – все они такие разные, все они самые главные действующие лица в нашей работе.
И напоследок хотелось бы произнести слова, адресованные людям самых разных профессий: «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Материал презентациии был подготовлен для аттестации.В проекте проанализирована многолетняя работа по опрным таблицам по русскому языку, что позволяет сказать о этом приеме как действенном. Обучение, ...
Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет:интенсифицировать деятельность учителя и школьника;повысить качество обучения предмету;отразить существенные стороны филологических...
"Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов"
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...
Презентация к методической разработке «Использование репродукций картин отечественных и зарубежных художников на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся».
Презентация к методической раработке «Использование репродукций картин отечественных и зарубежных художников на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятел...
Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся
выступление...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ создания условий к развитию творческих способностей учащихся»
Педагогический проект в рамках аттестации...
Из личного опыта учителя. Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС".
В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к сл...