Традиции и инновации в образовании
статья по теме
Дана сравнительная характеристика традиционного и инновационного обучения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Именно инновационная деятельностьне только создает основу для создания конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, способствует личностному росту обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obraz.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Матузова Светлана Владимировна
Преподаватель ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова», с. Слобода
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании».
Изменения в характере обучения в последнее время происходят в системе глобальных образовательных тенденции. К ним относятся: массовый характер образования и его непрерывность, значимость для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация процесса образования к потребностям личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия. Важнейшая черта современного обучения - его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и принимать активную позицию в обществе.
Учебный процесс охватывает следующие типы обучения: "поддерживающее обучение" и "инновационное обучение". "Поддерживающее обучение" - процесс и результат такой образовательной деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта. Такой тип обучения относится к традиционному. "Инновационное обучение" - процесс и результат такой образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения помимо поддержания существующих традиций связан с творческим поиском на основе имеющегося опыта и тем самым с его обогащением.
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении [3, с. 125].
Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Главной целью инновационных технологий образования является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой, подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Данные педагогических исследований показывают, что общие представления о традиционном учебном процессе в разных странах мира имеют сходные черты. Традиционным является урок - одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на изложение нового материала, его закрепление учениками, оценивает результаты. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде. Учитель является единственным действующим лицом учебного процесса.
На протяжении ряда последних лет в разных странах мира нетрадиционным для педагогов является построение обучения в контексте непрерывного образования, создание для обучаемого возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но и активно познавать мир, самому искать ответы. В этом направлении ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем.
Традиционная педагогическая система, эффективность которой согласно статистическим исследованиям составляет не более 60%, не может быть реорганизована единовременно по всем параметрам. Требование постепенности - одно из категоричных условий успешности нововведений в образовательной сфере [4].
Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса. Репродуктивное обучение направлено прежде всего на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, которое гарантирует эффективные результаты в рамках традиционной ориентации. Проблемное обучение направлено на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности на основе рефлексии. Соответствующий поисковый подход к обучению формирует опыт самостоятельного поиска обучаемыми новых знаний и применения их в новых условиях, опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации. Основными вариантами модели поискового подхода являются модель обучения на основе систематического исследования, игрового моделирования, дискуссии, совместной выработки позиций, принятия решений. Поисковый подход ставит педагога в позицию партнера по учебному исследованию, предполагает личностную включенность всех участников обучения, высокую личностно-профессиональную готовность педагога к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимся. Обучаемый же играет активную роль участника исследования, игры, дискуссии в учебном процессе.
Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие учащихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности [4]. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся.
При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания [2, с. 123].
Наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-ориентированного подхода, коммуникативно-диалоговой, проектной, учебно-игровой деятельности. Без применения информационно-коммуникативных технологий образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь[1, с. 67].
Практика показывает, что для реального профессионального роста недостаточно простого знакомства с теми или иными образцами педагогического опыта, ощущения секретов и тонкостей педагогического мастерства. Практическое освоение данных технологий должно давать результат. На занятиях педагог должен заниматься формированием гражданских качеств, социально-ответственного поведения, конструктивного участия в обмене мнениями, ориентировать на внимательное, непредвзятое отношение к событиям, фактам, а это значит, такими качествами он должен обладать сам. Ведь нельзя развивать и формировать у учеников то, что внутренне чуждо или безразлично самому учителю. Возникает проблема профессиональной и личностной готовности учителя к использованию нововведений в учебном процессе. Тонкости освоения современных активных форм и методов обучения определяются не только самими способами работы, но и связанными с ними ожиданиями по отношению к учителю.
Какими же качествами должен обладать педагог в современном образовании? Во-первых, испытывать искренний интерес к ученику. Невозможно имитировать терпеливое выслушивание, заинтересованное внимание, стремление узнать его точку зрения, интерес к его суждениям, впечатлениям. Во-вторых, обладать гибкостью в ведении обсуждения, обмене мнениями, сжатому, лаконичному подведению итогов, выражать свои мысли, не подавляя мнение окружающих. В- третьих, быть терпимым. Спокойно воспринимать ошибки в фактах, логике рассуждений. Уметь побуждать учащихся к уточнению мысли без стремления одернуть, оборвать инициативу.
Положительное отношение к личности ребенка, восприятие его мыслей, интересов, чувств, доброжелательность, принятие личности ребенка должно быть приоритетным в образовательном процессе.
Современный этап развития образования характеризуется возрастающей творческой активностью педагога. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям [5].
Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования. Общество начинается с народного образования: создаваемые в нём интеллектуальные и духовные ресурсы обеспечивают соответствующее развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, технического прогресса, возрождение нравственности, национальной культуры и национального интеллекта, поэтому реформы, происходящие в обществе, всегда связаны с реформами и инновациями в образовании.
Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.
Список литературы:
1. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
2. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/25.php (дата обращения: 22.10.2012)
4. Инновации в образовании. Выступления участников VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm.
5. http://www.mou-rdu.ru/innovacii.htm (дата обращения 25.10.2012)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции и инновации на занятиях по прикладному искусству в дополнительном образовании
Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современно...
Традиции и инновации в системе образования на примере преподавания иностранного языка
Краткое описание применения проектного метода...
Педагогичекие традиции и инновации-залог совершенствования системы образования
Статья на тему: "Педагогические традиции и инновации - залог совершенствования системы образования"...
Статья на тему "Традиции и инновации в образовании"
Статья на тему "Традиции и инновации в образовании"...
Традиции и инновации в системе дополнительного образования
Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Педагоги дополнительного образования в основном работают по самостоятельно разработанным адаптированным и авторским...
Образование: традиции и инновации
Образование: традиции и инновации...
Образование: традиции и инновации
Образование: традиции и инновации...