Традиции и инновации в системе дополнительного образования
статья
Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Педагоги дополнительного образования в основном работают по самостоятельно разработанным адаптированным и авторским программам. Ведущей тенденцией становления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер, что предполагает переоценку педагогом своей профессиональной деятельности. На смену традиционного педагога необходим педагог с инновационным стилем мышления, педагог-исследователь, консультант.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ns_portal.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции и инновации в системе дополнительного образования
Современное дополнительное образование, как и вся система образования в РФ находится в процессе изменений, вызванных политическими и социально-экономическими реформами. Вышедшие основополагающие документы, касаются не только образования в целом, но и конкретно дополнительного образования.
Одной из особенностей нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Дополнительное образование детей является частью системы общего образования, а так же выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребенка, и направлено на раннюю профессиональную ориентацию. Дополнительное образование способствует реализации знаний, умений и навыков, стимулирует познавательную мотивацию детей. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе, самоопределится со своей будущей профессией.
Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в образовании не вызывают сомнений. Но надо заметить, что сметающий все на своем пути прорыв в новое, связанный с игнорированием, а при случае и разрушением всего "старого", не учитывающий уроков прошлого, приводит, в конечном счете, к тому же, что и отказ от реформ в пользу традиционного, привычного и притом не самого лучшего. Итогом будет отсутствие результата, по крайней мере, положительного. Следует уточнить, что же означают понятия «Традиция» и «Инновация».
«Традиция» (от лат. tradition – передача) в образовании – это устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения и воспитания, которые передаются из одного поколения к другому и играют важную роль в воспитании и образовании новых поколений.
Под традициями в образовании следует понимать устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения, воспитания, которые передаются из одного поколения работников образования к другому.
«Инновации» (от лат. – «novatio» -обновление, новинка, изменение, а «innovation» - в направлении изменений) – первоначально обозначало внедрение элементов одной культуры в другую.
Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Педагоги дополнительного образования в основном работают по самостоятельно разработанным адаптированным и авторским программам. Ведущей тенденцией становления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер, что предполагает переоценку педагогом своей профессиональной деятельности. На смену традиционного педагога необходим педагог с инновационным стилем мышления, педагог-исследователь, консультант. Педагог способный к творческой и профессиональной деятельности, способный к саморазвитию и самоопределению. Такой педагог будет положительно влиять на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаст условия для духовного развития ребенка, сможет осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся. Следовательно, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его открытость.
Невзирая на различия содержания учебных программ дополнительного образования, общие представления о традиционном учебном процессе имеют схожие черты. Традиционным является урок, в ходе которого педагог преподносит новый материал, формирует умения и навыки, передает знания, опираясь на предъявление нового материала, его воспроизведение воспитанниками, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа педагога ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются воспитанникам в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса.
Современным же подходом к обучению является инновационная деятельность. Инновационная деятельность последних лет была направлена на преодоление жесткого манипулирования сознанием учащихся, формирование у них самостоятельности, установление доверительных отношений между воспитанником и педагогом, которые ориентируют на уважение к личности воспитанника. Одним из положительных результатов этого процесса оказалась замена учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника личностно-ориентированной моделью, утверждающей взгляд на ребенка как на личность. Ориентация на личность ученика в практике означает, прежде всего, смену стиля педагогического общения - от авторитарного к демократическому и гуманному, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовности к свободе выбора. Инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, а так же определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников, вырабатывает уверенность маленького человека в себе, своих силах. Инновационные процессы в сфере дополнительного образования детей определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания в отделениях дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.
Фактически учреждения и отделения дополнительного образования детей уже являются инновационными, так как творческая деятельность предполагает постоянный поиск новых и более совершенных педагогических методик, приемов и технологий воспитания и формирования юного гражданина. Именно поэтому, традиции и инновации следует рассматривать как особо значимый культурный и историко-педагогический феномен, поскольку именно по причине их взаимодействия не только образование, но и все институты общественной жизни в эпоху социальных реформ остаются способными к устойчивому саморазвитию. Из этого следует, что для нашей страны, ориентирующейся на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиций и инноваций в дополнительном образовании детей.
Инновации и традиции - это два полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в развитии современного образования. Переосмысление прежних взглядов и традиций, ведет к разнообразию и совершенствованию не только системы образования в целом, но и системы дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции и инновации в системе образования на примере преподавания иностранного языка
Краткое описание применения проектного метода...
Научно-практическая конференция Центрального федерального округа «Система дополнительного образования: опыт, традиции, инновации» Воронеж, 6-8.11.2013
«Социально-педагогическое направление в системе дополнительного образования. Деятельность Центра дополнительного образования «Юность» как открытой социально – педагогической системы с разв...
Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос
Доклад представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...
Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)
В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...
Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции
В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций и освоение практики бисерного рукоделия....
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...