Школьное научное общество как среда формирования толерантности
статья по теме

Баландина Оксана Владимировна

Выступление в секции "Развитие толерантности на уроках и во внеурочной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секция: «Формирование толерантности на уроках

и во внеурочной деятельности»

Тема: Школьное научное общество как среда воспитания толерантности

Завтрашнее общество будет жить сообразно тем образам, представлениям и идеям, которые сегодня сформируются в умах современной молодежи. Современное образование формирует у учащихся умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной среде, в социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической и поликультурной среде на основе толерантности.  От  деятельности школьного учителя  во многом зависит формирование общественного сознания, а именно воспитание толерантности как универсальной ценности современного общества. 

В соответствии с Декларацией толерантность проявляется в уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям; навыки эффективного межкультурного взаимодействия.[1] Эти же задачи стоят и перед современным образованием.

Особенно важно формировать толерантность у тех учеников, которых принято называть одаренными детьми.  Тем более что талантливые дети со временем должны составить ядро российского общества, его интеллектуальную и нравственную  элиту.

Не случайно одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является «создание,  как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей». Такой средой во многих школах и является ученическое  научное общество.

Цель работы: Рассмотреть различные направления деятельности школьного научного общества с позиций формирования толерантного сознания. Материалом анализа являются результаты работы школьного научного общества в период с 2001 по 2010 год.

В сентябре 2001 года в МОУ-СОШ №2 р.п. Степное Советского района Саратовской области началась реализация программы «Одаренный ребенок», в рамках которой и было создано ученическое научное общество. В апреле 2002 года в школе была организована первая научная конференция учащихся, которая в настоящее время стала традиционной.

Кратко цели исследовательского общества можно сформулировать следующим образом:

выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;

развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;

 развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, обладающей гуманистическим видением окружающего мира и толерантным сознанием.

Толерантность определяется, как умение без вражды относиться к чужому мнению, к чужому образу жизни, к другой национальной культуре, к иного рода религиозным взглядам, языку, чувствам, мнениям, верованиям, умение слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от собственного.

 Научно-исследовательская работа нацелена на формирование у учащихся творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения научных  источников. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем науки. И, как следствие учиться уважать мнение окружающих, прислушиваться к их доводам, находить точки соприкосновения. Научное общество создает возможности для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его, что является одним их условий создания толерантной среды в системе образования.

Представление результатов научной работы в ходе ученических конференций позволяет оттачивать навыки научной дискуссии,  конструктивного спора, целью которого является не формальное доминирование, а выявление научной истины, поиск компромисса.    

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем.  Именно на этих принципах сроятся взаимоотношения между научным руководителем и учащимся в ходе работы над научным исследованием.

 Кроме того, проектная технология, используемая в работе ученического научного общества, позволяет активнее вовлекать учащихся в социальное пространство, расширяя их мировоззренческие горизонты.       Таким образом, деятельность НОУ способствует созданию среды взаимоуважения, взаимной ответственности сторон образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность.  

Научно-исследовательская работа  организуется в рамках секций: филология (русский язык и литература);  иностранные языки; история, культурология, краеведение; обществознание, экономика, право; математика, информатика; естественные науки (физика, химия, биология, география). Работая над исследовательскими проектами в данных направлениях, учащиеся проводят сравнительный анализ и сопоставление норм и ценностей человеческого бытия, выявляют различия между культурами, понимают причинную обусловленность этих различий.

Члены ученического научного общества проявляют понимание многообразия культур, уважение к людям разных национальностей, их культурам и традициям, возможность самостоятельной ориентации в многообразии ценностей и норм, окружающих современного человека. Тематика исследовательских работ  свидетельствует об этом:

Лимерики как особый пласт английского фольклора;

История страны в истории моей семьи;

Великая Отечественная война через призму искусства;

Какие мы? (национальный характер населения стран Европы);

Средства массовой информации и избиратели 2015 года;

Традиции английской королевской семьи в культуре Великобритании;

Густав Климт: знакомые образы неизвестного художника;

Экология и проблемы энергоэффективности современной российской экономики.

На протяжении ряда лет члены ученического научного общества успешно отстаивают честь школы на региональных, всероссийских и международных научных конференциях. Происходит взаимодействие со сверстниками из различных регионов страны, расширяется круг общения и интересов, возрастает готовность к диалогу, взаимопониманию и уважению, признание права на проявление личностных характеристик в поведении и высказываниях, понимание и терпимость.

Нельзя не сказать и еще об одном направлении деятельности ученического научного общества – школьном краеведении. В соответствии с действующими образовательными стандартами и стандартами второго поколения по истории предполагается отводить часть учебного времени на изучение региональной и локальной истории.  Речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих народов, истории региона, города, села, семьи.[2]

        Однако учителя часто используют часы региональной истории как резервное время, за счет которого можно пройти более «масштабные» и емкие темы. Результат – размытые представления учащихся о региональной истории, без знания которой невозможно формировать толерантное сознание.  Школьное краеведение позволяет раскрыть перед учащимися уникальность многонационального и многоконфессионального Советского района на территории которого в течении двух тысячелетий проживали, сменяя друг друга племена сарматов и монголов, немецкие колонисты и  беженцы из оккупированных фашистами областей Советского союза.

        Главной задачей ученического научного общества является  воспитание внимательного думающего человека, открытого для общения и восприятия нового, неравнодушного, готового к сотрудничеству. Убеждена, что такой человек не попадет под влияние популистских и националистических лозунгов, ему чужды расизм, шовинизм и ксенофобия. Формирует эти качества не столько полученные знания и навыки, сколько позитивная атмосфера сотрудничества, которая делает научное общество учащихся подлинной средой формирования толерантности.

        

        


[1] Декларация принципов терпимости 16 ноября 1995г.

[2] Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы.- М.: просвещение, 2010. с. 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование в рамках деятельности школьного научного общества

Деятельность школьного научного общества довольно разнообразная. Однако, одним из основных направлений деятельности является экологическое образование....

статья "ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО – АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является школьное научное общество. В деятельность этой организации вовлекаются одарённые дети, т.е. дети с высоко развитыми спос...

Положения о работе школьного Научного Общества Учащихся "Родники"

Научное обществодобровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области исторической науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследо...

"Виват, Наука!" (Из опыта работы школьного научного общества учащихся)

С 2005 года в нашей школе действует школьное научное общество учащихся, которое после реорганизации получило новое название – «ФОКУС»: феноменально одарённые, креативные, увлечённые сверстники. Много ...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Организация работы школьного научного общества «Познание» как средство формирования экологической культуры.

Организация работы НОУ осуществляется исходя из основных элементов экологической культуры: экологических знаний, экологического создания, экологической деятельности.  Все эти элементы находят отр...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...