Организация работы школьного научного общества «Познание» как средство формирования экологической культуры.
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
Организация работы НОУ осуществляется исходя из основных элементов экологической культуры: экологических знаний, экологического создания, экологической деятельности. Все эти элементы находят отражение в работе школьного научного общества «Познание», которое является добровольным творческим формированием учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно – исследовательской, опытнической, природоохранной и просветительской деятельности под руководством педагогов и других специалистов. Целью НОУ является - создание условий для выявления и развития способностей одаренных детей в определенной области науки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы школьного научного общества «Познание» как средство формирования экологической культуры.
Борисова Елена Алексеевна,
учитель биологии МБОУ «СОШ № 16 с УИОП»
Экологическое образование и воспитание обучающихся способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи природе [3].
Формирование таких качеств у учащихся происходит особенно эффективно в ходе их деятельности в научном обществе, так как разнохарактерность этой работы позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности детей, формировать аналитическое и образное мышление, применять полученные теоретические знания на практике [1].
Организация работы НОУ осуществляется исходя из основных элементов экологической культуры: экологических знаний, экологического создания, экологической деятельности. Все эти элементы находят отражение в работе школьного научного общества «Познание», которое является добровольным творческим формированием учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно – исследовательской, опытнической, природоохранной и просветительской деятельности под руководством педагогов и других специалистов. Целью НОУ является - создание условий для выявления и развития способностей одаренных детей в определенной области науки.
Работа НОУ предполагает деятельность 4 секций: «Юные исследователи», «Юные экологи», «Юные краеведы» , «Почемучки» ( эколого – биологическое направление, учащиеся 1-4 классов). Свою работу члены научного общества «Познание» ведут по следующим направлениям: научно – исследовательское, природоохранное, просветительское. Вовлечение учащихся в научно – исследовательскую деятельность предполагает наличие трех уровней.
Первый уровень – «Ученик – слушатель», это начальный уровень, на котором учащийся выполняет роль пассивного слушателя, наблюдателя. Происходит непосредственное восприятие ребенком окружающего мира. На данном этапе педагог использует элементарную поисковую деятельность, проводить с детьми летние, весенние экскурсии, разнообразные опыты: наблюдения за развитием растений и поведением животных родного края в естественных и искусственных средах.
Второй уровень – «Ученик – исследователь», продолжается развитие эмоциональной сферы ребенка, начинается освоение различных способов естественно- научного познания на основе взаимодействие с теми, кто уже освоил данные методы (сотворческая деятельность). На данном этапе учащиеся самостоятельно выполняют исследования. Первые навыки работы исследователя учащиеся получают во время полевых практик: исследуют флору и фауну родного края, учатся определять птиц по голосам, определять видовой состав растений и животных. Такие практики – серьезная подготовка к будущим научным экспедициям.
Третий уровень – «Ученик – наставник», на данном этапе, учащиеся овладевают методами естественно- научного познания: умением добывать факты, формировать проблемы, выдвигать гипотезы, строить собственные объяснения. Приобретя опыт исследовательских навыков по изучению природного и культурного наследия родного края, обладая достаточным багажом теоретических знаний, учащиеся выполняют более серьезные исследовательские работы, например, в 2012-2014 уч. году членами НОУ выполнялась работа по теме «Комплексное изучение степени загрязнения атмосферного воздуха на различных участках Старооскольского района с использованием биоиндикаторов». Юные исследователи определяли территориальные различия в характере загрязнений компонентов природной среды Старооскольского района. Кроме того учащиеся этого уровня выступают в качестве наставников для учащихся 1 и 2 уровней, являются научными руководителями их несложных исследований [2]. В работе НОУ используются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Приоритетными формами работы с учащимися являются те формы, которые позволяют развивать умение самостоятельно приобретать знания. Члены НОУ совместно с руководителями секций, ведут большую природоохранную работу. Одной из форм такой работы является участие членов НОУ в природоохранных акциях. Ежегодно ребята участвуют в таких природоохранных акциях, как «Живи елка», «Первоцвет», «Птицы наши друзья». Членами НОУ и их руководителями ведется просветительская деятельность. Для этого используются разнообразные формы работы: лекции, беседы, консультации, конкурсы рисунков, фотографий, стихотворений, викторины, конференции, экологические игры.
Погружение в мир живой природы, в рамках работы НОУ «Познание» дает возможность учащимся развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных склонностей и особенностей. Ребята смотрят на различные проблемы с позиции ученых, ощущают весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в ВУЗ.
Библиографический список
1. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский //. – М.:Просвещение,1983
2. Борисова Е. А Формирование экологической культуры у обучающихся 2 ступени через исследовательскую деятельность по изучению природного и культурного наследия родного края / Е. А. Борисова // - Старый Оскол 2013. – 35 стр.
3. Гирусов Э.В. Введение в социальную экологию /Э. В. Гирусов //: Учебное пособие. – М.,1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...
Школьное лесничество как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности у учащихся 5—9 классов».
Организация работы школьного лесничества...
Организация деятельности школьного научного общества
В нашей школе работа с одаренными детьми, стремящимися совершенствовать свои знания в области химии, биологии, экологии, и других наук начинается с вступления всех желающих в НОУ «ШАНС». Ребятам предл...
Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»
Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена в центре села, в благоприя...
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.
На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатыва...
Школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся.
,Статья рассматривает школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся....
Выступление из опыта работы на тему "Игра - поиск как средство формирования экологической культуры обучающихся в условиях санаторной школы - интернат"
Выступление из опыта работы на тему "Игра - поиск как средство формирования экологической культуры обучающихся в условиях санаторной школы - интернат". Представленный материал можно ис...