Организация кружковой работы на основе принципов здоровьесбережения
материал (7 класс) по теме

Антонова Лариса Юльевна

Из опыта работы. Организация и проведение занятий кружков ритмопластики и фольклорного танца в коррекционных школах VII - VIII вида c учетом психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация кружковой работы на основе принципов здоровьесбережения

Доклад для педсовета

                                        

Руководитель

 кружка ритмопластики

и фольклорного танца

Антонова Л.Ю.

Кружковая работа по ритмопластике и фольклорному танцу в 5 – 9 классах в нашей школе обусловлена участием детей в общешкольных мероприятиях, зональных и краевых смотрах – конкурсах самодеятельного художественного творчества среди учащихся школ VIII вида.

Занятия ритмопластикой и танцами помогают осуществлять коррекцию нервно – психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма.

Содержанием учебного материала работы кружка является коррекционная музыкально - ритмическая деятельность учащихся, связанная с уроками танца во 2 – 5 классах, но более углубленная по объему и уровню знаний и двигательных навыков. Эта связанность и системность достигается подбором материала, который базируется на предыдущем от простого к более сложному.

Основная задача работы кружка – обогащение практической деятельности, совершенствование двигательных и танцевальных навыков.

Поскольку основная деятельность двигательная, вопрос здоровьесбережения очень актуален. Вся работа кружков строится на принципах здоровьесбережения.

Занятия я провоху в проветриваемом помещении после влажной уборки, в облегченной одежде, без обуви. Иногда занимаемся в спортивной обуви, хотя у многих детей она тяжелая и мало подходит для занятий танцами.

 Занятия кружка всегда начинаются с проверки и контроля правильной осанки, дыхательных упражнений, разминки. В течение занятия упражнения на восстановление дыхания проводятся 2-3 раза, в зависимости от темпа движений, физического состояния детей, а так же, если вижу, что интерес к занятиям ослабевает.

Для разминки я подбираю музыку разного характера, что дает возможность разнообразить движения от плавных, медленных до быстрых, четких, энергичных.

Стараюсь, чтобы каждое занятие соответствовало плотности рекомендованной нормами. Для каждого занятия танцами важно соотношение статического и динамического компонента, динамизация поз учащихся, рациональность использования оптимального времени (3-25-я мин.).

Разучивание танца или танцевальной композиции – большая физическая и психологическая нагрузка для детского организма, поэтому необходимо правильное  распределение психической и физической активности и релаксации, изменение темпоритма движений на разных этапах занятия.

 Важную роль играют: уровневая дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, конкретные, доступные для выполнения задачи

Танцевальные элементы разучиваются сначала индивидуально по показу, потом в парах, линиях, шеренгах, боковых колоннах, в зависимости от танцевальной композиции. Обязательно учитываю и такой момент, как межличностные отношения, что позволяет сгладить какие-либо конфликтные ситуации.

Знание того, что активность и работоспособность учащихся на разных этапах занятия различна  позволяет добиваться лучших результатов.

 Важный элемент танца – пауза не всегда соблюдается детьми. Об этом приходится напоминать в течение занятия неоднократно, показывать, как выразительна бывает сама пауза – акцент, как пауза отделяет один танцевальный элемент от другого, одну часть композиции от следующей, дает возможность танцору взять дыхание и настроиться на следующее движение, особенно, если меняется темп и характер танца.

Форма проведения каждого занятия кружка зависит от его целей и задач. Если  мне необходимо больше уделить времени пению, то основной акцент будет сделан на прослушивание и пропевание отдельных музыкальных фраз, формирование правильного звука, коррекцию согласных звуков, интонирование мелодии, коррекцию динамических оттенков.

Часто дети стараются форсировать звук, поэтому предлагаю им либо прослушать оригинал песни, либо спеть подгруппами, чтобы услышать и оценить пение свое и друг друга напоминаю о бережном отношении к своему голосовому аппарату.  Большим подспорьем стали логоритмические и фонематические упражнения. Стараюсь, чтобы дети понимали и чувствовали манеру исполнения частушки, народной и, современной песни, и пытались передать это различие своим пением.

Выучив слова песни, дети не всегда хотят работать над ее выразительностью, приходится менять мотивацию – «так можно спеть для себя, но не для любимой мамочки», «поем для любимого учителя», «вложи всю душу в песню о войне»…

Занятия в кружке – это очень кропотливый труд для ребят. Многие записывались, думая, что будут только танцевать современные танцы, что кружок – это дискотека без разминок и бесконечных прогонов одних и тех же движений.

Но, к счастью, есть дети, которым действительно нравиться заниматься до седьмого пота, чтобы выступить с честью. Они будут танцевать не то, что хочется, а то, что надо. Они не подведут. Это учащиеся 5-6 х классов: Большева Д., Березин С., Фомин Н., Мищенко В. и Д., Николаев А., Дука М., Бородинова В.

Есть у кружковцев и проблема – переоценка своих способностей.Часто приходится корригировать их поведение в коллективе, отношение к учителям, отстранять от важного для них выступления в качестве наказания. Не всегда реакция на порицание или замечание бывает адекватной. Иногда ребята самостоятельно разрешают конфликтные ситуации, а иногда даже не понимают в чем их вина и чем какой-либо поступок неприличен. Я учу их поступать правильно, предупреждать конфликты, а не устранять их.

Руководитель кружка – это не просто учитель, это наставник, друг, старший товарищ, к которому можно обратиться с любой проблемой и радостью. Спокойный, доверительный тон учителя помогает ребятам справляться с поставленными задачами более уверенно.

Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся с аномалиями в развитии, формируют правильную осанку, повышают работоспособность и двигательную активность, создают ощущение физического комфорта во время занятий, но и повышают уровень обучаемости детей, улучшают их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучают к порядку, способствуют социальной адаптации детей в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация урока в школе на основе принципов здоровьесбережения

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,возможность длительно поддерживать умственную работоспо...

Доклад «Организация кружковой работы в 1 классе как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе»

«Организация кружковой работы в 1 классе как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе»...

Статья "Организация кружковой работы в школе"

Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время. Предметные кружки -одна из основных форм внеклассной работы, важное средство профессиональной ориентации у...

Организация урока в школе на основе принципов здоровьесбережения

От правильной организации урока. уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности....

Справка об организации кружковой работы

Справка об организации кружковой работы...

Выписка Об организации кружковой работы на 2020/2021 учебный год

Выписка Об организации кружковой работы на 2020/2021 учебный год...