Основные подходы к организации патриотического воспитания в кадетской школе и их эффективность
статья на тему
Данная статья опубликована в рамках сборника материалов всероссийской научно-практичнской конференции "Воспитательная система. Вызовы современности"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные подходы к организации патриотического воспитания в кадетской школе и их эффективность
Романова Э.В.
учитель истории и обществознания МБОУ «Кадетская школа»
Чистопольского муниципального района
В условиях коренного преобразования российского общества и продолжающегося активного процесса становления новой российской государственности, которое влияет на все его сферы жизни и деятельности, формируется и новая система образования и воспитания молодёжи. Общеобразовательная школа, ставшая, пожалуй, единственным социальным институтом, реализующим комплексные образовательные функции, ориентирована на формирование у подростков патриотических чувств и активной гражданской позиции, так как именно молодёжь в ближайшем будущем повлияет на развитие общества, на преемственность культурного наследия и исторических традиций.
Приоритетным направлением воспитания во многих школах является патриотической воспитание, воспитание у школьников активной жизненной позиции, формирование у молодых людей высоких патриотических чувств, верность конституционному и воинскому долгу по защите Отечества.
Одним из наиболее успешных путей решения актуальной проблемы формирования патриотизма является пример деятельности кадетских школ. Система обучения и воспитания в кадетских школах сконцентрирована на формировании у обучающихся патриотических чувств, волевых черт характера. Поэтому данная тема по-прежнему представляет интерес, особенно на современном этапе.
Отличительными чертами и педагогическими особенностями военно-патриотического направления воспитательной работы кадетских школ является разнообразие и многогранность подходов, осуществляемых в ходе реализации учебного и воспитательного процесса, где последние не оторваны друг от друга, а направлены на осуществление общей цели – воспитание патриота.
Опираясь на изучение опыта работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, стоит выделить четкую сформированную структуру основных подходов к организации системы патриотического воспитания:
- Ориентированность кадетской школы на систему образовательного учреждения милицейского профиля позволяет создать необходимые условия успешной реализации военно-патриотического направления воспитательной работы за счет введения единой формы, знаков отличия, герба и гимна образовательного учреждения;
- Включение в учебный план факультативных и элективных курсов по изучению традиций русского офицерства («История кадетского движения») и практического опыта несения военной службы («Управление подразделениями в ходе боевых действий», «Тактика охраны общественного правопорядка»);
- Введение дополнительных часов истории и обществознания за счет расширения учебного плана в рамках компонента образовательного учреждения;
- Деятельность системы дополнительного образования, представленной такими объединениями как «Музей истории милиции», «МЧС», «Огневая подготовка», направленными, в том числе, на формирование патриотического сознания в ходе исследования славных страниц прошлого.
- Организация летней занятости кадет в профильных сменах военно-патриотических палаточных лагерей «Десантник», где условия проживания максимально приближены к армейским. Главная цель их работы также заключается в военно-патриотическом воспитании учащихся, ознакомлении и увлечении кадет занятиями военно-прикладными и техническими видами спорта (авиационный, автомобильный, радио и т.д.); отработке схемы армейских ситуаций; изучении возможности применения учебного оружия и военного оборудования;
- Системная работа по участию в конкурсах военно-патриотической направленности различных уровней. Повышение уровня активности учащихся по данному направлению также говорит об эффективности осуществления патриотического воспитания (1 место в командном зачете в республиканских открытых соревнованиях по военно-прикладным видам спорта среди школьников «Готовимся Родине служить!», большое количество призовых мест в личном зачете по различным дисциплинам)
Показателем успешности и эффективности данной системы подходов к организации патриотического воспитания является высокий уровень воспитанности учащихся в МБОУ «Кадетская школа», наличии ценностных ориентаций, обусловленных тем, что кадеты должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти честь кадета, защищать своё достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести кадетской школы в целом. Взаимоотношения между кадетами строятся на основе взаимного уважения.
С раннего возраста прививаются чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства.
Такая работа нацелена на конкретный результат, на воспитание гражданских, патриотических и нравственных качеств, необходимых для ориентации в окружающем мире.
Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, остается одной из главных задач современного воспитательно-образовательного процесса. Обучение и воспитание детей и подростков в условиях кадетских образовательных учреждений, как ни какое другое призвано осуществлять эту первоочередную задачу.
Кадетское образование играет ведущую роль в формировании нравственных основ гражданской позиции каждого учащегося через реализацию системы основных подходов к организации патриотического воспитания, основанную на интеграции учебного и воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация патриотического воспитания в школе"
Патриотическое воспитание в школе...
Патриотическое воспитание обучающихся Кадетского корпуса.
Конкурсный отбор лучших педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Красноярского края. Аналитическая справка...
Патриотическое воспитание в Зоргольской школе с кадетскими классами
Данная статья посвящена особенностям работы в школе с кадетскими классами....
Военно-мемориальный аспект военно-патриотического воспитания в кадетской школе-интернате
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии ...
Мотивация в военно-патриотическом воспитании в кадетской школе-интернате
« Мы Русские и пусть запомнит враг, что лишь тогда встаем мы на колени, когда целуем Русский флаг» Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная ...
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...
конкурсная работа "анализ патриотического воспитания в кадетской школе г. Южно-сахалинска"
Программа «Патриотического воспитания Кадетской школы города Южно-Сахалинска» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государ...