Формы и методы работы в классах с профильным изучением математики
статья по теме

 Статья содержит описание форм и методов работы в классах с профильным изучением математики.

   Профильное изучение математики должно обеспечивать обучающимся а) возможность поступления в вуз, б) успешное обучение в выбранном вузе.

  Для этого на своих уроках использую ситуации успеха, проблемное обучение, игровые методы, применяю ИКТ.

   Как сделать урок более продуктивным и интересным, чтобы дети хорошо усваивали материал. Этот вопрос интересует любого учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Формы и методы работы в классах с профильным изучением математики. ( Из опыта работы учителя математики МОУ                                           « СОШ № 15» г. Энгельса  Саратовской области Затеевой Валентины Павловны)

   Имею высшее профессиональное образование. Стаж педагогической работы – 35 лет. Работаю учителем математики в муниципальном общеобразовательном учреждении « Средняя общеобразовательная школа № 15» с 1986 года. На высшую квалификационную категорию аттестована в 2008 году. В 2006 году и 2011 году  стала Победителем конкурса лучших учителей России. В 2010 году стала лауреатом Всероссийского конкурса школьных учителей фонда Дмитрия Зимина « Династия» в  номинации «Наставник будущих ученых».        

    Более 20 лет я работаю в классах  с профильным изучением математики. В последнее десятилетие изменился характер обучения, вызвавший новые образовательные тенденции, одной из которых является ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение  возможностей его самораскрытия. В наше время России нужны целеустремленные люди, умеющие быстро находить правильное решение, владеющие новыми современными  технологиями. А для этого требуются особые условия, заинтересованность обучающихся, их осознанный подход к учебной деятельности, разнообразные формы и методы, помогающие успешно закончить школу. Работая долгие годы в школе, я столкнулась с проблемой  низкой мотивации по отношению к учебно-воспитательному процессу. Применяя в своей работе традиционные формы и методы обучения, я не смогла  решить эту проблему.  Профильное изучение математики должно обеспечивать учащемуся: а) возможность поступления в вуз по специальности, соответствующей выбранному профилю; б) успешное обучение в выбранном вузе.

Создание ситуации успеха для каждого обучающегося на уроках математики, позволило  мне по-новому организовать учебный процесс, ориентируясь на личность учащегося, его интересы, склонности, способности. Я работаю в классах с разноуровневым   потенциалом учащихся. Для меня очень важно , чтобы каждый ребенок смог реализовать себя. Ситуация успеха на уроке- это залог полноценного усвоения знаний и умений, возможность проявить себя, раскрыть свои творческие способности.

   Особое внимание я уделяю методу проблемного обучения. Он предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций. Используя методы проблемного изучения, способствую развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся, помогаю им решить сложные задания, требующие применения иногда нестандартных подходов или решение одной задачи несколькими способами.

   Работая по технологии дифференцированного обучения, использую элементы методики В.В.Фирсова – дифференциация обучения на основе обязательных результатов. В процессе  работы учитываю возрастной состав учащихся, уровень их умственного развития, что позволяет мне достигать хороших результатов со слабыми, так и с сильными. Учитывая, что я работаю в классах с разным уровнем интеллектуального развития обучающихся, то технологию дифференцированного обучения применяю ежедневно в учебно-воспитательном процессе.

   Активно на уроках применяю игровые методы. На уроке планирую индивидуальную работу, работу в парах, группах. Использую педагогику сотрудничества, под которой понимаю равенство и партнерство в отношениях педагога и ребенка, состояние сотворчества.

  Выбранная мною методическая тема позволила сформировать внутренний мотив обучения. Конечным результатом стало повышение у учащихся интереса к математике, произошла самореализация обучающихся через развитие творческих способностей. У ребят отсутствует страх получить плохую оценку, они не боятся дать неправильный ответ. Учащиеся умеют работать с дополнительной литературой, научились извлекать информацию из различных источников.

  В 2008 году в рамках приоритетного национального проекта « Образование», школа получила оборудование для кабинета математики : интерактивную доску, мультимедийную установку. Применение информационно-коммуникативных технологий повысило интерес обучающихся к изучению математики, сделало урок ярким, образным, современным.

Как же разумно привлечь интернет на уроке математики?

   В 2008-2009 учебном году занимаясь с ребятами в классе  физико-математического профиля подготовкой к ЕГЭ, пришлось серьезно подумать какие методы, технологии, ресурсы надо использовать, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена. Одним из направлений подготовки стало использование интернет-тестов в режиме он-лайн из открытого банка подготовки к ЕГЭ. Ребята охотно выполняют тесты, так как тут же видят свой результат, над какими заданиями нужно еще поработать.  На сайте также представлен тренажер, позволяющий проходить он-лайн тесты по разделам « Степень», « Логарифм», « Тригонометрия», « Планиметрия», « Стереометрия»… После активного использования этих тренажеров ( но и не только благодаря им, ведь велась и другая работа  по отработке тестов ЕГЭ) все учащиеся сдали ЕГЭ по математике. Результаты были распределены от 51 до 85 баллов.

      Эффективность применения Интернет-ресурсов на уроках математики заключается в том, что использование Интернет-ресурсов повышает информационную культуру учащихся; появляется возможность использовать более обширную информацию на уроках, обеспечивается оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями, обеспечивается объективность и независимость результатов ученика от мнения учителя, повышается мотивация к обучению.

 Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею. Главная задача учителя – обучая развивать, т.е. не только дать знания по своему предмету, но и сформировать ключевые компетентности: научить ребенка мыслить логически, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность.

Как сделать урок более продуктивным и интересным и добиться того, чтобы дети хорошо усваивали материал? Этот вопрос волнует любого учителя.

 С использованием интерактивной доски эффективнее проводятся обучающие самостоятельные работы. Рядом с каждым заданием можно написать не только ответы, но и даты, определения. Проверяя свою работу, учащиеся видят свои пробелы, тут же исправляют их. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание материала. При использовании интерактивной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и интерактивная доска отвечает этим требованиям

Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения возможностей интерактивной доски.

   Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Интерактивные средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, повышают наглядность, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует улучшению качества знаний, умений и навыков учащихся.

Качество знаний по математике в моих классах от 50% до 90%. С использованием интерактивных технологий качество знаний увеличилось на 10%-15%.

   Результатом работы над методической темой « Формы и методы работы с учащимися в классах с профильным изучением математики» стала позитивная динамика учебных достижений обучающихся, достижения учащихся в олимпиадах, различных конкурсах муниципального, всероссийского и международного уровней, высокий процент поступления учащихся в высшие учебные заведения. Мои воспитанники- это будущие учителя математики, инженеры, технологи. В нашем городе 6 учителей математики, которых выпустила я и многие из них являются победителями конкурса лучших учителей России. Это Простак И.В., Харченко Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...

Семинар-практикум «Игровые формы и методы работы в классе фортепиано на начальном этапе обучения»

Цель семинара - актуализация методов и игровых форм работы в классе фортепианоЗадачи: -исторический обзор клавирных методик;-направления учебной работы с начинающими;-игровые методы и формы работ...

Педагогический проект "Формы и методы работы в классе фортепиано"

Формирование музыкально-исполнительских, творческих способностей при обучении игре на фортепиано. Развитие и воспитание личности юного музыканта....

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики

Любому обществу нужны одаренные люди. Но не каждый человек может реализовать свои способности. Здесь много зависит от семьи, и от школы.Задача семьи  в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть спос...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики

Любому обществу нужны одаренные люди. Но не каждый человек может реализовать свои способности. Здесь много зависит от семьи, и от школы.Задача семьи  в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть спос...

«Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы» (9 класс)

При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения являются ознакомление, тренировка, применение и контрол...

Доклад по теме: «Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики»

Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую  деятельность.Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной...