Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики
учебно-методический материал по математике

Ветошникова Татьяна Павловна

Любому обществу нужны одаренные люди. Но не каждый человек может реализовать свои способности. Здесь много зависит от семьи, и от школы.

Задача семьи  в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы - поддержать ребенка и развить его способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики

Любому обществу нужны одаренные люди. Но не каждый человек может реализовать свои способности. Здесь много зависит от семьи, и от школы.

Задача семьи  в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы - поддержать ребенка и развить его способности.

Поэтому и нужно в школе выявлять тех, кто интересуется различными областями науки и помогать претворять в жизнь их планы и мечты, помогать наиболее полно раскрывать свои способности.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?

 «Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

На протяжении всех лет своей педагогической деятельности я уделяю внимание развитию и воспитанию одаренных детей.

Работа с одаренными детьми включает в себя следующее:

- выявление одаренных детей;

-развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо выявить. Эти дети любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Главным помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

а) математические игры;

б) магический квадрат;

в) задачи-шутки;

г) геометрические задачи.

Для развития дивергентного (открытого, творческого) мышления и выявления личностей, способных видеть и ставить задачи, стремящихся выйти за рамки поставленных условий, я использую следующие виды творческих задач.

  1. Исследовательская задача.
  2. Конструкторская задача.
  3. Прогностическая задача.
  4. Задача с достраиваемыми условиями.
  5. Нестандартная задача.
  6. Занимательная задача.

Пример методической схемы проведения разноуровневого урока в 7 классе.

Схема урока состоит из двух частей, двух планов урока, имеющих общую часть. Школьники имеют право выбрать, на каком уровне они желают работать, какие задания взять для самостоятельного выполнения. В ходе урока ученики могут перейти на другой уровень образовательной деятельности

Тема: “Сумма углов треугольника”

Класс разбивается на две группы: “А”(более подготовленные ребята), “ Б”

(менее подготовленные ребята).

Учащимся группы “ А” предлагается выполнить лабораторную работу по теме: “Сумма углов треугольника”, для этого им выдается инструкция с рекомендациями по проведению лабораторной работы.

Инструкция имеет следующий вид.

  1. Рассмотреть модели треугольников.
  1. Оторви углы одного треугольника и приложи их друг к другу так, чтобы они имели общую вершину.
  2. Проделай это же с другим треугольником.
  1. Сделай вывод: чему равна сумма углов треугольника?
  2. Составь рассказ – доказательство о свойстве углов треугольника.

С ребятами группы “Б” в это время проверяется домашнее задание и проводится подготовительная работа для изучения нового материала о сумме углов треугольника на готовых чертежах.

Записывается тема урока “Сумма углов треугольника”

К доске вызывается более подготовленный ученик с отчетом-докладом о проведённой лабораторной работе, при этом он использует заранее приготовленную таблицу, которая является копией таблицы, данной лабораторной работе.

После прослушивания доклада, учащимся группы “А” предлагается самостоятельная работа на готовых чертежах. Найти углы треугольника.

В это время с группой “Б” уясняется изучаемая теорема и задаются вопросы, чтобы доказательство теоремы не вызывало проблем.

6 класс В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие и занимательные задачи, развивающие задачи-минутки, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.

5 класс

а) комбинаторика;

б) логические задачи;

в) сказки, сочинения, стихи, рисунки на математические темы;

7 класс

а) решение задач несколькими способами;

б) задачи на построение;

в) логические задачи;

г) математические олимпиады;

8 класс

а) системы уравнений;

б) решение более сложных задач;

в) игры;

г) неравенства и уравнения с параметрами;

е) геометрические задачи;

9 класс

а) задачи на составление систем уравнений и неравенств;

б) тождественные преобразования;

в) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;

г) планиметрия;

д) задания из сборников по подготовке к ОГЭ, олимпиадные задания.

Нельзя привить интерес к математике ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации.

Методы и формы работы можно разделить на урочные и внеурочные. Внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития одаренности учащихся. Это факультативы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах. Особую роль играет система внеурочной исследовательской работы учащихся. Главным результатом этой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на научно – практических конференциях.  
Другой вариант внеклассной работы с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Консультации по математике стараюсь проводить отдельно с сильными и слабыми учащимися, чтобы не терялся интерес. Так же сильным учащимся предлагаю проходить он-лайн тестирование, участвовать в конкурсах. Внеурочная деятельность по математике предполагает подготовку к олимпиадам по математике и различным конкурсам.

Особое место занимают предметные недели, которые позволяют отвлечь одаренных детей от повседневности и разнообразить их деятельность – это КВН, творческие проекты, конкурсы и различные игры.


В целом хорошая работа с одаренными детьми позволит:

  • создать возможности для проявления одарённости и таланта;
  • обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам;
  • внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы учителей-предметников;
  • с успехом пройти аттестацию и поступить в престижное ВУЗ.
  • Таким образом, приходим к выводу, что в работе с одарёнными детьми нужно и надо использовать всевозможные формы внеклассной и внешкольной работы, главное, чтобы было интересно детям и приносило пользу.

В беседах с талантливыми ребятами обращаю их внимание на приемы регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Практика моей работы показывает, что работа с одарёнными детьми даёт возможность развивать способности ребёнка, используя личностно-ориентированное обучение и формировать их познавательные и исследовательские компетенции.

Список использованных источников.

  1. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
  2. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
  3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя/-2изд. М:Просвещение, 2005
  4. О.Б. Епишева Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя/М.: Просвещение ,2003
  5. http://festival.1september.ru/articles/593595/
  6. http://pedsovet.su/load/138-1-0-8323


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка".

В статье предлагаются некоторые интересные формы проведения уроков русского языка...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики

Любому обществу нужны одаренные люди. Но не каждый человек может реализовать свои способности. Здесь много зависит от семьи, и от школы.Задача семьи  в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть спос...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Развитие новых технологий повлекло за собой потребность общества в людях, которые способны мобильно и нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выпол...

формы и методы работы с одаренными детьми на уроках и внеурочной деятельности

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках и внеурочной деятельности....

Доклад по теме: «Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики»

Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую  деятельность.Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной...