Модульная технология на уроках математики в 5 - 6 классах
методическая разработка (5 класс) на тему
Освещаются основные положения модульной технологии . Разработаны примеры двух уроков в 5 классе с применением элементов модульной технологии по теме "Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел " . Приводится пример оценочного листа и четырех учебных компонентов. Проведенные уроки дали хорошие результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_mod_tehn_v_5_-_6_klassah.doc | 50 КБ |
smeshannye_chisla.rar | 456.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульная технология..
Задача современной школы не в том, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, передав ему максимально возможную сумму знаний, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций.
На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способности личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.
Модульная технология относится к личностно-ориентированным технологиям, то есть тем технологиям, которые используются в условиях обычного класса любого типа школ.
Организация обучения учащихся в модульной технологии коренным образом отличается от традиционного обучения. Сущность его состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль - это определенный вид работы, который выполняют учащиеся. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.
Блочная подача материала предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части. В педагогической литературе модуль определяется как «целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им».
Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей:
- важнейшая из них – создание комфортного темпа работы для каждого ученика;
- каждый ученик получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться
к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем;
-самым главным отличием этой технологии является применение принципа планирования
совместной деятельности учителя и ученика.
Методическая сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального места в системе «учитель-ученик».
При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.
В основе модульного обучения лежат четыре основополагающих понятия:
1. Учебный блок- модуль (модульная программа).
2. Временной цикл (законченный блок-модуль материала).
3. Учебное занятие (очень часто это «спаренный урок»).
4 .Учебный элемент (алгоритм действий ученика на уроке).
В модуль входят: 1) план действий с указанием конкретных целей;
2) банк информации;
3) методическое руководство по достижению указанных целей.
Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал.
Методическое руководство по усвоению учебного содержания - это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный материал, как выполнить проверку и т.д.
При составлении модуля используют следующие правила:
1) В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
2) Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.
На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей.
Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.
Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.
Достоинства модульного обучения
1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.
2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
5. Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.
6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.
7. Первоочередное формирование навыков самообразования.
Недостатки и ограничения модульного обучения
1. Большая трудоемкость при конструировании модулей.
2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.
3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных.
4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.
5.Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.
Литература.
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. - 344с.
2. Яковлева О., Кондратьева Н., Семенова М. Модернизация образования: модульное обучение. - М.: Издательский дом «Первое сентября». Еженедельная учебно-методическая газета «Математика» №15, №19, 2004г.
3. www.festival. 1 september.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004/2005 учебный год.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4857/Itemid,118/
Предварительный просмотр:
Тема: Смешанные числа.
Цели:
- образовательные: совершенствовать навыки учащихся в работе с обыкновенными дробями, закрепить навыки выделения целой части из неправильной и представления смешанного числа в виде неправильной дроби; представление натурального числа в виде дроби с произвольным показателем; проверить знания и умение учащихся по изученному материалу.
- развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, развития самостоятельности.
- воспитательные: развитие интереса к предмету, формирование умения осуществлять самоконтроль.
Оборудование:
- медиапроектор;
- распечатки модульной самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Мотивация урока.
А знаете ли вы, что названия “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление греческий учёный-математик Максим Плануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении.
Но сегодня на уроке мы докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
3. Актуализация опорных знаний. Разминка. ( слайды 2 – 4)
1. Вычислить:
2/9+5/9; 4/12+6/12; 9/15 – 6/15; 12/18 – 10/18;
2. Какие дроби правильные, какие неправильные: 1/3, 21/12, 3/3, 234/123, 543/654?
3. Запишите в виде дроби частные 2:5, 1:10, 15:8, 77:10, 20:4, 7:1. Каким числом
является частное, если деление выполняется нацело?
Каким числом является частное, если деление не выполняется нацело?
4. Изучение нового материала.
ТЕМА УРОКА: СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА (запишем тему урока в тетрадь)
А) Объяснение понятия «смешанное число» (слайды 5 – 7);
Б) Устная работа по слайду 8;
В) Проводится модульная самостоятельная работа из трех компонентов
Компонент 1. Выделение целой части из неправильной дроби. (7 мин)
Цель: ознакомить с правилом выделения целой части из неправильной дроби, отработать навыки выполнения данного преобразования.
Методические указания. Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо:
- разделить с остатком числитель на знаменатель;
- неполное частное будет целой частью;
- остаток (если он есть) дает числитель, а делитель – знаменатель дробной части.
Пример. Выделим целую часть из неправильной дроби ,
Решить самостоятельно. Из неправильной дроби выделить целую часть (каждый пример «стоит» 1балл)
1 вариант. 2 вариант.
Компонент 2. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. (7 мин)
Цель: ознакомить с правилом записи смешанного числа в виде неправильной дроби, отработать навыки выполнения данного преобразования .
Методические указания. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби выполняют по такому правилу:
- умножить целую часть числа на знаменатель дроби;
- к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
- записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить без изменения.
Пример. Запишите в виде неправильной дроби числа
, .
Решить самостоятельно. Запишите в виде неправильной дроби смешанные числа (каждый пример «стоит» 1балл)
1 вариант. 2 вариант.
Компонент 3. Запись натурального числа в виде неправильной дроби с произвольным знаменателем (5 мин)
Цель: ознакомить с правилом записи натурального числа в виде неправильной дроби с произвольным знаменателем, отработать навыки выполнения данного преобразования .
Методические указания. Запись натурального числа N в виде неправильной дроби со знаменателем a выполняют по формуле .
Например: 1) представить числа 4; 7; 13 в виде неправильной дроби со знаменателем 3.
а) б) в)
Решить самостоятельно. Запишите в виде неправильной дроби числа (каждый пример «стоит» 1балл)
Представить числа 4; 7; 13 в виде неправильной дроби
1 вариант - со знаменателем 7. 2 вариант - со знаменателем 6.
5. Закрепление нового материала.
Решить № 1086(1 – 5, 9,10), 1087(1 – 3), 1092(а1,2).
6. Итоги урока (слайды 9,10)
Какую цель ставили перед собой на уроке? Добились цели?
С какими числами познакомились?
Из каких частей состоит смешанное число? Какую дробь можно записать в виде смешанного числа? Где будем использовать смешанные числа?
7. Д/з.
Выучить правила п. 28, решить № № 1109, 1110а, 1111(1 – 3)
8. Рефлексия. (слайд11)
Кто испытывал затруднения при работе со смешанными числами? А у кого всё получалось? С каким настроением пойдёте домой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
блочно-модульная технология на уроках математики
Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их инт...
Мастер-класс «Использование элементов блочно-модульной технологии на уроках математики»
Уважаемые коллеги, кто из вас, как и я столкнулся с тем, что учащиеся изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции не умеют находить различия и сходства задач относящихся к ...
Модульные технологии на уроке математики
Урок алгебры в 10 классе по теме: "Правила дифференцирования"...
Использование модульной технологии на уроках математики
Задача современной ШКОЛЫ не В ТОМ, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, передав ему максимально возможную сумму знаний, а в том, чтобы научить его осваивать свой и ...
Использование модульной технологии на уроках математики
Это структурная единица целостной системы обучения. Величина этой единицы зависит от уровня:уровень 1 - учебный элемент — модуль (микромодуль);уровень 2 -...
Обобщение опыта работы по модульной технологии на уроках математики
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В наук...
Презентация к мастер-классу "Модульная технология на уроках математики"
Основная задача учителя – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможн...