Модульная технология на уроках математики в 5 - 6 классах
методическая разработка (5 класс) на тему

Освещаются основные положения модульной технологии . Разработаны  примеры  двух  уроков в 5 классе  с применением элементов модульной технологии  по теме  "Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных  чисел " . Приводится пример оценочного листа  и четырех учебных компонентов. Проведенные уроки дали хорошие результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_mod_tehn_v_5_-_6_klassah.doc50 КБ
Файл smeshannye_chisla.rar456.92 КБ

Предварительный просмотр:

Модульная технология..

Задача современной школы не в том, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, передав ему максимально возможную сумму знаний, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций.

На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способности личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.

Модульная технология относится к личностно-ориентированным технологиям, то есть тем технологиям, которые используются в условиях обычного класса любого типа школ.

Организация обучения учащихся в модульной технологии коренным образом отличается от традиционного обучения. Сущность его состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль - это определенный вид работы, который выполняют учащиеся. Это инструкция по достижению   цели   учебно-познавательной  деятельности,   индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.

Блочная подача материала предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части. В педагогической литературе модуль определяется как «целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им».

 Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей:

- важнейшая из них – создание комфортного темпа работы для каждого ученика;

- каждый ученик получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться

   к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем;

-самым главным отличием этой технологии является применение принципа планирования

  совместной деятельности учителя и ученика.

Методическая сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального места в системе «учитель-ученик».

При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.

       

В основе модульного обучения лежат четыре основополагающих понятия:

1. Учебный блок- модуль (модульная программа).

2. Временной цикл (законченный блок-модуль материала).

3. Учебное занятие (очень часто это   «спаренный урок»).

4 .Учебный элемент (алгоритм действий ученика на уроке).

В модуль входят: 1) план действий с указанием конкретных целей;

                               2) банк информации;

                               3) методическое руководство по достижению указанных целей.

Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал.

Методическое руководство по усвоению учебного содержания - это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный материал, как выполнить проверку и т.д.

     

        При составлении модуля используют следующие правила:

1)  В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.

2)  Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого  учебного  элемента.  Чаще  всего  это  взаимоконтроль,  сверка  с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.

3)  После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.

     

    На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей.

Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

 

Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.

Достоинства модульного обучения

1.    Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

2.    Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

3.  Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

4.    Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

5.   Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым  от педагогического  мастерства учителя.

6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.

7. Первоочередное формирование навыков самообразования.  

Недостатки и ограничения модульного обучения

1.  Большая трудоемкость при конструировании модулей.

2.    Разработка   модульных   учебных   программ   требует   высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.

3.  Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию        творческого        потенциала        обучающихся,        особенно высокоодаренных.

4.  В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными      диалоговые      функции      обучения,      сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.

5.Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.

Литература.

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. - 344с.

2. Яковлева    О.,    Кондратьева    Н.,    Семенова    М.    Модернизация образования: модульное обучение. - М.: Издательский дом «Первое сентября». Еженедельная учебно-методическая газета «Математика» №15, №19, 2004г.

3.       www.festival. 1 september.ru

Фестиваль   педагогических   идей   «Открытый   урок»,   2004/2005 учебный год.

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4857/Itemid,118/



Предварительный просмотр:

Тема: Смешанные числа.

Цели:

  1. образовательные: совершенствовать навыки учащихся в работе с обыкновенными дробями, закрепить навыки выделения целой части из неправильной и представления смешанного числа в виде неправильной дроби; представление натурального числа в виде дроби с произвольным показателем; проверить знания и умение учащихся по изученному материалу.
  2. развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, развития самостоятельности.
  3. воспитательные: развитие интереса к предмету, формирование умения осуществлять самоконтроль.

Оборудование:  

- медиапроектор;

- распечатки модульной самостоятельной работы.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Мотивация урока.

А знаете ли вы, что названия “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление греческий учёный-математик Максим Плануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении.

Но  сегодня на уроке мы докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.

3. Актуализация опорных знаний. Разминка.  ( слайды 2 – 4)

1. Вычислить:

2/9+5/9;      4/12+6/12;      9/15 – 6/15;       12/18 – 10/18;

2. Какие дроби правильные, какие неправильные: 1/3, 21/12, 3/3, 234/123, 543/654?

         3. Запишите в виде дроби частные 2:5, 1:10, 15:8, 77:10, 20:4, 7:1. Каким числом

           является частное, если деление выполняется нацело?

          Каким числом является частное, если деление не выполняется нацело?

4. Изучение нового материала.

ТЕМА УРОКА:  СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА (запишем тему урока в тетрадь)

А)  Объяснение понятия «смешанное число»  (слайды 5 – 7);

Б)  Устная работа по слайду 8;

В) Проводится модульная самостоятельная работа из трех компонентов 

Компонент 1. Выделение целой части из неправильной дроби. (7 мин)

Цель: ознакомить с правилом выделения целой части из неправильной дроби, отработать навыки  выполнения данного преобразования.

Методические указания. Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо:

  1. разделить с остатком числитель на знаменатель;
  2. неполное частное будет целой частью;
  3. остаток (если он есть) дает числитель, а делитель – знаменатель дробной части.

Пример. Выделим целую часть из неправильной дроби ,    

Решить самостоятельно.     Из неправильной дроби выделить целую часть  (каждый пример «стоит» 1балл)  

1 вариант.                           2 вариант.  

Компонент 2. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. (7 мин)

Цель: ознакомить с правилом записи смешанного числа в виде неправильной дроби, отработать навыки выполнения данного преобразования .

Методические указания. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби выполняют по такому правилу:

  1. умножить целую часть числа на знаменатель дроби;
  2. к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
  3. записать полученную сумму  числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить без изменения.

 Пример.  Запишите в виде неправильной дроби числа 

 ,         .

Решить самостоятельно. Запишите в виде неправильной дроби смешанные числа (каждый пример «стоит»  1балл)  

1 вариант.                                2 вариант.  

Компонент 3. Запись натурального числа   в виде неправильной дроби с произвольным знаменателем (5 мин)

Цель: ознакомить с правилом записи натурального числа в виде неправильной дроби с произвольным знаменателем, отработать навыки выполнения данного преобразования .

Методические указания. Запись натурального числа  N в виде неправильной дроби  со знаменателем a  выполняют по  формуле .

Например: 1) представить числа 4; 7; 13 в виде неправильной дроби со знаменателем 3.

а)         б)           в)      

Решить самостоятельно. Запишите в виде неправильной дроби числа (каждый пример «стоит»  1балл)  

Представить числа 4; 7; 13 в виде неправильной дроби

1 вариант  -   со знаменателем  7.                                           2 вариант - со знаменателем  6.

5. Закрепление нового материала.

Решить № 1086(1 – 5, 9,10), 1087(1 – 3), 1092(а1,2).

6. Итоги урока  (слайды 9,10)

Какую цель ставили перед собой на уроке? Добились цели?

С какими числами познакомились?

Из каких частей состоит смешанное число? Какую дробь можно записать в виде смешанного числа? Где будем использовать смешанные числа?

7. Д/з.

Выучить правила п. 28, решить № № 1109, 1110а, 1111(1 – 3)

8. Рефлексия.   (слайд11)

Кто испытывал затруднения при работе со смешанными числами? А у кого всё получалось? С каким настроением пойдёте домой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

блочно-модульная технология на уроках математики

Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их инт...

Мастер-класс «Использование элементов блочно-модульной технологии на уроках математики»

Уважаемые коллеги, кто из вас, как и я столкнулся с тем, что учащиеся изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции не умеют находить различия и сходства задач относящихся к ...

Модульные технологии на уроке математики

Урок алгебры в 10 классе по теме: "Правила дифференцирования"...

Использование модульной технологии на уроках математики

Задача современной ШКОЛЫ не В ТОМ, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, передав ему максимально возможную сумму знаний, а в том, чтобы научить его осваивать свой и ...

Использование модульной технологии на уроках математики

Это структурная единица целостной системы обучения. Величина этой единицы зависит от уровня:уровень 1   -    учебный элемент — модуль (микромодуль);уровень 2   -...

Обобщение опыта работы по модульной технологии на уроках математики

Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В наук...

Презентация к мастер-классу "Модульная технология на уроках математики"

Основная задача учителя –    создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможн...