Обобщение опыта работы по модульной технологии на уроках математики
методическая разработка (алгебра) по теме

ТИТОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в CШA, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не является случайностью.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа, должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           Выполнила:              

                                                                                            учитель математики

                                                                                            МКОУ "СОШ № 19"

                                                                                            Титова          Татьяна

                                                                                                  Николаевна          

г. Новомосковск

 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.1  Понятие педагогической технологии

1.2 Основные качества современных педагогических технологий

2 МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

2.1 Общие сведения о технологии модульного обучения

2.2 Чем хороши модульные уроки?

2.3 Использование элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении математике.

3 ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ: КОНСПЕКТЫ НЕКОТОРЫХ УРОКОВ

Введение

Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в CШA, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не является случайностью.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа, должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

 Сегодня каждая школа и каждый учитель ищут наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу на педагогические технологии.

1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.1 О понятии педагогической технологии

Что такое обучение, построенное как технология, какую структуру оно имеет, как использовать технологии и что же они могут дать на практике? Вот вопросы, которые в наибольшей степени интересуют сегодня педагогов-практиков.

Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения продукта с заранее заданными свойствами.

Ключевым звеном любой технологии  является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Собственно просто процесс  только тогда получает название «технология», когда он заранее был спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он «запущен».

Преимущества технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым учителем по-разному, следовательно, по-разному организуется и урок, деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся, как показал опыт программированного обучения, ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Цель педагогической технологии. Хорошо известно, что основная цель, стоящая перед системой образования любой страны и во все времена, отражает общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, к эффективному участию в жизнедеятельности общества. На разных этапах эта потребность меняется, следовательно, может меняться и глобальная цель.

Для того чтобы цель помогала, она должна, во-первых, давать полное представление о том конечном результате, который мы хотим получить, и, во-вторых, диагностировать результат и однозначно отвечать на вопрос: «Достигнута ли цель?» Такая цель в педагогике получила название «диагностичной цели», т.е. цели, на основании которой можно строить диагностику достигнутого результата.

Итак, технология, кроме методики организации деятельности учащихся, особое внимание уделяет вопросам контроля качества, усвоения и диагностики причин отставания учащихся. Разработка и создание технологии требуют особенно тщательной и объемной проработки именно этого блока – блока контроля качества и создания системы обратной связи. Эти два вопроса становятся ключевыми при организации обучения, ориентированного на качество усвоения материала.

1.2 Основные качества современных педагогических технологий

Технология и содержание образования. В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга.

Между ними есть еще один опосредующий компонент – важнейшее дидактическое средство – школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части технологии и в реализации их единства. В последние годы в нашей стране создано большое количество вариативных учебников, что в сочетании с разнообразием выбора педагогических технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение качества образования.

Источники и составные части новых педагогических технологий. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:

– социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

– наука: педагогическая, психологическая, общественные науки;

– передовой педагогический опыт;

– опыт прошлого, отечественный и зарубежный;

– народная педагогика (этнопедагогика).

 Теория поэтапного формирования умственных действий

В отечественной психологии разработана одна из интереснейших теорий усвоения– теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путем интериоризаиии, т.е. поэтапным переходом “материальной” (внешней) деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные – интериоризируются. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему внутреннему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий слагается из этапов.

1. Предварительное знакомство с действием, создание ООД. Происходит предварительное ознакомление с действием, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия (обозначим это как ООД).

ООД – текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, система условий правильного его выполнения. Различают несколько типов ООД: полный, неполный, инвариантный и др.

2. Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме. Они получают и работают с информацией в виде различных материальных объектов: реальных предметов или их моделей, схем, макетов, чертежей и т.д., сверяя свои действия с ООД (инструкцией).

3. Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.

4. Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть (полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.

5. Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интерио-ризировалось, перешло во внутренний план и необходимость во внешней опоре отпала.

2 МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

2.1 Общие сведения о технологии модульного обучения

В последнее десятилетие одной из самых распространённых мировых тенденций в образовании стала реализация как личностно ориентированных, так и информационных технологий.

К личностно-ориентированным технологиям, то есть тем технологиям, которые используются в условиях обычного класса любого типа школ, например, КСО, обучение в парах, обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение относится и технология модульного обучения.

Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшая из них – создание комфортного темпа работы для каждого ученика. Каждый ученик получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем.

Самым главным отличием этой технологии является применение принципа планирования совместной деятельности учителя и ученика.

Описание процесс планирования:

Первое – определяются цели для учащихся, то есть устанавливается, кто хочет знать не более государственного стандарта, а кто готов заниматься больше, поскольку планирует поступать в ВУЗ или просто хочет высокий балл. После того, как учащиеся определились с целями:

Второй момент – учитель выстраивает своё целеполагание, определяя содержание и объём педагогической помощи учащимся.

Третий момент – исходя из целей проектируется итоговая диагностика, то есть с учётом уровневой дифференциации создаётся диагностическая карта, она позволяет учащимся осознанно определять тот минимум знаний, который необходим для получения того или иного балла.

Четвёртый момент – на основании целеполагания и планируемой итоговой диагностики отбираются предметное содержание в смысле задания из учебника и из дидактических материалов.

Пятый момент – на основании отобранного содержания выстраивается логика изучения темы, то есть поурочное планирование, определяется время и место промежуточной и итоговой диагностик (то есть изучения запросов учеников) и учебной коррекции.

Шестой момент – для каждого урока определяются цели учащихся и приёмы обратной связи; создаются опорные конспекты для учащихся и задания к уроку.

Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать её, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивного ученика кк сотрудничеству ученика и учителя.

2.2 Чем хороши модульные уроки?

1. Новая ступень к развитию самостоятельности учащихся.

2. Учит детей усваивать предложенный способ обработки новой учебной информации.

3. Получать результат соответствующий эталону.

4. У учащихся формируются умения планировать свою деятельность, более осознанно ориентироваться в учебном материале.

5. Совершенствуют навыки самостоятельной работы не только на этапе усвоения новых знаний, но и на этапе применения, обобщения и систематизации.

6. Эффективны не только как средство формирования знаний, умений и навыков, но и как средство обучения учащихся способам умственных действий и диагностики уровня овладения ими.

7. Позволяет осуществить индивидуальный подход с учётом субъективного опыта ученика, уровня его обученности и обучаемости.

2.3 Использование элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении математике

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма велик.

Как успех учебного процесса в целом, успех дифференцированного подхода в обучении существенно зависит от познавательной активности учащихся, от того, насколько они будут заинтересованы в своей деятельности. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности школьников, причём на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению. Уровень, на котором ведётся преподавание, не надо отождествлять с обязательным уровнем усвоения материала. Уровень преподавания должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше. Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс. Так, он должен в полном объёме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач.

Дифференциация осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объём материала, устанавливают различные уровни требования к его усвоению. Для эффективности дифференцированного обучения можно использовать элементы модульной технологии. Действительно, при модульном обучении каждый ученик включается в активную учебно-познавательную деятельность. Здесь идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализаваться и это способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества как самостоятельность и коллективизм. Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль. Задача учителя – обязательно мотивировать учащихся, осуществлят управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. Учитель как бы беседует с учеником, активизирует его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривает, ориентирует на успех.

Преимущества использования модульного обучения в том, что оно интегрирует в себе всё то прогрессивное, что накоплено в теории и практике.

Тему можно разделить на восемь модулей, не являющихся 8 уроками. Модуль может содержать несколько уроков.

Шесть первых модулей, в основном, построены по схеме:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

При постановке проблемы учащимся предлагается свободная таблица тех знаний (схематично), которые учащиеся приобретут на последующих уроках.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Перед изучением нового материала проводится входной контроль знаний и умений (например, в форме диктанта с обязательной проверкой сразу после написания), чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. При необходимости проводится соответствующая коррекция знаний. В той части модуля, где изучается новый материал, хорошо вписывается вся система методов приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группе, лекционная система, беседы и т. д.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

ученика по использованию вновь полученных знаний, сочетающихся с индивидуальной помощью со стороны учителя

При самостоятельной работе над задачей ученики используют учебник, дополнительную литературу, консультации учителя.

ВЫХОД НА КОНТРОЛЬ

Завершающий этап каждого модуля – выход на контроль, который состоит из трёх уровней сложности. Все предлагаемые задания оценены определённым количеством баллов.

Учащиеся сами выбирают для себя уровень сложности и не испытывают беспокойства по поводу получения неудовлетворительной оценки, т. к. каждый из них получит не отметки, а количество баллов.

Предпоследний модуль можно назвать уроком – консультацией.

Урок – консультация.

Класс разбит на пять групп. Каждая группа получает задание (7 вопросов).

Время подготовки 7-8 минут. После подготовки каждая группа отвечает на вопросы, предлагаемые на кодоскопе, затем сдаёт свои вопросы экспертам (ответы должен написать каждый). После ответа одной группы остальные высказывают свои дополнения, возражения и т. д.

В этом модуле можно рассматривать решения задач нестандартными методами. Задания предлагаются каждой группе. Время подготовки 10 минут. Оценивается в баллах. Каждая группа записывает решение на кодоскопе. Проходит обсуждение. Завершение модуля – «Ярмарка задач», где каждый ученик решает индивидуальные задания.  Задачи, например, можно выдать в конверте каждой группе. Они разной степени сложности на «3», «4», «5» баллов.

Последний модуль – это контрольная работа,

задания которой содержат обязательные задачи повышенной сложности. За неё учащиеся получают оценку в баллах.

По окончанию изучения темы, ученик имеет три оценки,  которые видны из таблицы:

«Рейтинг ученика»

Фамилия ученика

Модули (1-6)

Баллы за промежуточный контроль

Общее количество баллов

Оценка

Урок – консультация

Баллы за задания на уроке

Общее количество баллов

Оценка

Контрольная работа

Баллы за задания

Общее количество баллов

Оценка

Зачёт

Последняя графа отведена для тех, кто желает повысить свою оценку за первые шесть модулей. Рейтинговая система оценки увеличивает желание ученика получить большее количество баллов, а, следовательно, школьник старается выбирать и решить более трудные задачи и получить более глубокие знания.

Введение модулей в учебный процесс надо осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной.

Технология модульного обучения - одна из технологий, которая, по сути являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся; совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.

Важным достоинством данной технологии является и ее интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий, интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, "полного усвоения", КСО и т.д.

3 ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

 Основная цель педагогической деятельности -  создание развивающей среды в учебно-воспитательном процессе с целью достижения оптимальных результатов в общем развитии школьников. Тема самообразования - «Применение общеобразовательных технологий в преподавании математики».  

Придаю огромное значение организации урока. Войдя в класс с улыбкой, создаю на уроке благоприятную психологическую атмосферу. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставил меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим веду поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Я забочусь о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно. Немаловажную роль отвожу дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения, воспитания, обладающей образовательной, развивающей функциям, которые действуют в органическом единстве. Использую такие формы работы на уроке, как «Урок-зачет», «Урок-викторина», «Урок лекция», «Урок – тестовый контроль»...

Например, при прохождении темы «Десятичные дроби» проводится дидактическая игра «Индивидуальное лото». В чем суть этой игры? В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт.

На большой карте нарисовано шесть прямоугольников, а у ученика семь - восемь карточек таких же размеров с записанными на них
примерами. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и
накрывает ею соответствующий ответ на большой карте. Карточки
накладываются лицевой стороной  вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный  шифр: рисунок, чертеж, букву…

Широко применяю групповую форму работы, считая,  что школьники приобретают при этом навыки сотрудничества, что такая форма работы воспитывает чувства взаимопомощи, ответственности перед коллективом.  Переход к зачетной системе невозможен без активного участия самих учащихся. Необходимо, прежде всего,  выделить консультантов-детей, интересующихся математикой и имеющих достаточный уровень развития организаторских способностей и  речи.

Учащиеся разбиваются на бригады следующим образом:

              1консультант (ученик, имеющий по математике «5»),

              2 ученика, занимающихся на «4» и «5»,

            1-2 ученика, имеющие средние знания («слабые»).

В один зачет включается один параграф или половину его, в зависимости   от количества, пунктов в нем.

                 Процесс изучения каждого параграфа состоит из нескольких взаимосвязанных шагов, нацеливающих ученика на зачетную систему обучения:

1 шаг - блоковое изучение теоретического материала;

2 шаг- закрепление изученного, на основе групповой работы на уроках;

3 шаг- подготовка к зачетному уроку.

Например, при изучении главы Геометрические построения (часть 1) я  выделяю следующие теоретические вопросы:

Что  такое окружность, центр окружности, радиус?

Что такое хорда окружности, какая хорда называется диаметром?  

 Какая окружность называется описанной около треугольника?

Доказательство теоремы 5.1.

Что называется серединным перпендикуляром?  

 Касание в точке внутреннее и внешнее касание окружности.

 Какая окружность называется вписанной в треугольник?

 Доказательство теоремы 5.2.

 К зачету учащиеся переписывают вопросы в свои карточки, которые имеют вид:

№           Теория

Оценка

№             Практика

Оценка

1

2

Итог

1

2

Итог

Самостоятельная работа   Контрольная работа

Домашняя работа  Ведение тетради

:

    Перечень вопросов для практической работы:

1 .Взаимное расположение прямой и окружности.

2.Взаимное расположение двух окружностей.

3.Построение равнобедренного треугольника по его стороне.

4.Построение треугольника с данными сторонами.

5.Нахождение углов треугольника  

6.Как отложить от данной полупрямой в данную полуплоскость угол, равный данному?

  Для практической работы учащихся заранее подбираю  задачи,  являющиеся  аналогичными тем, которые решали при изучении данной главы. Практические вопросы также записываются в зачетные листы. Зачет проводится на специально выделенном уроке, до которого учащиеся занимаются по бригадам, решают совместно задачи, ведут перекрестные вопросы по теории.

 Первым сдает зачет ученик-консультант, а затем помогает учителю принимать зачет у членов своей бригады. В зачетный лист я с помощью консультантов выставляю среднюю оценку за качество выполнения домашних заданий, оценку за самостоятельную работу, а также ведение тетради.

 Чем же хороша  зачетная   система  контроля  знаний  учащихся,  которой  пользуюсь уже несколько лет? Зачет является эффективным средством, способствующим повышению качества обучения. Перед слабым учеником зачет ставит посильную для него цель: показать умение решать конкретные задачи, разбираться в геометрических определениях. Сильным ученикам зачет тоже полезен, так как подстраховывает их, защищая от пренебрежения элементарными навыками.

Коллективное решение задач, в ходе которого учащиеся комментируют свои действия, я организовываю заранее. Этот урок сменяется самостоятельной работой по карточкам с заданиями различной трудности. Все этапы моих уроков взаимосвязаны по времени и содержанию.

Занимательную долю урочного времени отвожу на самостоятельные работы. Их цели самые разные: это и контроль знаний, и диагностика умений, и прогнозирование перехода к новой теме, и обучение.

Самостоятельные задания богатые учебным содержанием, увлекают детей необыкновенностью вопросов и в то же время такие, что могут быть выполнены детьми довольно быстро, а мной легко проверены.

Например, при прохождении темы «Сложение десятичных дробей », проводится самостоятельная работа в виде дидактической игры - «КОДИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

ВЫЧИСЛИТЬ ЗНАЧЕНИЯ:

I*        П.

1) 27,3 (-2,6) = А                 1)  -5,6 - 3,7 = А

             2)  -3,3 -А + (-3,4) = В       2) 31,2 - А + (-2,5) = В

        3) -21 - В - (-11,2) = С        3)  -12 - (6,1) - В = С

   4) (А+В) - С = Д                   4) (В+С) - А = Д

Кодированные ответы: 1) - 41,5;        2) -36,6;   3) - 43,9;

     4)3,4;       5)-9,3;     6)29,9;     7)38;        8)31,8.

В чем суть самостоятельной работы-игры? Выполнив первое задание, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет - допущена ошибка. Выполнив все задания своего варианта, ученик подает учительнице работу с кодированным ответом. Например, 6281. Таких заданий я готовлю столько, чтобы обеспечить работой каждого ученика и предотвратить списывание. Когда работа закончилась, легко и быстро проверяю, и ребята тут же узнают свои оценки. Такая простая и вместе с тем интересная работа очень развивает учеников и внушает им надежду  в собственные силы. Работа со слабоуспевающими учащимися пронизывает все этапы уроков. Например, проводится самостоятельная работа. Учащиеся выполняют задания в двух экземплярах. Под тетрадный лист кладется копирка, а под неё вспомогательный лист.

 По окончании работы дети сдают учителю копии, а по оригиналу сверяют свои решения с теми, которые заранее приготовлены на вспомогательной доске. Такой прием позволяет вторично обратить внимание школьников на решаемые задачи, формирует у них навыки самоконтроля. А что же делают ученики, чьи умения ещё только создаются? Пока основная часть класса работает за партами, эти ученики выполняют на доске (два-три человека одновременно) задания, аналогичные заданиям самостоятельной работы. Учительница направляет их действия либо сама, либо с помощью особой карточки, на которой указан план работы или дан образец решения. Иногда карточка содержит решения задания, но с некоторыми пропусками. Тип карточки зависит от уровня знаний учащихся. Я считаю, что задача учителя состоит в том, чтобы во время заметить и всячески поддержать склонности ученика к творческому восприятию учебного материала и его желание самостоятельно преодолеть возникшие трудности. Этому в значительной степени способствуют проводимые мною самостоятельные работы и дополнительные домашние задания, которые ученик получает на уроке. При этом чувство радости, испытываемое учащимися при самостоятельном преодолении трудностей, повышает их активность, веру в себя, свои силы, интерес к математике.

Постоянное внимание на своих уроках обучения уделяю: решению задач по геометрии. Обычно выбираю определенный минимум задач и заранее формирую требования к учащимся по овладению этим минимумом. Четкое представление о том, сколько и какие задачи я должна «отработать» со всеми учащимися, приводит к устранению перегрузок. По каждой теме выбираются 7-8 таких ключевых задач, в ходе решения которых учащиеся могут овладеть основными учебными умениями.

Методика работы с этими задачами складывается из следующих этапов. Прежде всего, добиваюсь, понимания теории, на основе которой решается задача. Затем разбираю на уроке-лекции решения всех ключевых задач, а потом предлагается система заданий для самостоятельной работы (в школе и дома) Особого внимания заслуживает организация контроля за усвоением способов решения ключевых задач. Придерживаюсь того мнения, что контролировать надо несколько раз, причем не только при изучении текущей темы, но и при последующем обучении.

Примером таких уроков является «Урок-консультация». Накануне такого урока, ученики получают домашнее задание - подготовить по данной теме карточки с условиями задач, которые они не могут решить. Задание не является неожиданным - ученикам заранее известен срок проведения консультации. Из числа этих задач собирается 6 - 7 наиболее полезных в дидактическом отношении, затем группирует их по темам и решается совместно с учениками-консультантами, разъясняя каждый шаг решения. Такие уроки-консультации помогают мне обеспечить в полной мере одну из основных целей курса геометрии развитие логического мышления учащихся. Главная цель её - научить учащихся делать анализ условия задачи и решать до полного получения исчерпывающего ответа.

Основной результат этой работы - формирование у учащихся умения мыслить самостоятельно, а это качество лежит в основе любого творческого процесса.

 Эффективными являются такие  формы проведения уроков: урок-игра; урок-семинар; урок-практикум; урок-лекция; урок-исследование, применение мультимедийных и  компьютерных программ и презентаций.

 Важно использовать современные методы активизации познавательной деятельности (проблемный, блоковый, игровой, поисковый), которые позволяют активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивать мыслительные способности, использовать виды контроля, повышающие эффективность усвоения учебного материала: тесты, рефераты, исследовательские работы, творческие работы. Неоценима роль компьютера и Интернета.  

 

Заключение

Благодаря открытости методической системы учителя, заложенной в модуле, добровольности текущего и гласности итогового контроля, возможности свободно осуществлять самоконтроль и выбирать уровень усвоения, отсутствию жесткой регламентации темпа изучения учебного материала, выполняется гуманистический принцип направленности на ребенка. Таким образом создаются благоприятные морально-психологические условия, в которых ребенок ощущает себя свободным, защищенным, уверенным в своих силах.

Осознание учащимися личностной значимости изучаемого и потребности в достижении определенных учебных результатов мотивируется четким описанием комплексной качественной цели, которой может ученик достичь по завершении модуля, критериев уровней усвоения и методической обеспеченностью в их достижении каждым учеником, реальный же результат всецело зависит от самого ученика.

Статус "субъекта", как одного из важнейших показателей личностно-ориентированного обучения, обеспечивается модульной технологией естественным образом, а не по разрешению извне. Он сам планирует способы, темп и место работы. Сам оценивает свои возможности и уровень притязаний. Сам принимает решение о продвижении к следующему уровню.

Потребность в самореализации удовлетворяется, во-первых, возможностью с помощью модуля учиться всегда успешно и, во-вторых, свободой выбора творческой деятельности и нестандартных заданий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. – 3-е изд. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 512 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Селевко Г.К. Опыт системного исследования педагогических технологий (продолжение) // Школьные технологии. 1997, № 1. – С. 11-35.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала // Школьные технологии. 1997, № 2. – С. 29-40.

Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения // Школьные технологии. 1997, № 4. – С. 22-46.

Варенова Л.И., Куклин В.Ж., Наводнов В.Г. Рейтинговая Интенсивная Технология Модульного обучения. – 1993. – 67 с.

Зачеты в системе дифференцированного обучения математике / Л.О.Денищева, Л.В.Кузнецова, И.А.Лурье и др. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.: ил. – (Б-ка учителя математики).

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.– М.: ИНТОР, 1996.–544 с.

Тема: Решение логарифмических уравнений.

Интегрирующие цели: - усвоить определение логарифмического уравнения;

- научиться решать простейшие логарифмические уравнения, решать уравнения самостоятельно выбирая способ решения;

- применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Освоение данного модуля способствует развитию вашего логического мышления.

№УЭ

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-1

  1. Цель: усвоить определение логарифмического уравнения.
  1. Запишите дату и тему урока в тетрадь.
  2. Прочитайте по учебнику определение логарифмического уравнения (п.39, стр.242 до пр.1)
  3. Приведите соседу по парте несколько примеров логарифмических уравнений.

Закройте учебник и повторите про себя три раза.

Пользуясь определением.

УЭ-2

  1. Цель: научиться решать простейшие логарифмические уравнения.

  1. Рассмотрите пример решения логарфмического уравнения.

Пример: ,

 Представим правую часть уравнения в виде логарифма по основанию 3, получим:

, отсюда х=81.

Запись:, , х=81.

  1. Задание для самоконтроля.

Выполните задание из учебника №513а),б) стр. 244.

Осуществите взаимную проверку с соседом.

  1. Научить применять полученные знания. Решите из учебника: 1) №514а),б). Выполните проверку по карте контроля.

Осуществить взаимную проверку с соседом.

  1. Обсудите вопросы решения логарифмических уравнений друг с другом и подготовьтесь к устному ответу.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какое уравнение называется логарифмическим уравнением. Приведите примеры.
  2. Сформулируйте алгоритм решения логарифмического уравнения.

Смотри пример 1,2 и 3 из учебника стр.242-243.

УЭ-3

  1. Далее ваша цель состоит в том, чтобы применить полученные знания в нестандартной ситуации.
  1. Рассмотрите пример 5 стр. 243 учебника
  2. Обсудите решение примера с соседом по парте.
  3. Примените полученные знания на практике. Решите №520а),б).
  4. Рассмотрите пример 7 стр. 244 учебника.
  5. Обсудите решение примера с соседом по парте.
  6. Примените полученные знания на практике. Решите №515а),б).
  7. Обсудите решение примера с соседом по парте.

Осуществите взаимопроверку с соседом по парте.

Задание выполняйте в тетради

Задание выполняйте в тетради

УЭ-4

  1. Цель: установите уровень усвоения темы.
  1. Выходной контроль (самостоятельная работа).
  2. Подпишите листок и решите примеры.

Вариант 1: 1.Решите уравнение:

а) ;

б) ;

в)

г)  №520в).

Вариант 2: 1.Решите уравнение:

а) ;

б) ;

в) ;

г)  №520г).

  1. Первый лист сдайте учителю, а второй оставьте для самопроверки.
  2. Осуществите самопроверку по эталону. Самостоятельно оцените свою работу.
  3. Ответьте на вопрос: достиг ли ты цели урока? Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели.

Задание на дом: п.39 (разобрать еще раз примеры), №512, 513в),г), 514в),г), 522 в),а).

Задание выполняйте на листах через копирку.

Тема: Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической  прогрессии.

Интегрирующие цели: - усвоить определение геометрической  прогрессии и формулу n-го члена геометрической прогрессии;

- научиться: находить знаменатель геометрической прогрессии, если известны любые два последовательных ее члена, применять формулу n-го члена для решения задач, выяснять, является ли указанное число членом геометрической прогрессии, если известны ее первый член и знаменатель геометрической прогрессии.

Освоение данного модуля способствует развитию вашего логического мышления.

№УЭ

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-1

  1. Цель: усвоить определение геометрической прогрессии и научиться находить члены геометрической прогрессии, пользуясь определением.
  1. Запишите дату и тему урока в тетрадь.
  2. Прочитайте по учебнику определение геометрической прогрессии и знаменателя геометрической прогрессии (с. 93-94, п.18).
  3. Выполните задание из учебника №387(а).

Закройте учебник и повторите про себя три раза.

Пользуясь определением.

УЭ-2

  1. Цель: усвоить вывод формулы n-го члена геометрической прогрессии и научить решать задачи, используя эту формулу.
  1. Установить связь между  и q.

Запишите зависимость от  и q.

Сделайте предположительный вывод. Обсудите его с соседом. Выразите ,  и  через   и q. В случае затруднения прочитайте вывод формулы n-го члена геометрической прогрессии в учебнике (с.94).

Запишите формулу в тетрадь.

  1. Задание для самоконтроля.

Выполните задание из учебника №389(а).

Осуществите взаимную проверку с соседом.

  1. Научить применять полученные знания. Решите из учебника: 1) №394(а), 395(б). Выполните проверку по карте контроля. 2) №397(а).

Осуществить взаимную проверку с соседом.

  1. Обсудите вопросы самоконтроля друг с другом и подготовьтесь к устному ответу.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какая последовательность называется геометрической прогрессией? Приведите примеры.
  2. Какое число называется знаменателем геометрической прогрессии? Как найти знаменатель геометрической прогрессии?
  3. Как задать геометрическую прогрессию?
  4. Чему равен n-й член геометрической прогрессии?
  5. Можно ли, зная  и , найти знаменатель геометрической прогрессии? Запишите формулу.

Смотри решение примера 1 на с.95

Используйте: 1) формулу n-го члена;

2) смотри решение примера 2 на с.95

УЭ-3

  1. Далее ваша цель состоит в том, чтобы научиться применять полученные знания при решении задач.
  1. После каждого движения поршня разрежающего насоса из сосуда удаляется 20% находящегося в нем воздуха. Определим давление воздуха внутри сосуда после шести движений поршня, если первоначально давление было 760 мм рт.ст.

  1. Задание для самоконтроля.

Найдите члены геометрической прогрессии , обозначенные буквами ; -8; ; -2; ;

Ответ проверьте у учителя.

Задание выполняйте в тетради

См. решение примера 3 стр.95

УЭ-4

  1. Цель: установите уровень усвоения темы.
  1. Выходной контроль (самостоятельная работа).
  2. Подпишите листок и решите примеры.

Вариант 1.

  1. Последовательность -геометрическая прогрессия. Найдите , если =-24 и знаменатель q=0,5.
  2. Дана геометрическая прогрессия , в которой =14, =7. Найдите первый член и знаменатель геометрической прогрессии.
  3. Между числами 6 и 486 вставьте такие три числа, чтобы они вместе с данными числами образовали геометрическую прогрессию.

Вариант 2.

  1. Последовательность -геометрическая прогрессия. Найдите, если =625 и знаменатель q=-0,2.
  2. Дана геометрическая прогрессия , в которой =-21, =7. Найдите первый член и знаменатель геометрической прогрессии.

3. Между числами 1,5 и 96 вставьте такие пять чисел, чтобы они вместе с данными числами образовали геометрическую прогрессию

  1. Первый лист сдайте учителю, а второй оставьте для самопроверки.
  2. Осуществите самопроверку по эталону. Самостоятельно оцените свою работу.
  3. Ответьте на вопрос: достиг ли ты цели урока? Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели.

Задание на дом: п.18 (вывод формулы), №391(а), 392(а), 396(а), 400.

Задание выполняйте на листах через копирку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта внедрения блочно-модульной технологии на уроках физики

Обобщение опыта по осуществлению компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии...

Обобщение опыта работы по теме "Технология РКМЧП на уроках литературы и курса по МГП "Вокруг тебя Мир..."

Овладевая стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я добиваюсь определенных успехов, из которых самым главным я считаю овладение способами мыслительно...

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»

     Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в том, чтобы обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом зн...

обобщение инновационного педагогического опыта работы «Использование информационных технологий на уроках математики»

в данной статье я обощаю опыт своей работы, которая развивается с внедрением новых технологий. Начинала я работу с создания презентаций к урокам, с привлечением учащихся к данной работе. Учениками соз...

Обобщение опыта работы по теме "Технологии формирующего оценивания"

Методические рекомендации по практическому применению прогрессивных формирующего  технологий оценивания  в условиях перехода на новые стандарты.технология опыта,результативность....

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Презентация обобщение опыта работы по теме "Технология развития критического мышления как технология реализации ФГОС ООО"

В данной презентации раскрыты ключевые аспекты технологии критического мышления, которые могут быть эффективно интегрированы в образовательном процессе....