Использование ЭОР в средних профессиональных образовательных учреждениях
статья на тему

В статье рассмотрены виды ЭОР, применяемые в образовательной деятельности по дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_eor__v_spou.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЭОР в средних профессиональных образовательных учреждениях.

В СПОУ поступает, как правило, это в той или иной мере профессионально ориентированная молодежь, не имеющая достаточной подготовки для поступления в высшее учебное заведение. Подростки 15-17 лет из малообеспеченных семей, личностно незрелые, с низким уровнем образованности. Отсюда целый ряд проблем при обучении.

В первую очередь проблемы мотивации. Первокурсники, которых привели в техникум родители, порой проявляют явную незаинтересованность в обучении вообще и в освоении профессии в частности. Ситуация усугубляется слабыми знаниями по целому ряду предметов, несформированностью навыков самообучения, привычкой к формальной учебной деятельности,  списыванию. Следует учитывать и сложности адаптации подростков к новой среде, низкий уровень их самооценки.

При подготовке к уроку преподавателю наряду с планированием учебного материала необходимо продумывать и решение ряда задач, способствующих адаптации студентов к учебной деятельности.

Технологии, включающие в себя личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студента, являются важнейшей составляющей педагогического процесса. Тенденции совершенствования образовательных технологий в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения характеризует переход от обучения как усвоения набора знаний к учению, как процессу умственного развития, направленного на использование усвоенного. Особенно актуальными становятся дифференцированные и индивидуализированные программы обучения, смена внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Содержание учебного материала, способы приобретения знаний, нужно гибко и эффективно подстроить под каждого студента с учетом уровня его подготовки, его способности воспринимать информацию. Существенную помощь здесь оказывают специально разработанные ЭОР.

Представляется эффективным разработка группы ЭОР по каждой теме. В «тематический набор» входят:

Вид 1. Поурочные презентации нового материала для демонстрации с помощью видеопроектора.

Такая презентация содержит минимум текстовой информации, обязательно сопровождается подробными объяснениями преподавателя и служит иллюстрацией объяснений. В презентацию включаются тесты для фронтального опроса. Это помогает активизировать студентов, сформировать диалог. Заключительным слайдом презентации является опорный конспект.

Вид 2. Презентация-повторение является более сжатой версией типа 1.

Используется для повторения материала предыдущего урока и начинается с опорного конспекта. Далее студентам предлагается устно пояснить понятия,  сказать определения, продолжить доказательство или решение. Тут же демонстрируется правильный ответ.

Во время работы с этими презентациями, особенно в начале года, когда преподаватель еще не знает всех первокурсников в лицо, удобно использовать карточки.  Они представляют собой небольшие кусочки картона, которые даются за правильный ответ. На карточке студент пишет свою фамилию. В конце урока карточки собираются преподавателем, и работа студентов оценивается.

Вид 3. Практикумы

Служат для обобщения и осмысления знаний, выработки навыков и умений. Представляют собой тестовые задания «от простого к сложному» с правом на ошибку. Если студент дал неправильный ответ, то он может не только увидеть правильное решение, но и получить его теоретическое обоснование.

Если учебный кабинет не оборудован достаточным количеством компьютеров, то удобно использовать индивидуальные карточки-задания в достаточном количестве вариантов (количество студентов в группе плюс 5-7). Проверка может осуществляться преподавателем прямо на уроке или студентами самостоятельно, путем сверения с  таблицей ответов. Объяснения могут даваться преподавателем индивидуально, для группы (если  при решении у нескольких студентов возникает ошибка одного типа),  или студентами друг другу. Совершив ошибку при решении примера, студент берет карточку другого варианта и решает задание такого типа повторно.

Практикумы могут быть разной сложности. Это зависит от «размера шагов» между отдельными примерами в каждом задании. Задания низкой сложности характеризуются тем, что каждый следующий пример лишь незначительно отличается от предыдущего. Успешно справляясь с рядом несложных примеров, студент повышает свою самооценку, получает положительные эмоции и с удовольствием продолжает работу над более сложными. Таким образом, даже студенты со слабой подготовкой могут самостоятельно выработать навык решения, соответствующий требованиям учебной программы. Уровень сложности практикума студент может выбирать самостоятельно или по рекомендации преподавателя.

Работа с практикумами может осуществляться студентом на занятиях или самостоятельно во внеурочное время.

Вид 4. Контрольные материалы

Содержат задания, при решении которых необходимо продемонстрировать все знания, умения и навыки, которые должны быть освоены при изучении темы.  Для введения правильного ответа дается только одна попытка, но студент может проходить контрольные задания повторно до удовлетворительного результата.

Вид 5. Презентация нового материала для самостоятельного изучения студентом.

Могут быть подготовлены в двух вариантах – упрощенном и «углубленном». Представляют собой модификацию вида 1 с подробными текстовыми или звуковыми пояснениями.

Предназначены для самостоятельного изучения темы студентами, пропустившими занятие, или не усвоившими материал на уроке.

Вид 6. Электронные ресурсы для повторения учебного материала

Желательно подготовить такие материалы по основным темам школьного курса математики. Они содержат краткое изложение значимых теоретических вопросов и тесты-практикумы. К подготовке ЭОР этого типа можно привлечь студентов.

Удобно разместить вид 3, 5 и вид 6 на сайте для свободного доступа студентов.

И, наконец, Вид 7 – ресурсы, изготовленные студентами

Это может быть дополнительный материал по теме, представление решения задачи, представление использования ЗУН в практической деятельности. Полезным, например, будет поручение студентам 2 курса подготовить презентацию для первокурсников. Таким образом осуществляется творческое повторение изученного материала, его повторное осмысление.

Разработка и применение ЭОР – это та сторона педагогической деятельности, в которой особенно ярко проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя и его умение побудить студентов к сотворчеству.

Применение ЭОР позволяет постепенно подводить студента к самостоятельной работе по овладению знаниями. Трансформация цели деятельности студента во внутренний план личности формирует мотивацию, основными аспектами которой являются:

- желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи;

- потребность проверить свои способности, знания и возможности;

- потребность узнать новое, овладеть умением, расширить свои возможности.

Работая с электронными ресурсами, студент сам организует свою деятельность, выбирает способ выполнения поставленных задач, совершает операции и контролирует их в соответствии с поставленной целью. Совмещение исполнительных и контрольных действий способствует развитию самоконтроля  – одной из важнейших форм саморегуляции. В процессе работы с ЭОР студент всегда достигает некоторых результатов, ценность и значимость которых, как полученных самостоятельно, осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. При этом конкуренция оказывает положительное воздействие, и, в то же время, студенты с радостью делятся знаниями, помогая сокурсникам.

Формы организации работы с ЭОР

Фронтальная

Фронтальная форма целесообразна в начале занятия, когда важно создать оп ределенный настрой, вызвать интерес к занятию. По лезна она при проверке домашнего задания, повторении учебного материала, изучении новой темы или новых приемов работы, на начальном этапе формирования умений. Коллективное обсуждение вопросов, анализ заданий и типичных ошибок подготавливает студентов к самостоятельной работе.

Индивидуальная

Наиболее широко используемая форма организации работы с ЭОР. Возможна как на занятии, так и во внеурочное время. Однако для большинства студентов 1 курса ССУЗ самостоятельное изучение материала представляет определенные сложности и на первом этапе работа с ЭОР нуждается в сопровождении и контроле преподавателем.

Групповая

Работа  в парах

Эффективна при совместной работе с практикумами. Деловое взаимодействие помогает студентам делиться знаниями, передавать их друг другу. В процессе сотрудничества студент активизирует свои знания, учится излагать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Работа в звеньях (4 человека)

Более сложное сотрудничество, требующее тщательной организации. Может применяться при разработке новых электронных ресурсов или «мозговых штурмах». Студентам необходимо выбрать руководителя группы, который принимает решения по поводу порядка работы, оформления отчета. Он направляет деятельность группы, руководит обсуждением выдвигаемых гипотез, осуществляет функции контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из материалов II МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА БАЗЕ ГБОУ СПО СК «ПЯТИГОРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Тема"Инновационные технологии в преподавании акушерства"

Статья из материалов II МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА БАЗЕ ГБОУ СПО СК «ПЯТИГОРСКИЙ  МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»  Тема"Инновационные  техно...

Статья "Использование лингвосоциометриив повышении уровня знаний на уроках русского языка в профессиональном образовательном учреждении"

Данная статья вошла в сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2014 года, часть 5, Тамбов ООО "Колсантинговая компания Юком". В ней раскрываются осо...

Методический доклад«Тьюторское сопровождение процесса самовоспитания студентов в средних профессиональных образовательных учреждениях».

В современных условиях развития России возникла своеобразная позиция современной школы, направленная на социализацию подростков.Важнейшей задачей воспитания является стимулирование учащихся к активной...

Статья Использование презентаций PowerPoint на библиотечных занятиях в профессиональном образовательном учреждении СПб ГБПОУ «Автомеханический лицей»

В статье рассматриваются:теоретические основы использования информационных технологий на занятия в учебном заведении,миссия библиотеки в современном миреприводится пример использования компьютерных те...

о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум) Департамента физической культу

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Московское среднее специальное училище олимпийс...

Методика обучения иностранному языку методом погружения у студентов средне-профессиональных образовательных учреждений строительных специальностей

Методическая работа посвящена исследованию эффективности метода погружения как средству формирования социокультурной и профессиональной компетенции студентов средне-профессиональных образовательных уч...

Научно-методическая работа в среднем профессиональном образовательном учреждении

В специальной литературе описаны разнообразные формы и методы методической работы в средне – профессиональных образовательных учреждениях. Но, не смотря на это, в нашей повседневной жизни методи...