Модель предметно-развивающей среды как средство оптимизации речевого развития детей с ТНР
статья на тему
В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. Появляются новые формы организации коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями, осуществляется активный поиск нового содержания и методов взаимодействия с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_predmetno-razvivayushchey_sredy.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации психо-речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи
Махинько Татьяна Петровна
В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. Появляются новые формы организации коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями, меняется профессиональное сознание педагогов, осуществляется активный поиск нового содержания и методов взаимодействия с ребенком.
Развивающая среда является составной частью стратегической коррекционной - образовательной программы. В ней заложены подходы преобразования материально-технического, методического, дидактического обеспечения педагогического процесса. Педагогическое пространство логопедического кабинета в нашем д\саду рассматривается как система взаимосвязанных воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и окружающие его взрослые. Эта система реализуется в условиях специально разработанной предметно- развивающей среды, представляющей собой совокупность предметов логопедического кабинета, основное назначение которого- побуждать ребенка к деятельности, стимулировать поиск, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии с взрослыми и др.детьми с одной стороны; повышать профессиональный уровень педагога, совершенствовать условия для качественной педагогической деятельности с другой стороны.
Учебный кабинет должен обеспечить качественную деятельность педагога и ученика, совершенствовать учебный процесс, поэтому администрация детского сада, активно способствует оснащению материально – технической базы кабинета. Рабочее место ученика и учителя оснащено мебелью, учебными шкафами для хранения материалов, школьной магнитной доской с дополнительным освещением, фланелеграфом, настенными и настольными зеркалами, специальным инструментарием, соответствующие СаНпинам и современным требованиям. Наличие современных технических средств обучения и коррекции непосредственно в кабинете: телевизора, компьютера, аудио и видеомагнитофонов, цифрового фотоаппарата, ксерокса делают процесс обучения современным , творческим и результативным.
Кабинет имеет глубокую содержательную сторону и отражает его коррекционную направленность. Широкий спектр программ и технологий нового поколения (авторов Т.А.Ткаченко, Н.В.Нищевой, В.В.Коноваленко, и др.), УМК, учебная программа дополнительных образовательных услуг, банк педагогической информации с опытом работы логопедов всех уровней помогают методически грамотно ориентироваться в современных тенденциях коррекционно-образовательного процесса. Планирование и организацию работы логопедического кабинета, деятельность учителя регламентируют нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней, приказы по ДОУ.
Информационно - методическое обеспечение логопедического кабинета является источником дополнительной информации в образовательном процессе, основой для формирования навыков самообразовательной работы логопеда. С этой целью в кабинете собрана справочная, научно-популярная, коррекционно-педагогическая, детская литература, литература по общим вопросам педагогики, психологии, логопедии и дефектологии, подписные издания.
Содержание кабинета основано на интеграции материала по всем структурным компонентам речи: лексике, грамматике, фонетике, фонематике, связной речи, что позволяет строить образовательный процесс эффективно, качественно, экономить время на подготовку к учебному занятию. В кабинете сосредоточено разнообразие видов учебно-наглядных пособий, иллюстративного материала, моделей, речевых компьютерных игр, карточек для индивидуальной, групповой работы. Материалы систематизированы по темам, оформлены в папки с указателями их содержания, ярко и красочно оформлены; собран банк дидактических игр по коррекции фонематических процессов, просодике (интонационной выразительности), связной речи, пространственной ориентации, артикуляционной моторике.
Для развития речевой активности важно, чтобы «информация», заложенная в развивающей среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к поиску, поэтому наглядность в кабинете постоянно меняется, обновляется.
Важным аспектом в образовательном процессе является аналитико-прогностичекая деятельность учителя-логопеда, позволяющая анализировать развитие коррекционно-образовательного процесса, формирование речевых умений и навыков воспитанников. В кабинете представлены диагностические программы, сводные таблицы и аналитические материалы, отражающие результаты динамики речевого развития детей-логопатов с разной структурой речевых дефектов.
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка. Здесь имеет значение все: цвет стен, потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр и игрушек, наличие места для реализации режима двигательной активности и отдыха. В соответствии с принципом природосообразности предметно – развивающая среда является средством совершенствования физиологических процессов и функций, фактором, формирующего устойчивость детского организма к умственному утомлению, выполняющего общеукрепляющую и здоровьесберегающую функцию. Динамические паузы, паузы психофизической разгрузки, работа со сменой поз детей в течение занятия предполагают свободное передвижение по группе, выполнение на ковре заданий , лёжа и сидя. Кроме соблюдения рационального двигательного режима детям обеспечивается щадящий зрительный режим. Руководствуясь рекомендациями врача-офтальмолога В.Ф.Базарного, на потолке оформлены тренажёры – схемы зрительных траекторий для активизации работы мышц глаза. В кабинете по всему образовательному пространству предусмотрено движение наглядного учебного материала (схемы, карточки с заданиями, двигательные и зрительные модели, наглядные и тактильные опоры, и т.п.), суть которого – регулярное изменении удаленности объекта восприятия (дальнее и ближнее зрение), формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторных систем организма, создание условий для переключения с зрительного на слуховое и тактильное внимание.
Важным компонентом кабинета является его оформление. Индивидуальный стиль, творческий почерк педагога, специфика его профессиональной направленности выражены в оформлении зоны психологической разгрузки и театрализованной зоны, в которой представлены все виды театра: кукольный, варежковый, пальчиковый, конусный, настольный, бибабо. В качестве звукового дизайна используются музыка для души (аудио и видео кассеты), компьютерные зарисовки, музыкальные инструменты. Регулятором и индикатором настроения детей, их эмоционального состояния служит изменение освещения, которое может по желанию менять сам ребёнок. Удивительный мир игрушек, мягкие пуфы, яркий, разноцветный ковер (3х5м), игровая оптика – пузырьковая колонна, мягкие модули, зеркальное ультрафиолетовое панно «Светящие нити» обеспечивают малышу чувство психологической защищенности, удовлетворение ведущих потребностей возраста; максимальную коррекцию, компенсацию нарушений развития речи, радость существования, эмоциональное благополучие, тактику общения – сотрудничество. Усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, ребёнок проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Стена творчества «Мастерок» привлекает детей к неформальному общению «не рядом, не над, а вместе». Работа с нетрадиционным материалом: с воском, непряденой шерстью, монетами (медитренинг), шнуровкой, крупой и т.п. развивает мелкую моторику и снимает повышенный мышечный тонус у детей с дизартрией и заиканием.
Стенды, представленные в кабинете выполнены в едином стиле, цветовой гамме, отражают взаимосвязь с родителями воспитанников, пропаганду педагогических знаний среди педагогов и сотрудников д\с, а «Педагогическая копилка»(бюллетени, фоторепортажи)- деятельность учителя-логопеда и учреждения по направлению.
Весь материал систематизирован, позволяет быстро ориентироваться логопеду в многообразии его содержимого; особое место отведено паспорту кабинета, в котором определен перечень содержимого, его место хранения, визитная карточка, перспектива развития.
Таким образом, организованная в детском саду предметно-развивающая среда способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и реализации предметно-практической направленности специального педагогического пространства.
Литература
1.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. Санкт-Петербург «Детство» Пресс 2010
2. Петровский В.А. и другие. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва 1993. Малое предприятие «Новая школа»
3. Требования к санитарному содержанию помещений…(извлечение из санитарных эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.1. 1249-03)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель предметно-развивающей среды ДОУ (для педагогов ДОУ )
Предметно-развивающая среда в ДОУ является частью работы дошкольных педагогов, которые преследуют задачу создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность п...
Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста
В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации дошкольников и ее влияние на развитие речи и черты личности....
Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487837","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...
Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186860","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...
Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187499","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...
Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников.
Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников. (консультация для воспитателей) «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовател...