Актуальность: | Почему происходят различные конфликты в молодежных группах? Может быть, вся причина в том, что не умеют договариваться между собой, слушать и слышать друг друга, принимать единогласное решение безопасное для всех. И уметь договариваться между собой мирным путем не повышая голоса, не распуская рук, не прибегая к ненормативной лексике? Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка будет соответствовать мнению всех участников.
|
Цели: | - передача знаний, которые невозможно передать словами; - познание через переживание, через эмоции; -обучение самостоятельности в нахождении эффективных способов общения; -формирование у ребят навыка противостояния групповому давлению; -формирование культуры отказа. |
Задачи: | -помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами; -научить воспринимать и лучше понимать себя; -сформировать навыки критического восприятия информации.
|
Идея: | не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.
|
Особенности: | -организация работы как в малых группах, состоящих из 4-5 человек, так и в больших; -тренинг – это необычные ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения; - отсутствие жесткого сценария; - необходимость в помещение, изолированного не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей; - использование некоторых развлекательных упражнений, не несущих серьезной смысловой нагрузки; - перестройка пространства в соответствии со сменой характера общения (в круг, по группам…); - активность и добровольность участников являются необходимым условием.
|
Правила: | -Единая форма обращения друг к другу по имени. Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу по имени . Это психологически уравнивает всех и способствует раскрепощению участников тренинга. -Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. -Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом. -Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. -Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение. -Уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем вопросы или высказываем свою точку зрения. -“Не опаздывать!” Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.
|
Роль ведущего: | -объяснить участникам правила, - давать ответы на все возникающие вопросы, -следить, чтобы правила никем не нарушались, - оказать помощь в построении отношений общения между участниками, - помочь каждому изучить себя и других людей, понять свои чувства, контролировать собственные мысли и поступки.
|
Требования к участникам: | - слушать внимательно и давать высказаться каждому;
- постараться установить связь между тем, что бы они
хотели сказать, и тем, что сказали другие; -постараться установить отличие между фактами и собственным мнением; - не пытаться увести дискуссию в сторону, говорить
по делу; - соблюдать регламент выступления;
- не использовать ругательства;
- сконцентрироваться на проблеме и на необходимости найти решение;
- не говорить чужих фактов, мнений и чьих-то идей.
|
Трудные ситуации для учителя и как с ними справляться:
| Группа вам не нравится. В целях профилактики рекомендуется не конкретизировать заранее свои ожидания. Чем более они детализированы, тем вернее будет ваше разочарование. Вы волнуетесь перед группой. Только не расценивайте это как слабость и не скрывайте свое волнение. Лучше скажите о своем волнении во всеуслышание. Это добавит вам искренности и убедительности. Так следует поступать и с другими беспокоящими вас чувствами (страх, усталость, злость). Участники разговаривают и на вас не обращают внимания. Самое беспомощное действие в этой ситуации – кричать: “Послушайте меня!” Более эффективным будет предложить им: “Посмотрите, что я сейчас буду делать”. Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Шевелите руками до полной тишины. Поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать. Участники требуют от вас большей активности и поддержки. Поддержка психолога необходима, но должна быть наименьшей из всех возможных. Вы потеряли ориентацию и не знаете, что делать дальше. Не суетитесь и не нервничайте. Если вы не знаете, что делать, то и не надо ничего делать. Посидите, помолчите вместе с участниками. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят. Задуманный вами сценарий тренинга не получается. Испортить тренинг может заранее приготовленный план. В этом случае, вместо организации творческого общения, вы будете загонять участников в свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов Вы почувствовали сильную усталость во время или после тренинга. Усталость свидетельствует о том, что вы делали что-то неправильно. Она говорит о несоответствии вашего состояния и состояния группы, о трате сил на противоборство этих состояний.
|
Ожидания:
| -научиться слаженно работать в группе, -уважать мнение других участников, -уметь договориться, -научиться принимать эффективные решения для всех участников группы, выявить лидерские способности.
|
Рефлексия: | Проводится в форме групповой дискуссии: -с какими трудностями вы встретились, принимая решение? -кто в группе занял лидерствующее положение? Почему? -какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия? -какой была атмосфера в группе во время обсуждения? -как можно улучшить процесс принятия общего решения? -может ли группа эффективнее работать, чем один человек?
|
Рекомендации по достижению соглашения: | -не ставить свое мнение превыше всего; подходить к каждому вопросу с позиций логики; -не отказываться от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта; поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться; -избегать таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение, торг; -относиться к расхождениям во мнениях как фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.
|
Пять этапов принятия решений:
| -проясни для себя, какое решение необходимо принять; -продумай все возможные альтернативы (что ты можешь сделать в этой ситуации); -собери информацию, необходимую для принятия решений; -продумай последствия каждой альтернативы (подумай, что произойдет при принятии каждого возможного решения); -выбери наилучшую альтернативу и осуществи необходимые действия. Будь уверен, что доведешь решение до конца. |
Реализация: | -отдельным учебным занятием.
|
Форма представления: | урок-тренинг с мультимедийным сопровождением.
|
Формы работы: | психологические упражнения, учебный диалог, беседа с обсуждением ключевых вопросов, ролевые игры, дискуссии.
|
Основные понятия: | -выбор, -правила отказа, - самоуправление, -альтернативное мнение, -собственная точка зрения, -работа в команде, -правила поддержки.
|
Аудитория: | учащиеся 9-11 классов.
|