Духовно - нравственное воспитание школьников
материал (10 класс) по теме
Учебно-исследовательское задание, выполненное по результатам обучения на курсах по теме
«Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательское задание, выполненное по результатам обучения на курсах по теме
«Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников»
Автор программы курсового обучения – проф., Д.п.н. Сафронова Е.М.
Исполнитель – МОУ « СОШ №7», учитель русского языка и литературы и руководитель ШМО классных руководителей, Бондаренко Алевтина Васильевна.
Задание 1.: выделить и описать в учебном (внеурочном, внешкольном) занятии 3 аспекта воспитательного влияния (интеллектуально-познавательный, духовно-нравственный, смыслопоисковый) на личность школьника
Три аспекта воспитательного влияния
№ | Название мероприятия | Содержание воспитывающей деятельности | ||
интеллектуально-познавательный аспект | духовно-нравственный аспект | Смыслопоисковый аспект | ||
1. | Внеклассное мероприятие на тему: «Взаимопонимание. На чём оно основано» Цель: развитие умения « входить в положение других людей», усвоение стандартных приемов эстетических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки. Возраст участников- 13-15 лет. | Сбор информации по теме: « Понимание. Взаимопонимание» (работа с толковым ,этимологическим и др. словарями; подобрать примеры из материалов СМИ о причинах одиночества людей; подобрать с репродукции картин, на которых эмоциональное состояние людей передавалось бы с помощью мимики и жестов, или через их отношение к окружающим предметам. Познакомиться с биографией и творчеством авторов выбранных репродукций.
| В ходе анализа подобранных примеров из СМИ учащиеся рассуждают над вопросом: Что такое « понимание между людьми».Как возникает взаимопонимание ? Переход на межличностные отношения в классе.( беседа с практическими заданиями) - Ощущаете ли вы понимание и поддержку со стороны одноклассников, учителей, родителей? - В чем может быть причина отсутствия взаимопонимания? -Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания взаимопонимание. Задача учителя в ходе мероприятия подвести ребят к выводу, что без взаимопонимания не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого сотрудничества, ни просто общения. | Осмысление: -уважительного отношения к окружающим; - самовоспитание ( тактичность в общении, как лучше выразить окружающим свое ободрение и благодарность. Как выразить сочувствие и понимание. Способность видеть смысл своих поступков. Обращение к смыслу порядочности (скромность, мера в радости и благополучии) Приобщение к таким смыслам как терпимость и непримиримость. Прививать умение слушать и слышать других. Развитие потребности « человека в человеке» |
Задание 2: Спроектировать ситуацию развития личности школьника в учебном (внеурочном, внешкольном) занятии, опираясь не технологию ее проектирования в русле концепции личностно-развивающего образования ( В.В.Сериков), указав тему занятия, возраст обучающихся.
Тема занятия: « Эстетика поведения и этикет»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Задачи: выявить содержание представлений учащихся о прекрасных сторонах в поведении человека; формировать эстетический вкус в манерах поведения, стремление совершать красивые поступки, руководствуясь нравственными мотивами; бороться с проявлениями грубого, неуважительного отношения к людям.
Предполагаемый результат: осмысление нравственных ценностей в содержании высказывания « Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает»
а) вхождение в контекст жизни обучающегося
Учитель предлагает учащимся вспомнить и описать две ситуации, в которых они одобряли или осуждали поведение людей, а также вспомнить случаи из собственной жизни, когда знание правил поведения было недостаточным, чтобы поступить правильно и хорошо.
: В ходе обсуждения используются материалы предварительного собеседования и индивидуальные письменные работы учащихся.
б) организация диалогического взаимодействия
Обсуждение жизненной ситуации « Случай на железнодорожном вокзале»
Учитель читает (рассказывает): « В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно и душно. Старушка, прося снисхождения к усталым, больным своим ногам, стала объяснять очереди, что ей тяжело стоять и что, если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке уложила удостоверение на дно большой сумки».
Учитель прерывает чтение. Предлагается вопрос: как вы думаете, какова будет реакция людей?
После обсуждения учитель продолжает « В очереди поднялся недовольный ропот: « Сидела бы ты, Бабуся дома»», «Подумаешь, война – да когда это было, пора и забыть». Голоса были молоды, раздражительно-дерзки. « Есть удостоверение – вынь и покажи»,-крикнул дюжий парень.
….Вдруг из очереди, послышался голос: « Пропустите меня. Я с удостоверением». К окошку кассы двинулся высокий молодой человек. В руке он держал удостоверение. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась, и стоявшие рядом люди увидели Орден « За мужество». « До какой тебе станции, мать? – спросил он женщину. И через минуту протянул ей билет».
Беседа с учащимися по вопросам: как вы оцените поведение людей в очереди? В чем причина такой реакции людей? Чем продиктован поступок молодого парня, предложившего помочь старушке взять билет? Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета? Как будут вести себя люди в очереди после случившегося?
Проблемный вопрос для ученика: Как бы ты поступил в данной ситуации? Почему?( объяснить свою точку зрения)
После обсуждения читается окончание ситуации» Когда старая женщина ушла, этот молодой человек вернулся на своё место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза…»
Вопросы для беседы: Какой урок преподнес молодой человек людям? В чем красота его поступка? Почему окружающим вдруг стало стыдно друг перед другом?
в)стимулирование поступка субъекта образовательного процесса
В данном случае идет работа в нескольких направлениях духовно-нравственного воспитания школьников: воспитание нравственных чувств и этического сознания( осмысление ценностей: нравственный выбор, справедливость, милосердие, помощь, мораль, уважение); воспитание патриотизма, гражданственности ( осмысление ценностей данного направления через отношения молодого поколения к участнице В.О.в)
Ученик должен понять, что уважение вызывает тот человек, который . следуя установленным правилам поведения(этикету),не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и даже красивым, в другом – грубым и бестактным. Всё зависит от того как человек учёл обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми он общается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников
Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
выступление...
Духовно-нравственное воспитание школьников
Доклад на родительское собрание...
Духовно-нравственное воспитание школьников
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к...
Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"
В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения и примеры использов...
Республиканская НПК "Духовно-нравственное воспитание школьников в свете ФГОС". Выступление на тему: "Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков".
Республиканская научно-практическая конференция "Духовно нравственное воспитание школьников в свете ФГОС"...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...