Духовно-нравственное воспитание школьников
материал по теме

Доклад на родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ДОКЛАД

Духовно-нравственное воспитание

школьников

Зам. директора по УВР

                                                                             Домарева Н.И.

                                                                     9.04.2011г.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью в домах культуры; резкое снижение физической подготовки молодежи и т.д..   Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Важной педагогической задачей формирования личности в нашей школе является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Наши педагоги, изучая все лучшее,  пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную   духовной энергией,  интеллектуально развитую личность.

Используемые в школе учебные  программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Переступив порог школы, первоклассники  встречаются с миром прекрасного. Они начинают новую жизнь — творческую, интересную, плодотворную.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 20,  даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

 В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру.  Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 30% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству, а представления детей по мере их взросления о "должном" русском человеке не становятся определеннее, приобретают критически-циничный оттенок: "Быть русским — значит мусорить как все русские".

Еще много можно приводить примеров, чтобы убедиться в том, что духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

В нравственном воспитании учащихся  весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке, и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

В школе проводятся традиционные праздники:

  1. сентябрь (День знаний), посвящение в первоклассники и пятиклассники;
  2. октябрь (День самоуправления, День учителя, Выборы Президента школы);
  3. ноябрь (школьный осенний лагерь, День матери);
  4. декабрь (новогодние праздники);
  5. январь, февраль (месячник оборонно-массовой работы);
  6. март (праздники, посвященные 8 марта);
  7. апрель (День ГО);
  8. май (выборы школьного ученического парламента, последний звонок, День славянской письменности, общешкольный итоговый праздник за честь школы).
  9. июнь (летний оздоровительный лагерь)

В нашей школе 12 классов-комплектов, 18 творческих объединений.

Анализ особенностей работы классных руководителей и педагогов дополнительного образования, позволяет сделать вывод о том, что эта сфера деятельности является наиболее благоприятной для развития духовно-нравственного воспитания школьников. Каждый классный руководитель, совместно с учащимися,  разрабатывает планы работы на четверть.  Каждое творческое объединение работает по модифицированной, соостветствующей сегодняшним условиям, программе. Ребята получают как теоретические, так и практические знания. Участвуют в школьных и районных конкурсах, мероприятиях и выставках.

С опытом своей работы  вас познакомит руководитель творческого объединения «Умелые руки» Ветрова О.Н.

С опытом своей работы вас познакомит руководитель творческого объединения «Родничок» и «Театральный» Матвеева Н.В.

 Уважаемые родители. Вы, наверное, слышали, что сейчас много говорят о проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. Так вот в названном проекте процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.

1-е направление - Личностная культура:

  1. готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — »становиться лучше«;>
  2. сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;
  3. развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
  4. готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  5. способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  6. трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  7. осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.

2-е направление - Социальная культура

  1. сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
  2. вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
  3. готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
  4. развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  5. свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
  6. доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;
  7. забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

3-е направление - Семейная культура

  1. сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
  2. приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
  3. бережное отношение к жизни человека, продолжение рода

 

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

 Система воспитательной работы общеобразовательной школы

Воспитание в российских школах должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне его. Эти категории необходимо поставить во главу угла современной гуманитарной, образовательной политики. Российский народ вправе гордиться своим именем, а государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе, средствами образования.

Первоочередная задача воспитания в общеобразовательной школе — развитие личности гражданина России — не локализована исключительно в учебно-воспитательном процессе. Необходимо последовательно и терпеливо взращивать национальную воспитательную культуру школы и ее социально-культурного окружения.

Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше:

1. ПАТРИОТИЗМ;
2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ;
3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ;
4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ;
5. СЕМЬЯ;
6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО;
7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО;
8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Программы воспитания и социализации имеют комплексный характер. Каждая разделяется на ряд подпрограмм согласно соответствующей системе ценностей. Подпрограмма получает свое название от той базовой ценности, принятие которой школьником она должна обеспечить. Например, воспитательная программа «Гражданственность» включает в себя подпрограммы: «Правовое государство», «Долг», «Закон», «Правопорядок», «Гражданское общество», «Межнациональное согласие». Таким же образом структурируются и иные воспитательные программы.

Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:

1. Урочная деятельность;
2. Внеурочная деятельность (культурные практики);
3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
4. Семейное воспитание;
5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий. 

В заключении хотелось бы сказать, что духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

приложение

Урочная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.  — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание.

Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Например, в рамках подпрограммы «Бережливость» одно из заданий может быть названо «Мой семейный бюджет». Для его выполнения школьник с помощью родителей определяет статьи семейного бюджета, расходы по ним за месяц, составляет свой собственный бюджет (расходы на школу, одежду, развлечения и т.д.), оптимизирует свой личный бюджет в рамках бюджета семьи, определяет возможности экономии родительских средств, их рационального использования. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы. На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания (учебный, внеучебный, внешкольный, семейный), согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, распространяются единые требования. Все компоненты воспитательного пространства общеобразовательной школы призваны обеспечивать достижение единой цели - духовно-нравственное развитие личности гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....